Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
В чем заключаются различия между диспозицией и санкцией?
Как различать: диспозицию и санкцию?
В чем разница?
Как находить их в статьях?
Какие бывают диспозиции?
Здравствуйте!
Диспозиция нормы права начинает действовать с момента наступления условий, указанных в гипотезе, и одновременно охраняется от нарушения санкцией, которая предусматривает меры государственного принуждения.
Санкция — часть правовой нормы, где содержится указание на меры государственного принуждения (воздействия) в отношении правонарушителя. Санкция — разрешение, подтверждение, утверждение чего-либо вышестоящим компетентным органом. Санкция — поощрение за заслуги и достижение общепризнанного результата.
В самом общем виде санкция как часть правовой нормы может указывать на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции, или, наоборот, в ней могут содержаться последствия выполнения правила поведения. Соответственно различаются и две разновидности санкций норм права: наказательные и поощрительные. Рассмотрим характеристики каждой из разновидностей санкций в отдельности.
Первую разновидность санкции нормы права можно определить как часть нормы права, предусматривающую меры государственного принуждения, которые применяются в случае нарушения диспозиции. Санкция есть не что иное, как нормативное закрепление мер государственного принуждения. По своему характеру эти меры неблагоприятны для субъекта, так как предусматривают ограничения личного, имущественного, организационного характера или заключаются в психологическом порицании субъекта. Санкция как структурный элемент правовой нормы неразрывно связана с диспозицией. Именно в своем единстве (гипотезы, диспозиции и санкции) правовая норма может (способна) выступать как властный регулятор общественных отношений.
В санкции определяются виды и пределы наказания (взыскания, меры юридической ответственности), которые, в свою очередь, конкретизируются в акте применения права. Например, в ст. 43 УК РФ указывается: «Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда».
В санкциях определяются меры государственного принуждения, неоднородные по своему содержанию. В уголовном праве — различные виды уголовного наказания (штраф, исправительные работы, обязательные работы, лишение свободы и т.д.). До принятия нового КоАП РФ в санкциях норм административной ответственности закреплялись административные взыскания. В настоящее время в санкциях административных норм закрепляются меры административного наказания. В санкциях налоговых норм за совершение налоговых правонарушений предусмотрены две меры ответственности — штраф и пеня.
Санкция-поощрение - это структурный элемент нормы права, предусматривающий вид и меру государственного одобрения субъекта, применяемую в случае добровольного и заслуженного поведения, связанного со «сверхисполнением» диспозиции либо достижением общепризнанного результата.
Поощрительные меры обеспечивают установленную государством модель правомерного поведения, выступая в качестве определенного рычага, инструмента, побуждающего к социально-активному правомерному поведению, являясь одновременно и мерой воздаяния за достижение общественно полезного результата. Например, за добросовестный труд работник может быть премирован, ему может быть объявлена благодарность и т.д.
Итак, в санкции как структурном элементе правовой нормы могут закрепляться: во-первых, меры государственного принуждения; во-вторых, меры поощрения. Общими признаками для этих разновидностей санкций выступает их формальная определенность, авторитетный, государственно-властный характер, неразрывная связь с гипотезой и диспозицией правовой нормы. Авторитетность, властный характер — это своеобразный общий знаменатель, объединяющий две разновидности санкции.
Санкции норм права можно классифицировать на виды по различным основаниям. В зависимости от характера последствий они подразделяются на наказательные и поощрительные. Отраслевая принадлежность позволяет различать конституционные, уголовные, административные, гражданско-правовые, финансовые, уголовно-процессуальные и гражданско-процессуальные санкции. В зависимости от степени определенности санкции правовых норм делятся на абсолютно-определенные и относительно определенные. В свою очередь, относительно-определенные санкции классифицируются на относительно-определенныес указанием на минимальный и максимальный размер (предел) меры государственного принуждения и относительно-определенные с указанием только на максимальный размер (предел) меры государственного принуждения.
Абсолютно-определенные санкции точно указывают меру государственного воздействия, которая должна быть применена в случае нарушения данной нормы.
Относительно-определенные санкции устанавливают низший и высший или только высший пределы меры государственного принуждения, применяемой к правонарушителю.
В зависимости от количества видов мер государственного принуждения, которые могут применяться, санкции бывают альтернативными и безальтернативными. Альтернативная санкция оставляет у правоприменителя выбор из нескольких видов мер государственного принуждения, указанных в санкции, а безальтернативная санкция указывает только на единственно возможную меру государственного принуждения. (Из книги Гогин А.А., Липинский Д.А., Малько А.В. и др. Теория государства и права: учебник (под ред. А.В. Малько, Д.А. Липинского). — М.: Проспект, 2016. — 328 с.)
В зависимости от того, как излагается правило поведения, различают следующие виды диспозиции:
— простая диспозиция;
— описательная диспозиция;
— ссылочная (бланкетная) диспозиция;
— ограничивающая диспозиция;
— уполномочивающая диспозиция;
Простая диспозиция, называющая вариант поведения, но, не раскрывающая, не разъясняющая его. Такая диспозиция называет определенное правило общеизвестным термином, не указывая при этом его отличительных признаков. Так, ст. 42 Конституции РФ закрепляет, что «каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью и имуществу экологическим правонарушением». При этом законодатель не раскрывает содержания этих прав.
Описательная диспозиция, описывающая все существенные признаки поведения. Она не только называет правило поведения, но и указывает характерные для этого правила признаки. Так, ст. 49 Конституции РФ описывает признаки принципа презумпции невиновности.
Ссылочная диспозиция, не излагающая правило поведения, а отсылающая для ознакомления с ним к другой норме закона. Разновидностью ссылочной является бланкетная диспозиция. Она для ознакомления с правилами поведения отсылает к нормам других законов либо инструкциям, правилам, техническим нормам и т.д. Например, в соответствии с п. 1 ст. 12 ФЗ «Об охране окружающей среды» общественные и иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, имеют право участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан.
Ограничивающая диспозиция, для которой характерен следующий принцип — «по общему правилу нельзя, но в исключительных случаях можно». Ограничивающая диспозиция содержится в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, согласно которой «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Таким образом, из общего правила о том, что запрещается ограничивать права и свободы есть исключения.
Уполномочивающие диспозиции - определяют вид и меры поведения. Например, описывают полномочия, представляют единство прав и обязанностей. Так, ст. 5 ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливает полномочия органов государственной власти РФ в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.
(Из книги Тихомирова Л.А. Экологическое право. Учебник. — Специально для системы ГАРАНТ, 2009).
Гипотезу, диспозицию и санкцию надо искать не статьях законов или иных нормативных правовых актов, а в нормах права.