Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Персональные данные, защита достоинства
Добрый день!
Подскажите, пожалуйста, какие могут быть юридические риски и последствия у создателей общедоступного реестра в сети интернет, в котором размещаются персональные данные физических лиц (только ФИО и фото)? Стоит отметить, что указанные данные размещаются без согласия субъекта (их предоставляют третьи лица) и более того - наличие данных в указанном реестре, может быть воспринято субъектом, как оскорбление его чести и достоинства.
Какова возможная ответственность? Есть ли варианты ухода/переноса или смягчения ответственности?
Добрый вечер, Семен!
За разглашение персональных данных предусмотрена административная и уголовная ответственность
Размер налагаемых административных штрафов установлен ст. 13.14 Кодекса об
административных правонарушениях РФ:
на граждан – от 500 до 1000 рублей;
на должностных лиц – от 4000 до 5000 рублей.
Кроме того, на лицо, распространившее такую информацию в СМИ,
произведении или публичном выступлении, а также добывшее ее
противозаконным способом, может быть наложена уголовная ответственность.
Ее размер установлен ст. 137 Уголовного кодекса РФ и может быть выражен
одним из следующих видов наказания:
штраф в размере до 200 000 рублей или в размере зарплаты виновного
за 1,5 года;
обязательные работы на срок до 360 часов;
исправительные работы на срок до 1 года;
принудительные работы на срок до 2 лет;
арест на срок до 4 месяцев;
лишение свободы на срок до 2 лет.
В случае с сетью Интернет, скорее всего, речь может идти именно об уголовной ответственности и избежать ее законным путем я способа не вижу.
Здравствуйте.
Наказание от административного до уголовного, смотря что за инф-ия.
КоАП
Статья 13.11. Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных)
Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Статья 13.12. Нарушение правил защиты информации
1. Нарушение условий, предусмотренных лицензией на осуществление деятельности в области защиты информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну), — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на юридических лиц — от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.
(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 02.12.2013 N 341-ФЗ)
2. Использование несертифицированных информационных систем, баз и банков данных, а также несертифицированных средств защиты информации, если они подлежат обязательной сертификации (за исключением средств защиты информации, составляющей государственную тайну), — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией несертифицированных средств защиты информации или без таковой; на должностных лиц — от двух тысяч пятисот до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей с конфискацией несертифицированных средств защиты информации или без таковой.
(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 02.12.2013 N 341-ФЗ)
3. Нарушение условий, предусмотренных лицензией на проведение работ, связанных с использованием и защитой информации, составляющей государственную тайну, созданием средств, предназначенных для защиты информации, составляющей государственную тайну, осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите информации, составляющей государственную тайну, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей.
(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 02.12.2013 N 341-ФЗ)
4. Использование несертифицированных средств, предназначенных для защиты информации, составляющей государственную тайну, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией несертифицированных средств, предназначенных для защиты информации, составляющей государственную тайну, или без таковой.
(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
5. Грубое нарушение условий, предусмотренных лицензией на осуществление деятельности в области защиты информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну), — влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
УК РФ (но если ФИО и фото, то не применима)
Статья 137. Нарушение неприкосновенности частной жизни
1. Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации — (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Плюс моральный вред.
Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ
(ред. от 21.07.2014)
«О персональных данных»
Статья 24. Ответственность за нарушение требований настоящего Федерального закона
1. Лица, виновные в нарушении требований настоящего Федерального закона, несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.
(в ред. Федерального закона от 25.07.2011 N 261-ФЗ)
2. Моральный вред, причиненный субъекту персональных данных вследствие нарушения его прав, нарушения правил обработки персональных данных, установленных настоящим Федеральным законом, а также требований к защите персональных данных, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом, подлежит возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации. Возмещение морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных субъектом персональных данных убытков.
Есть ли варианты ухода/переноса или смягчения ответственности?
Семен
Размещать в другой стране, но это не гарантирует что по их законам не понесёте ответственности. Плюс такой сайт заблокируют на территории РФ.
Стоит отметить, что указанные данные размещаются без согласия субъекта (их предоставляют третьи лица) и более того — наличие данных в указанном реестре, может быть воспринято субъектом, как оскорбление его чести и достоинства.
Семен
Поясните пожалуйста, кто и с какой целью предоставляет эти данные?
Мы хотим сделать реестр недобросовестных физ. лиц, в который они будут попадать по заявлению третьих сторон и после предоставления соответствующих доказательств. Поэтому недостоверных сведений там быть не должно, но тем не менее - насколько законно создание такого реестра и какие могут быть последствия, кроме ответственности за нарушение обработки персональных данных (так как не будет согласия субъекта)? Я ведь, правильно понимаю, что ФИО и фото - это уже персональные данные?
Какова возможная ответственность?
Семен
Семен, добрый вечер. Для начала, лицо чьи данные Вы разместили без его согласия вправе требовать их удаления. Более того, если он сочтет, Ваш ресурс оскорбительным для него — он вправе требовать взыскания компенсации.
Статья 152 ГК РФ
1. Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Опровержение должно быть сделано тем же способом, которым были распространены сведения о гражданине, или другим аналогичным способом.
5. Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, оказались после их распространения доступными в сети «Интернет», гражданин вправе требовать удаления соответствующей информации, а также опровержения указанных сведений способом, обеспечивающим доведение опровержения до пользователей сети «Интернет».
9. Гражданин, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, наряду с опровержением таких сведений или опубликованием своего ответа вправе требовать возмещения убытков и компенсации морального вреда, причиненных распространением таких сведений.
Статья 152.1. ГК РФ
1. Обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина.
3. Если изображение гражданина, полученное или используемое с нарушением пункта 1 настоящей статьи, распространено в сети «Интернет», гражданин вправе требовать удаления этого изображения, а также пресечения или запрещения дальнейшего его распространения.
Есть ли варианты ухода/переноса или смягчения ответственности?
Семен
В данный ситуациях — вариантов ухода к сожалению нет. Тут главное факт согласия лица на размещение его изображения в сети.
Кроме того, согласно ст. 15.5 ФЗ от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
1. В целях ограничения доступа к информации в сети «Интернет», обрабатываемой с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных, создается автоматизированная информационная система «Реестр нарушителей прав субъектов персональных данных» (далее — реестр нарушителей).
2. В реестр нарушителей включаются:
1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, обрабатываемую с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных;
2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, обрабатываемую с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных;
3) указание на вступивший в законную силу судебный акт;
4) информация об устранении нарушения законодательства Российской Федерации в области персональных данных;
5) дата направления операторам связи данных об информационном ресурсе для ограничения доступа к этому ресурсу.
3. Создание, формирование и ведение реестра нарушителей осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
4. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в соответствии с критериями, определенными Правительством Российской Федерации, может привлечь к формированию и ведению реестра нарушителей оператора такого реестра — организацию, зарегистрированную на территории Российской Федерации.
5. Основанием для включения в реестр нарушителей информации, указанной в части 2 настоящей статьи, является вступивший в законную силу судебный акт.
6. Субъект персональных данных вправе обратиться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, с заявлением о принятии мер по ограничению доступа к информации, обрабатываемой с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных, на основании вступившего в законную силу судебного акта. Форма указанного заявления утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.
7.В течение трех рабочих дней со дня получения вступившего в законную силу судебного акта федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, на основании указанного решения суда:
1) определяет провайдера хостинга или иное лицо, обеспечивающее обработку информации в информационно-телекоммуникационной сети, в том числе в сети «Интернет», с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных;
2) направляет провайдеру хостинга или иному указанному в пункте 1 настоящей части лицу в электронном виде уведомление на русском и английском языках о нарушении законодательства Российской Федерации в области персональных данных с информацией о вступившем в законную силу судебном акте, доменном имени и сетевом адресе, позволяющих идентифицировать сайт в сети «Интернет», на котором осуществляется обработка информации с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также об указателях страниц сайта в сети «Интернет», позволяющих идентифицировать такую информацию, и с требованием принять меры по устранению нарушения законодательства Российской Федерации в области персональных данных, указанные в решении суда;
3) фиксирует дату и время направления уведомления провайдеру хостинга или иному указанному в пункте 1 настоящей части лицу в реестре нарушителей.
8. В течение одного рабочего дня с момента получения уведомления, указанного в пункте 2 части 7 настоящей статьи, провайдер хостинга или иное указанное в пункте 1 части 7 настоящей статьи лицо обязаны проинформировать об этом обслуживаемого ими владельца информационного ресурса и уведомить его о необходимости незамедлительно принять меры по устранению нарушения законодательства Российской Федерации в области персональных данных, указанного в уведомлении, или принять меры по ограничению доступа к информации, обрабатываемой с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных.
9. В течение одного рабочего дня с момента получения от провайдера хостинга или иного указанного в пункте 1 части 7 настоящей статьи лица уведомления о необходимости устранения нарушения законодательства Российской Федерации в области персональных данных владелец информационного ресурса обязан принять меры по устранению указанного в уведомлении нарушения. В случае отказа или бездействия владельца информационного ресурса провайдер хостинга или иное указанное в пункте 1 части 7 настоящей статьи лицо обязаны ограничить доступ к соответствующему информационному ресурсу не позднее истечения трех рабочих дней с момента получения уведомления, указанного в пункте 2 части 7 настоящей статьи.
10. В случае непринятия провайдером хостинга или иным указанным в пункте 1 части 7 настоящей статьи лицом и (или) владельцем информационного ресурса мер, указанных в частях 8 и 9 настоящей статьи, доменное имя сайта в сети «Интернет», его сетевой адрес, указатели страниц сайта в сети «Интернет», позволяющие идентифицировать информацию, обрабатываемую с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также иные сведения об этом сайте и информация направляются по автоматизированной информационной системе операторам связи для принятия мер по ограничению доступа к данному информационному ресурсу, в том числе к сетевому адресу, доменному имени, указателю страниц сайта в сети «Интернет».
11. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, или привлеченный им в соответствии с частью 4 настоящей статьи оператор реестра нарушителей исключает из такого реестра доменное имя, указатель страницы сайта в сети «Интернет» или сетевой адрес, позволяющие идентифицировать сайт в сети «Интернет», на основании обращения владельца сайта в сети «Интернет», провайдера хостинга или оператора связи не позднее чем в течение трех дней со дня такого обращения после принятия мер по устранению нарушения законодательства Российской Федерации в области персональных данных или на основании вступившего в законную силу решения суда об отмене ранее принятого судебного акта.
12. Порядок взаимодействия оператора реестра нарушителей с провайдером хостинга и порядок получения доступа к содержащейся в таком реестре информации оператором связи устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Мы хотим сделать реестр недобросовестных физ. лиц, в который они будут попадать по заявлению третьих сторон и после предоставления соответствующих доказательств. Поэтому недостоверных сведений там быть не должно
Семен
Этого Вы наверняка знать не будете, поскольку доказательства представленные третьими лицами, могут иметь односторонний характер, преподносящий информацию так, как это им выгодно. Данная информация в обязательном порядке нуждается в проверке. А в случае ее проверки — Ваши действия могут квалифицироваться по ст. 137 УК РФ.
Я ведь, правильно понимаю, что ФИО и фото — это уже персональные данные?
Семен
Да, это персональные данные — и их размещение требует получение согласия лица.
и более того — наличие данных в указанном реестре, может быть воспринято субъектом, как оскорбление его чести и достоинства.
Семен
Здравствуйте
гк
Статья 152. Защита чести, достоинства и деловой репутации
1. Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Опровержение должно быть сделано тем же способом, которым были распространены сведения о гражданине, или другим аналогичным способом.
По требованию заинтересованных лиц допускается защита чести, достоинства и деловой репутации гражданина и после его смерти.
2. Сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина и распространенные в средствах массовой информации, должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации. Гражданин, в отношении которого в средствах массовой информации распространены указанные сведения, имеет право потребовать наряду с опровержением также опубликования своего ответа в тех же средствах массовой информации.
4. В случаях, когда сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, стали широко известны и в связи с этим опровержение невозможно довести до всеобщего сведения, гражданин вправе требовать удаления соответствующей информации, а также пресечения или запрещения дальнейшего распространения указанных сведений путем изъятия и уничтожения без какой бы то ни было компенсации изготовленных в целях введения в гражданский оборот экземпляров материальных носителей, содержащих указанные сведения, если без уничтожения таких экземпляров материальных носителей удаление соответствующей информации невозможно.
5. Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, оказались после их распространения доступными в сети «Интернет», гражданин вправе требовать удаления соответствующей информации, а также опровержения указанных сведений способом, обеспечивающим доведение опровержения до пользователей сети «Интернет».
9. Гражданин, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, наряду с опровержением таких сведений или опубликованием своего ответа вправе требовать возмещения убытков и компенсации морального вреда, причиненных распространением таких сведений.
Статья 152.1. Охрана изображения гражданина
1. Обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен)допускаются только с согласия этого гражданина. После смерти гражданина его изображение может использоваться только с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии — с согласия родителей. Такое согласие не требуется в случаях, когда:
1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;
2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования;
3) гражданин позировал за плату.
Таким образом вам нужно согласен этих лиц.
иначе могут требовать компенсацию морального вреда, а если тут есть что то затрагивающее честь человека — то ответственность будет еще больше
Какова возможная ответственность? Есть ли варианты ухода/переноса или смягчения ответственности?
Семен
выплата компенсаций
вариантов ухода тут нет т.к. это все будет в открытом доступе и без согласия лиц
Отдельно от гражданской ответственности может наступить административная — штрафует роскомнадзор по ст 13.11-13.12 коап — размер штрафа привели выше коллеги.
если будет еще какая либо информация (сугубо личная) — могут посчитать это нарушением тайны частной жизни, а это уже ст. 137 ук.
Мы хотим сделать реестр недобросовестных физ. лиц, в который они будут попадать по заявлению третьих сторон и после предоставления соответствующих доказательств.
Семен
абсолютно незаконная штука.
такие вещи (в теории) могут делать только гос службы, и то при наличии фактов, при этом такие реестры всегда закрытые
Поэтому недостоверных сведений там быть не должно,
Семен
а банальная клевета? тем более это все через интернет будет происходить. вы просто не сможете ничего подтвердить
да и та сторона кто этого добавиться факты может предоставить как угодно, в том числе и однобоко.
Я ведь, правильно понимаю, что ФИО и фото — это уже персональные данные?
Семен
все это перс. данные, а уж тем более если говорить о какой то их недобросовестности
Хорошо, с этим понятно. А если там будут указаны ФИО и ссылка на профиль в социальной сети — это можно считать ПД?
Семен
Семен, добрый вечер! К сказанному коллегами добавлю, что данное обстоятельство несколько меняет дело с учетом приведенных ниже положений Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных»
ст. 6
1. Обработка персональных данных должна
осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных
настоящим Федеральным законом. Обработка персональных данных допускается в следующих случаях:
10) осуществляется обработка персональных
данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен
субъектом персональных данных либо по его просьбе (далее — персональные
данные, сделанные общедоступными субъектом персональных данных);
ст. 10
1.Обработка специальных категорий персональных данных, касающихся
расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных
или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, не
допускается, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
2. Обработка указанных в части 1 настоящей статьи специальных категорий персональных данных допускается в случаях, если:
2) персональные данные сделаны общедоступными субъектом персональных данных;
ст. 16
4. Оператор освобождается от обязанности предоставить субъекту персональных данных сведения, предусмотренные частью 3 настоящей статьи, в случаях, если:
1) субъект персональных данных уведомлен об осуществлении обработки его персональных данных соответствующим оператором;
2) персональные данные получены оператором на основании федерального
закона или в связи с исполнением договора, стороной которого либо
выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект
персональных данных;
3) персональные данные сделаны общедоступными субъектом персональных данных или получены из общедоступного источника;
ст. 22
2. Оператор вправе осуществлятьбез уведомления
уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных
обработку персональных данных:4) сделанных субъектом персональных данных общедоступными;
Но как только помимо раскрытых самим субъектом ПД данных появляется выставляющая его в негативном свете информация, возникает вопрос привлечения к гражданской ответственности по ст. 152 ГК приведенной коллегой (чтобы этого избежать необходимо доказать достоверность таких сведений и факт общедоступности использованных ПД (если скажем будет удален ак в соцсети с которого брались ПД без получения согласия их обладателя)
А ФИО к какой категории относится в данном случае? Интимной или расовой?
Самарин Александр
Александр, там кроме 10й другие статьи есть, ФИО это персональные данные которые их субъект сделал общедоступными путем размещения в профиле, риск в удалении профиля и невозможности доказать после этого его существование на момент размещения таких данных, но об этом я указал собственно
Добрый день.
Коллеги в целом уже ответили на Ваш вопрос, я бы хотел дополнительно от себя еще раз обратить внимание на полный перечень требований законодательства по персональным данным.
Действующее законодательство, и в первую очередь 152-ФЗ устанавливает ряд требований, касающихся обработки персональных данных.
Основные требования:
1. На своем сайте Вы должны разместить Политику конфиденциальности. При этом нужно обратить внимание, что подойдет не каждая политика, то есть вариант «взять у конкурента» (который, как правило, сам откуда-то «взял») или просто «с интернета» не самый лучший, поскольку многие политики сделаны некачественно и основное — Вам нужна Политика, которая конкретно будет подходить под Вас.
К Политике есть ряд требований. Если говорить о самых общих моментах (перечень не исчерпывающий), то Политика должна содержать:
1.1. Перечень персональных данных, которые Вы обрабатываете.
1.2. Сведения о способах обработки персональных данных.
1.3. Должно быть прописано, что, проставляя галочку о согласии с политикой конфиденциальности Пользователь тем самым Пользователь дает свое согласие на обработку его персональных данных, указанных в Политике конфиденциальности.
1.4. Цели использования персональных данных.
1.5. Принципы обработки персональных данных, которыми Вы руководствуетесь.
1.6. Меры, применяемые для защиты персональных данных.
1.7. Очень важный момент, про который многие забывают – если в процессе использования персональных данных, эти данные становятся доступны третьим лицам, в том числе в автоматическом режиме, например, лицам, которые просто помогают Вам в управлении сайтом, маркетинговому партнеру и т.д., то об этом обязательно (!) должно быть указано в политике. Это частая ошибка, которая приводит к тому, что Вам могут вменить незаконное разглашение персональных данных, несмотря на то, что Вы даже не думали ничего не нарушать. С этим мне неоднократно приходилось сталкиваться лично, Роскомнадзор за это активно штрафует.
1.8. Также в политику конфиденциальности нужно обязательно включить положение о том, что Вы вправе в любой момент изменить условия политики конфиденциальности в одностороннем порядке. Про это тоже часто забывают.
1.9. Еще нужен ряд положений, которые касаются того, что мол проставлением отметки Пользователь подтверждает, что он согласен со всеми условиями Политики конфиденциальности, что положения ему ясны и т.д.
1.10. Также в Политике отдельное внимание должно быть уделено файлам cookie, про это тоже часто забывают, хотя это тоже важный момент.
Это самый общий ряд требований, при этом стоит отметить, что каждый пункт должен быть сформулирован грамотно и должен учитывать конкретно Ваши нюансы.
2. На сайте должно быть Пользовательское соглашение (либо договор-оферта, либо лицензионное соглашение – в принципе это все одно и тоже).
Стоит отметить, что с одной стороны ничто не мешает «запихать» положения о персональных данных (политику конфиденциальности) в пользовательское соглашение. Однако лично я рекомендую эти документы разделять, поскольку мне лично уже приходилось сталкиваться с тем, что Роскомнадзор при проверке сайта нескольких моих клиентов просто не разглядел положения про персональные данные в пользовательском соглашении и повесил штраф. И хотя все это дело мы успешно оспорили, но лишний раз «давать повод» я не рекомендую, лучше перестраховаться.
В ситуации же когда Политика сделана отдельно, то ее пропустить уже невозможно и соответственно риск того, что кто-то просто не разглядит эти пункты в пользовательском соглашении, отпадают. Плюс ко всему если делать нормальную качественную политику конфиденциальности, то она получается не на 1 и не на 2 страницы, не говоря уже о пользовательском соглашении и если все совмещать, то Пользовательское соглашение вполне вероятно получится чрезмерно раздутым, что не очень удобно и при этом не стоит также забывать, что на Вас лежит обязанность по доведению до клиентов всей необходимой информации о реализуемых товарах/услугах и для целей выполнения этой обязанности делать плохо читаемые раздутые и неструктурированные документы не самая лучшая идея (например, по банкам есть судебная практика когда суды не признают написанное в документах мелким шрифтом, что мол нельзя в таком виде доводить информацию до клиентов, здесь может быть применена та же логика).
Что касается требований к Пользовательскому соглашению (договору-оферте, лицензионному соглашению), то это предмет отдельного разговора, требований очень много и здесь они уже полностью зависят конкретно от Вашей ситуации и как следствие их нужно каждый раз обсуждать отдельно. Общая цель Пользовательского соглашения – расписать условия предоставления доступа к сервису и/или условия продажи товаров/услуг, описать предмет договора, права и обязанности сторон, порядок расчетов, порядок разрешения споров, ограничить Вашу ответственность (настолько, насколько это позволяет закон, частая ошибка – вопросам ответственности в Пользовательском соглашении изначально уделяют очень мало внимания и возвращаются к ним только после того как столкнутся с конкретной претензией от клиента или еще хуже с судебным иском, я всегда рекомендую все риски (настолько насколько это позволяет закон) закрывать изначально при подготовке документации).
Также в Пользовательском соглашении можно прописать условие о договорной подсудности по месту Вашего нахождения (кстати в способе описания условия о договорной подсудности очень часто допускаются ошибки, и суды потом признают пункт о договорной подсудности не согласованным, если хотите, чтобы в случае чего судебные споры были по месту Вашего нахождения (не во всех случаях применимо), то нужно к описанию этого пункта подойти максимально ответственно и с учетом судебной практики).
3. Помимо непосредственно наличия самих документов, есть требования к самому сайту, а именно:
3.1. На сайте на абсолютно всех формах обратной связи, через которые может быть осуществлена передача персональных данных, должно быть окошечко, в котором Пользователи проставляют отметку о согласии с политикой конфиденциальности и пользовательским соглашением. Частая ошибка – делается политика конфиденциальности, а в окошечке Пользователь просто дает согласие с «обработкой персональных данных», а не с условиями Политики конфиденциальности и как следствие в этом случае фактически у Вас не будет подтверждения, что Пользователь согласился соблюдать условия политики конфиденциальности. Надо понимать, что цель политики конфиденциальности – в том числе получение от Пользователя согласия с обработкой его персональных данных, поэтому еще отдельно брать с него согласие на саму обработку уже не нужно, только согласие с политикой конфиденциальности.
3.2. Без проставления отметки о согласии с политикой конфиденциальности и пользовательским соглашением Пользователь не должен иметь возможности отправить Вам свои персональные данные. Это касается в том числе случаев даже если он Вам передает только имя, номер телефона или адрес электронной почты (это все относится к персональным данным – ст. 3 152-ФЗ).
4. Политика конфиденциальности и Пользовательское соглашение касаются урегулирования вопросов обработки персональных данных Ваших клиентов/Пользователей сервиса. Однако если у Вас есть работники, то дополнительно также нужно, чтобы был комплект документов, регулирующих вопросы обработки персональных данных Ваших сотрудников. Основным документом, который выполняет эту задачу является положение об обработке персональных данных, либо часто его называют положением о коммерческой тайне (хотя коммерческая тайна это другое, многие называют его именно так, а в содержании все равно прописывают вопросы обработки персональных данных), название тут не принципиально, строгих требований к нему нет, главное содержание. Я как правило предпочитаю объединять эти документы в один общий и именовать его «Положение о коммерческой тайне и обработке персональных данных» и в нем сразу урегулировать как вопросы коммерческой тайны, так и вопросы обработки персональных данных. Что касается требований к содержанию положения, то оно должно включать в себя:
4.1. Информацию о том, какие данные сотрудников обрабатываются.
4.2. Цели обработки персональных данных.
4.3. Порядок ознакомления сотрудников компании с положением.
4.4. Порядок и сроки уведомления работниками работодателя об изменении своих персональных данных.
4.5. Меры по защите персональных данных.
4.6. Порядок доступа отдельных работников к персональных данным сотрудников компании.
4.7. Порядок хранения персональных данных.
4.8. Условия предоставления третьим лицам персональных данных сотрудников компании.
Стоит отметить, что данное положение представляет собой локальный нормативный акт работодателя (ст. 8 Трудового кодекса РФ) и к нему применяются соответствующие требования, в частности: 1. Данное положение должно быть утверждено приказом единоличного исполнительного органа (директора) компании. 2. Работники должны быть ознакомлены под подпись с содержанием указанного положения (п.6 ч.1 ст. 18.1 152-ФЗ).
5. Помимо приказа об утверждении положения, регулирующего вопросы обработки персональных данных, также у Вас должен быть принят приказ о назначении ответственного за обработку персональных данных (ст. 22.1 ФЗ № 152-ФЗ). Чаще всего им выступает сам директор компании, но это не обязательно. Каких-либо специфичных требований к приказу здесь нет, требования к нему общие – такие, как и к любому другому внутреннему приказу.
6. Помимо указанных документов также, как правило, Вы должны направить уведомление в Роскомнадзор об обработке персональных данных (не путать с регистрацией в Роскомнадзоре).
Уведомление направляется по онлайн форме — https://pd.rkn.gov.ru/operators-registry/notification/form/и плюс должно быть продублировано в письменном виде по обычной почте.
Здесь частая ошибка – люди считают, что они подпадают под исключение и им не нужно направлять уведомление в Роскомнадзор.
С точки зрения закона действительно далеко не все компании должны направлять уведомление в Роскомнадзор. Например, если Вы обрабатываете персональные данные только своих контрагентов по договорам, то у Вас нет обязанности по направлению уведомления в Роскомнадзор (это лишь один пример, исключений больше).
Однако на сегодняшний день позиция Роскомнадзора такова, что уведомление нужно направлять практически всегда, поскольку практически всегда компании помимо обработки данных, которые подпадают под исключение о необходимости направления уведомления, также осуществляют иные формы обработки персональных данных. Например, если Вы храните персональные данные потенциальных или бывших клиентов (в маркетинговых, рекламных или иных целях) – то это уже не подпадает под исключение, поскольку у Вас с ними нет действующего договора. Поскольку, как правило, все хранят данные о тех клиентах, которые обратились, но еще не заключили договор или с которыми у Вас уже закончились договорные отношения, то в любом случае с точки зрения закона Вы уже не подпадаете под исключение и как следствие должны направить уведомление в Роскомнадзор по указанной выше форме.
Многие к сожалению, ошибочно полагают, что они подпадают под исключение и им не нужно направлять уведомление в Роскомнадзор, за что потом Роскомнадзор их привлекает к ответственности.
7. Необходимо отметить, что приведенные выше требования касаются ситуации, когда Вы обрабатываете данные граждан РФ в соответствии с 152-ФЗ. Однако не стоит забывать, что если Сервис ориентирован также на международный рынок, в частности на европейских клиентов или клиентов из США, то тут возникают дополнительные требования. Особое внимание следует в этом случае обратить на Регламент №2016/679 Европейского парламента и Совета Европейского Союза «О защите физических лиц при обработке персональных данных и о свободном обращении таких данных» General Data Protection Regulation (GDPR), который вступил в силу с 25.05.2018 г. Описывать все его требования в данном случае я думаю не совсем уместно, так как это тема отдельного полноценного разговора, но суть в том, что если Вы ориентированы на европейский рынок, то Ваша политика конфиденциальности должна быть составлена в полном соответствии со всеми требованиями GDPR. В отношении других стран также следует обратить внимание на местное законодательство, в частности, для работы с гражданами США, например, обязательно следует учесть требования Children's Online Privacy Protection Act (COPPA).
В целом нюансов и требований в части иностранного законодательства много, но их следует прорабатывать уже индивидуально и смотреть на кого ориентирован сервис.
8. Также еще частной ошибкой является хранение персональных данных граждан РФ на зарубежных сервисах, что запрещено законом (ст. 18 152-ФЗ). Хранить персональные данные граждан РФ можно только на российских серверах, про это ни в коем случае нельзя забывать.
Что касается ответственности, то за любое нарушение установленного законом порядка сбора, хранения или распространения информации о гражданах (персональных данных) влечет за собой ответственность по ст. 13.11 КоАП РФ (там большой перечень видов нарушений, всего 7 частей в данной статье). При этом каждое нарушение рассматривается отдельно и, соответственно наказание за каждое нарушение также назначается отдельно, максимальный размер штрафа на текущий момент – 75000 руб.
Также если речь идет о нарушении обязанностей по хранению и использованию персональных данных работников, то может грозить ответственность по ст. 5.27 КоАП, здесь помимо штрафа уже предусмотрено административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Также непредставление в органы Роскомнадзора уведомления об обработке персональных данных влечет ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ.
Помимо прочего стоит отметить, что Роскомнадзор неоднократно обращал внимание, что существует и уголовная ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни – ст. 137 УК РФ.
Стоит отметить, что в целом это основной набор требований по 152-ФЗ, однако не стоит забывать, что в зависимости от ситуации набор требований может расширяться или наоборот сужаться. При этом стоит обратить внимание, что если, например, есть требование о наличии на сайте политики конфиденциальности, то это не значит, что к нему можно подходить формально и использовать любую политику, так как просто наличие формальной бумажки на сайте с названием «политика конфиденциальности» не имеет ничего общего с выполнением требований законодательства об обработке персональных данных.
(!!!) Также обращаю ваше внимание, что, если что-то останется непонятным БОЛЕЕ ПОДРОБНУЮ УСТНУЮ ИЛИ ПИСЬМЕННУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ по ЛЮБЫМ вопросам обработки персональных данных, в том числе по требованиям 152-ФЗ, GDPR, COPPA, Вы всегда можете получить, обратившись ко мне в чат (кнопка «общаться в чате» возле фотографии аккаунта).
(!!!) Также обратившись в чат ЛЮБОЙ может получить ПОМОЩЬ В РАЗРАБОТКЕ НЕОБХОДИМОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ, касающейся исполнения требований российского и/или иностранного законодательства в сфере обработки персональных данных, в том числе помощь в разработке Политики конфиденциальности, Пользовательского соглашения (договора-оферты, лицензионного соглашения), положения о коммерческой тайне и обработке персональных данных, заполнении уведомления в Роскомнадзор, проведении аудита сайта/мобильного приложения на предмет соответствия требованиям законодательства о персональных данных. Буду рад помочь.
С Уважением,
Васильев Дмитрий.
Обращаю Ваше внимание, что с июля 2019 г. действует СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ в сфере персональных данных, а именно АБСОЛЮТНО БЕСПЛАТНО ЛЮБОЙ обратившись ко мне в чат (кнопка «общаться в чате» возле фотографии аккаунта) может получить информацию о ТОП 5 ОШИБОК при оформлении документов для сайта/мобильного приложения в сфере персональных данных (152-ФЗ, General Data Protection Regulation, Children's Online Privacy Protection Act и т.д.).
Также обращаю внимание, что, обратившись ко мне в чат, АБСОЛЮТНО ЛЮБОЙ может получить:
1. Устную или письменную консультацию по любым вопросам обработки персональных данных, в том числе по требованиям законодательства РФ, европейского и международного законодательства в сфере персональных данных.
2. Помощь в проведении аудита Вашего сайта/мобильного приложения на предмет соответствия требованиям законодательства о персональных данных.
3. Информацию о реальной ответственности за нарушение требований закона о персональных данных, В ТОМ ЧИСЛЕ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ХРАНЕНИЕ ДАННЫХ КЛИЕНТОВ НА ЗАРУБЕЖНЫХ СЕРВЕРАХ.
4. Помощь в подготовке следующих документов:
4.1. Политика конфиденциальности (она же политика обработки персональных данных) для сайта/мобильного приложения.
4.2. Пользовательское соглашение (оно же договор-оферта и оно же лицензионное соглашение) для Вашего сайта/мобильного приложения.
4.3. Положение о персональных данных у ИП/ООО.
4.4. Положение о конфиденциальности у ИП/ООО (не всегда нужно).
4.5. Формы приказов об утверждении положения о персональных данных и положения о конфиденциальности.
4.6. Форма приказа о назначении ответственного за обработку персональных данных.
4.7. Уведомление в Роскомнадзор об осуществлении обработки персональных данных.
А в чём тут — Статья 137. Нарушение неприкосновенности частной жизни
1.Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации — (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
С учётом того что в понятие «частная жизнь» включается та область жизнедеятельности человека, которая относится к отдельному лицу, касается только его и не подлежит контролю со стороны общества и государства, если она носит непротивоправный характер
Вы это кто? просто физ. лица, не гос. орган?
Вы правильно понимаете, это ПД,