8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
300 ₽
Вопрос решен

Может ли бюджетное учреждение быть участником ООО?

Наш техникум принадлежит к бюджетным образовательным учреждениям. В уставе техникума прописано, что наше учреждение имеет право вести деятельность приносящую доход, поскольку такая деятельность служит достижению целей, ради которых собственно и открывался техникум. Нашему учреждению предложили выступить учредителем в одном частном обществе и соответственно получать доход, который мы планируем тратить на улучшение образовательной базы техникума. Но в уставе учреждения не прописано, имеет ли право техникум выступать учредителем ООО. Может ли данное бюджетное учреждение стать одним из учредителей ООО? Считается ли, что это крупная сделка для бюджетных учреждений?

Показать полностью
, Пользователь, г. Тосно
Сергей Воронин
Сергей Воронин
Юрист

Добрый день!!!

Учебные заведения, являющиеся бюджетными образовательными учреждениями, имеют право без согласия собственника их имущества с уведомлением федерального органа исполнительной власти, быть учредителями вместе с другими лицами хозяйственных обществ, в том числе ООО, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)).

0
0
0
0
Денис Иванов
Денис Иванов
Юрист, г. Калининград

Здравствуйте.

Согласно статьи 7 Федерального закона "Об ООО":

Статья 7. Участники общества

1. Участниками общества могут быть граждане и юридические лица.
Федеральным законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий граждан в обществах.
Общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.

Таки образом, закон не содержит таких запретов, за исключением распоряжения бюджетным учреждением особо ценным движимым имуществом и совершения крупных сделок.

Смотрите подробнее ниже.

В соответствии со статьей 9.2 Федерального закона "О некоммерческих организациях",

Статья 9.2. Бюджетное учреждение
4. Бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.
9. Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.
10. Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом.
Остальным находящимся на праве оперативного управления имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено пунктами 13 и 14 настоящей статьи или абзацем третьим пункта 3 статьи 27 настоящего Федерального закона.
11. Для целей настоящего Федерального закона под особо ценным движимым имуществом понимается движимое имущество, без которого осуществление бюджетным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Порядок отнесения имущества к категории особо ценного движимого имущества устанавливается Правительством Российской Федерации. Виды такого имущества могут определяться:
1) федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, в отношении федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении этих органов или в ведении федеральных служб и агентств, подведомственных этим органам, федеральными органами государственной власти (государственными органами), руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, в отношении федеральных бюджетных учреждений, находящихся в их ведении;
2) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации;
3) в порядке, установленном местной администрацией в отношении муниципальных бюджетных учреждений.
13. Крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.
Для целей настоящего Федерального закона крупной сделкой признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

0
0
0
0

Дополнение ответа.

С учетом приведенных Дюкаревым Алексеем положений статьи 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", и поскольку у Вас в уставе прописана по сути та же норма, что и в статье 24 Закона, а также с учетом того, что норма статьи 24 закона конкретизирована по отношению к бюджетным учреждениям в статье 9.2 того же закона, при том, что статья 9.2 отсылочных норм к статье 24 не содержит, полагаю, что Вы вправе выступить участником ООО без согласия учредителя (собственника имущества) и без внесения конкретизирующих изменений (дополнений) в учредительные документы бюджетного учреждения.

0
0
0
0
Алексей Дюкарев
Алексей Дюкарев
Юрист

Добрый день!

Согласно положениям федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях":

Статья 9.2.
4. Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Статья 24

2. Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Такой деятельностью признаются, в том числе участие в хозяйственных обществах.

Из изложенного следует, что некомерческие организации, в том числе бюджетное учреждение, могут являться участниками ООО только в том случае, если такая деятельность указанна в учредительных документах.

Если в уставе Вашего бюджетного учреждения не указанно, что Вы можете учавствовать в хозяйственных обществах, то исходя из указанных положений закона, Ваш техникум не может являться участником ООО.

0
0
0
0

Не могу согласиться с мнением, высказанным Ивановым Денисом, в связи, с тем, что в статьях 9.2 и 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" недвусмысленно указанно на то, что бюджетное учреждение может являться участником хозяйственных обществ, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Таким образом, закон запрещает бюджетным организациям, в том числе участие в ООО, если такой вид деятельности прямо не предусмотренно уставом.

0
0
0
0
Константин Жуков
Константин Жуков
Юрист, г. Санкт-Петербург
рейтинг 7.1

Доброго Вам дня!

Согласно п. 1 ст. 7 ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" участниками общества могут быть граждане и юридические лица.

Согласно ст. 3 ФЗ №7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке.

Некоммерческая организация (бюджетное учреждение) может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика (п. 4 ст. 9, п. 2 ст. 24 ФЗ №7-ФЗ).

Пунктом 4.1. ст. 1 ФЗ №7-ФЗ прямо указано, что действие абзаца первого пункта 2 статьи 24 (в части приобретения и реализации ценных бумаг и участия в товариществах на вере в качестве вкладчика) не распространяется на бюджетные учреждения.

И только в этой части. Соответственно бюджетное учреждение вправе участвовать в хозяйственных обществах для достижения целей, ради которых она создана и в соответствии с указанными целями, при условии, что такая деятельность (участие в хозяйственных обществах) прямо указана в его учредительных документах.

Поскольку в Уставом техникума прямо не предусмотрено, что он вправе участовать в хозяйственных обществах, то он не вправе это делать в настоящий момент.

----------

Согласно ст. 173 ГК РФ сделка, совершенная юридическим лицом в противоречии с целями деятельности, определенно ограниченными в его учредительных документах, может быть признана судом недействительной по иску этого юридического лица, его учредителя (участника) или государственного органа, осуществляющего контроль или надзор за деятельностью юридического лица, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о ее незаконности.

0
0
0
0

Дополнение:

Устав бюджетного учреждения также должен содержать исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетное вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано (п. 3 ст. 14 ФЗ №7-ФЗ).

Законом прямо указано, что в уставе должен содержаться исчерпывающий перечень видов деятельности, а не просто указание, что возможно осуществление деятельности, приносящей доход.

Пределы специальной правоспособности некоммерческой организации устанавливаются ее учредительными документами.

Некоммерческая организация не имеет права выходить за пределы своей правоспособности.

0
0
0
0
Алексей Иванов
Алексей Иванов
Юрист, г. Москва

Здравствуйте!

Согласно статье 66 Гражданского кодекса Российской Федерации финансируемые собственниками учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ с разрешения собственника, если иное не установлено законом.

(Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 06.07.2000 N А29-7234/99Э)

На основании п. 3.1 ст. 5 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" бюджетные научные учреждения и созданные государственными академиями наук научные учреждения имеют право без согласия собственника их имущества с уведомлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, быть учредителями (в том числе совместно с другими лицами) хозяйственных обществ, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), исключительные права на которые принадлежат данным научным учреждениям.

Если Ваше учреждение научным не является, то согласност. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О некоммерческих организациях") бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Соответственно, если вид деятельности – участие в ООО, не указан в уставе учреждения, то этой деятельностью учреждения заниматься не вправе. Для этого нужно направить соответствующее письмо органу (управлению), в чьем ведении находится учреждение с просьбой внести соответствующее изменение в устав. Данный вопрос скорее всего направят в администрацию области для правовой экспертизы данного вопроса. Так что подождать придется.

0
0
0
0
Похожие вопросы
Наркотики
Здравствуйте, поймали второй раз за ст228.ч1 первая судимость погашена, есть 2-е детей участник СВО, возможно ли обрйтись с штрафом
Здравствуйте, поймали второй раз за ст228.ч1 первая судимость погашена, есть 2-е детей участник СВО, возможно ли обрйтись с штрафом
, вопрос №4174385, Ильяс, г. Москва
800 ₽
Вопрос решен
Лицензирование
5 Имеем ли мы право заключать договор по пошиву одежды с частным физическим лицом?
Добрый день! Планируем открывать ИП по продаже одежды под собственным брендом. У нас нет собственного производства по пошиву, поэтому отшивать одежду планируем на стороне (у частных физ. лиц, ИП или ООО по пошиву одежды). Формат сотрудничества с цехами предполагает, что они нам будут оказывать услуги по пошиву одежды (а не продавать готовую продукцию). В связи с этим есть ряд вопросов: 1) При таком формате сотрудничества с цехами мы же сами выступаем производителем одежды? Цех по идее просто оказывает услугу по пошиву. 2) В декларации о соответствии наше ИП должно фигурировать как производитель/изготовитель, верно? 3) Какой адрес производства лучше указывать в декларации о соответствии? Нюанс в том, что мы не привязаны к одному цеху. Сегодня отшиваем у одних, завтра - у других. Вряд ли кто-то каждый раз оформляет новую декларацию, когда меняется адрес производства. 4) Какие документы у нас всегда должны быть на руках, чтобы подтвердить факт законности нашей продукции на случай проверки со стороны гос. органов? Очень много встречал видео, когда в магазин приходят с проверкой и запрашивают документацию на товар. - декларация о соответствии (здесь понятно, вопросов нет) - договор с цехом на оказание услуг по пошиву - акт приемки товаров в рамках договора по пошиву - возможно еще какие-то документы необходимы Когда где-то закупаешь готовую продукцию, то здесь вроде все очевидно: у тебя есть накладная, где фигурирует полный перечень товаров, которые ты купил. А вот когда нам отшивают вещи, то уже не совсем понятно, что мы должны иметь на руках, чтобы юридически себя обезопасить на случай проверки со стороны гос. органов. Особенно остро этот вопрос стоит сейчас, так как одежду нужно будет дополнительно маркировать в системе "Честный знак" с нашей стороны, потому что именно мы будем выступать ее производителем. 5) Имеем ли мы право заключать договор по пошиву одежды с частным физическим лицом? Или в качестве контрагентов нам необходимо выбирать только ИП или ООО. Заранее спасибо за ответы!
, вопрос №4174189, Алексей, г. Москва
Защита прав потребителей
Правда ли это так и возможно ли?
Поступаю в один университет на платное и бюджетное обучение, предлагают ради подстраховки оплатить платное место,но и подавать заявление на бюджетное. После поступления на бюджет, обещают расторгнуть договор о платное обучении и вернуть деньги. Правда ли это так и возможно ли?
, вопрос №4173462, Елизавета, г. Москва
ЖКХ
Подскажите, пожалуйста, законно ли это?
Добрый вечер. Я увидела, что на моей карте МИР лежит арест по долгу за ЖКХ, хотя я ни за что не плачу, тем более не работаю, обеспечивают меня обеспечивают. Подскажите, пожалуйста, законно ли это? Как быть в такой ситуации?
, вопрос №4173145, Любовь, г. Москва
600 ₽
Вопрос решен
Предпринимательское право
Подпись директора, как физического лица?
Добрый день! Есть действующая ООО (типовой устав, я единственный учредитель, УК 10.000 рублей). Я хочу выполнить с ней следующие действия: 1. Ввести нового участника (инвестор, входит в состав ООО с увеличением УК - вносит 6.666 + 2/3 рублей для получения 40% доли, у меня остается 60% и 10.000 номинальной стоимости). 2. Изменить Устав (с типового на собственный), который позволит в дальнейшем вносить инвестиционные средства в виде вклада в имущество ООО. У меня несколько вопросов: 1. Могу ли я в электронном формате подать одновременно и изменение устава, и ввод нового участника? Кажется, это все форма Р13014. 2. При электронной подаче нужно прикладывать что-либо от нового участника (заявление, подтверждение взноса в УК)? 3. Новый устав (взамен типовому) нужно прикладывать к форме? 4. При подписании Р13014 необходимо использовать ЭЦП директора, либо можно использовать ЭЦП физического лица (т.е. подпись директора, как физического лица)?
, вопрос №4171260, Гирин Максим, г. Москва
Дата обновления страницы 18.07.2014