8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.

Неясности в документах при купле-продаже земельного участка

Добрый день.

Планируем покупать участок.

Кадастровый номер 47:14:0203004:189

В выписке из ЕГРН есть особая отметка:

Для данного земельного участка обеспечен доступ посредством земельного участка

(земельныхучастков) с кадастровым номером (кадастровыми номерами)

47:14:0203004:23:ЗУ24. Сведения о видахразрешенного использовании имеют статус

«Актуальные незасвидетельствованные».

При этом фактически с двух сторон участок огорожен дорогами, т.е. физически есть доступ на участок и без дополнительного (к тому же с номером 47:14:0203004:23:ЗУ24 участок не находится ни в одной карте)

Все это бы ничего, если б не пункт в договоре купли-продажи предыдущего собственника. Есть ограничение, которое звучит так:

"Продавец ставит в известность покупателя что часть площади участка (описание этой части) фактически используется как дорога общего пользования МО."

при этом если учесть вычет этой площиди, то участок уже будет никак не 12 соток, как указано в ЕГРН а около 10.

вопрос - как такое может быть, является ли этот пункт в договоре 3х годичной давности обременением и не могут ли потом, несмотря на данные в ЕГРН участок уменьшить и пустить там дорогу.

Хотя фактически дорога уже есть рядом и не маленькая.

Показать полностью
, Виктор, г. Санкт-Петербург
Альфия Сайфуллина
Альфия Сайфуллина
Юрист, г. Санкт-Петербург

Здравствуйте, Виктор.

Судя по всему тут речь идет о публичном сервитуте, которым обеспечивается как дорога общего пользования.

Чтобы выяснить, зарегистрирован ли этот сервитут, необходимо запросить выписку из ЕГРН в Росреестре. В выписке будет указано, кто собственник земельного участка, есть ли на нем обременения, в том числе в виде публичного сервитута.

Публичный сервитут регламентируется нормами Земельного кодекса РФ:

Статья 23. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)
 
1. Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.
(в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)
2. Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.
3. Могут устанавливаться публичные сервитуты для:
1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;

4. Сервитут может быть срочным или постоянным.

6. Собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами.

В случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату.

8. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.
9. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)
10. Порядок, условия и случаи установления сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог для прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации, а также для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, их эксплуатации, размещения и эксплуатации рекламных конструкций устанавливаются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

0
0
0
0

При этом стоит помнить следующие моменты, что публичный сервитут может быть отменен, если в нем отпадет нужда, согласно статье 48 ЗК РФ :

2. Публичный сервитут может быть прекращен в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута.

Но в любом случае этот вопрос — о принятии акта об отмене сервитута — следует решать в том органе, который установил этот сервитут.

Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд также возможно, но в строго ограниченных законом случаях, а именно статьи 49 ЗК РФ:

Статья 49. Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд
(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ)
 
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с:
1) выполнением международных договоров Российской Федерации;
2) строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов:
объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;
объекты использования атомной энергии;
объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации;

объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
объекты, обеспечивающие космическую деятельность;
линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;
объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения;
автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;
3) иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.

Порядок изъятия также прописан в Земельном кодексе, в главе 

Глава VII.1. ПОРЯДОК ИЗЪЯТИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ
ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД.

Она чрезвычайно обширна, но суть ее в том, что изъятие земли может производиться как по соглашению с органом, изымающим землю — в этом случае размер компенсации за землю оговаривается сторонами в таком соглашении.

Либо по решению суда, тогда размер компенсации содержится в решении суда.

0
0
0
0
Павел Сидоров
Павел Сидоров
Юрист, г. Москва

Здравствуйте!

«Продавец ставит в известность покупателя что часть площади участка (описание этой части) фактически используется как дорога общего пользования МО.»

Этим  пунктом  продавец исполняет  свои обязанности  по  предоставлению  достоверной  информации.

при этом если учесть вычет этой площиди, то участок уже будет никак не 12 соток, как указано в ЕГРН а около 10.

вопрос — как такое может быть, является ли этот пункт в договоре 3х годичной давности обременением и не могут ли потом, несмотря на данные в ЕГРН участок уменьшить и пустить там дорогу.

Как  уже  было  указано  коллегой, это  вероятно  сервитут, соответственно  это  само  по  себе  обременение. Уменьшить  участок  и пустить  дорогу  могут  в  том  случае, если  будет  такая  необходимость  для  государственны и муниципальных  нужд. В  этом  случае  будет  изъятие  земельного  участка  с  предоставлением  компенсации,  вот  с  компенсацией  могут  быть  проблемы.

По  поводу  сервитута, он  может  быть  возмездным

Гражданский  кодекс РФ

Статья 274. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)
 
1. Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
(в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

2. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.
3. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.
4. На условиях и в порядке, предусмотренных пунктами 1 и 3 настоящей статьи, сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования, и иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.
(в ред. Федеральных законов от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 30.12.2008 N 311-ФЗ)

5.Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.
6. В случаях, предусмотренных законом, сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и лицом, которому предоставлен земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, если это допускается земельным законодательством. В этом случае к лицу, которому предоставлен земельный участок, в отношении которого устанавливается сервитут, применяются правила, предусмотренные
настоящей статьей и статьями 275 и 276 настоящего Кодекса для собственника такого земельного участка.
(п. 6 введен Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

0
0
0
0

также

Статья 275. Сохранение сервитута при переходе прав на земельный участок
 
1.Сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ)

2. Сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен.

Это  в  общих  словах,  если  нужна  более  детальная  консультация, Вы  можете задать  дополнительный вопрос  в  чате.

 

0
0
0
0
Похожие вопросы
Гарантии, льготы, компенсации
Мы многодетная семья на ребенка инвалида получили земельный участок сможем ли оформить ещё один земельный участок на третьего ребенка
Доброе утро! Мы многодетная семья на ребенка инвалида получили земельный участок сможем ли оформить ещё один земельный участок на третьего ребенка
, вопрос №4386736, Ильнур, г. Уфа
1000 ₽
Вопрос решен
Земельное право
Подписание Акта согласования местоположения границ земельного участка может помочь в данной ситуации?
Добрый день. Я собственник участка в МО. Документы оформлены. Участок куплен 20 лет назад. Недавно выяснил, что часть моего участка находится за существующим забором на территории соседа (полоса 1 х 23 метра). Со стороны соседа на моей части расположена беседка, вплотную к забору. Дом соседа на кадастровом учёте не стоит. В ЕГРН участка средняя погрешность точек с коэффициентом 0.1. В данный момент я не хочу заниматься переносом забора, вопрос на перспективу. - Если в процессе переноса забора сосед будет против, я пойду в суд. Возможна ли ситуация при которой моя полоса земли будет признана территорией соседа (из-за срока давности или по иным причинам)? - Подписание Акта согласования местоположения границ земельного участка может помочь в данной ситуации?
, вопрос №4386468, Dmitry Sotnikov, г. Москва
Земельное право
Супруг инвалид 2 группы по общему заболеванию по договору дарения передает дом и земельный участок супруге, которая тоже является инвалидом 2 группы по общему заболеванию, оформляет документы в МФЦ
Супруг инвалид 2 группы по общему заболеванию по договору дарения передает дом и земельный участок супруге, которая тоже является инвалидом 2 группы по общему заболеванию, оформляет документы в МФЦ. Госпошлина за регистрацию прав на недвижимое имущество оплачивается в полном объеме или есть скидка для инвалидов?
, вопрос №4384611, Елена, г. Ростов-на-Дону
Земельное право
Нужно ли переделывать кадастровый паспорт на земельный участок, что бы оформить землю по наследству?
Добрый день! Нужно ли переделывать кадастровый паспорт на земельный участок, что бы оформить землю по наследству?
, вопрос №4384275, Эльвира, рп. Залари
1000 ₽
Вопрос решен
Земельное право
В 2023 года мною было получено Распоряжение о выдаче разрешения на размещение объектов на земельном участке
В 2023 года мною было получено Распоряжение о выдаче разрешения на размещение объектов на земельном участке, без предоставления земельных участков и установления серветутов – элементы благоустройства территории, в том числе архитектурные формы, за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как составные части благоустройства территории, согласно прилагаемой схеме границ, площадью 145 кв.м. В феврале 2024 года состоялось заседание Комиссии по вопросам освобождения земель, находящихся в государственной собственности от незаконного (самовольно) размещенных объектов некапитального строительства. Горхоз похожу не знал о распоряжении (или не хотел знать в силу других причин). В тот же день, приехал в Департамент и написал заявление о повторном рассмотрении на комиссии данного вопроса, в связи с тем, что был лишен возможности дать пояснения. В связи с вновь поступившими обстоятельствами меня уведомили, что решение о Демонтаже будете пересмотрено повторно. Но через неделю в марте 2024 года мною было получено заказное письмо с Требованием о демонтаже или перемещении незаконного размещенного объекта, я позвонил в департамент с вопросом, почему мне прислали Требование, если пояснили, что этот вопрос будет пересмотрен на следующей Комиссии. В ответ мне сказали: «Не переживайте, пока ничего не ломайте до рассмотрения повторного вопроса. Требование отправлено, так как это обычная процедура». 01 апреля 2024 года на личной электронной почте мною было получено письмо №294/01-03-02-06/02/24 от 20.03.2024 (Прилагается), подписанное цифровой подписью 27.03.2024г., что на ближайшей Комиссии по вопросам освобождения земель, находящихся в государственной собственности города Севастополья, от незаконного размещенных объектов некапитального строительства (далее по тексту – Комиссия) будет пересмотрено решение. Далее в апреле Подал пояснение того, что в соответствии с п.3.2.1. «Правил благоустройства нашего города..» к элементам благоустройства «Устройства декоративные, технические, конструктивные» в том числе относятся архитектурные детали и конструктивные элементы фасадов, включая цоколи, …., входы, входные группы, элементы входов и входных групп (включая архитектурный проем, дверные конструкции, пандус, навес, козырек, лестницу, ступени, ограждения, приямок), ворота (пп. П): ограждения, включая ограждения декоративные, ограждения газонные, ограждения технические...; Покрытия, включая грунтовое покрытие, газонное покрытие, асфальтовое покрытие, покрытие мощение, полимерное покрытие, щебеночное покрытие, песчано-гравийное покрытие, плиточное покрытие (п.3.2.5). Элементы благоустройства не являются объектами капитального строительства, объектами культурного наследия, музейными предметами. Таким образом, некапитальный объект – ограждение, состоящее из наборных бетонных плит «еврозабор» с входной группой, которое было выполнено мной как элемент благоустройства – является техническим конструктивным устройством, элементом благоустройства территории – техническим ограждением входной группой, размещенным мной в соответствии с имеющимся на момент установки распоряжением ДИЗО. Представителями комиссии во время заседания было принято решение получить дополнительную информацию в ДИЗО так как ну вообще не хотели оставлять прям, вели себя грубо соответственно. ДИЗО по результатам запроса должен был предоставить пояснение о том, какие именно элементы благоустройства я имею права размещать на основании полученного ранее Распоряжения. Однако, начиная с мая года никаких официальны писем и звонков не поступало. Так как у нас тут красные линии дорожно-транспортной инфраструктуры, параллельно занимался вопросом что б снять их и даже уже в общественных слушаньях прошло, но это еще может занять год. В декабре звонят представители Департамента. Исполнитель начала уточнять, выполнили ли мы Требование по демонтажу конструкций, и что это Требование необходимо выполнить до конца недели. иначе Департамент выполнит его сам. Звонок поверг меня в шок. Приехал в Департамент с целью получения разъяснений. Оказалось, что в июне еще без приглашения меня для возможности отстоять свои гражданские права, уже состоялась Комиссия, на которой было в одностороннем порядке принято решение оставить без изменения решение Комиссии о демонтаже объектов некапитального строительства, копию письма датированное июнем месяцем я получил тут же в Департаменте вот только сейчас. Более того, мною было выяснено, что ДИЗО вместо вышеуказанных пояснений о том, что именно я имею права размещать на данной территории согласно выданного Распоряжения, отменило ранее выданное Распоряжения, без указания причин (на словах сказали что схему не так составили) в одностороннем порядке, не уведомив об этом меня и не дав возможности в случае выявления каких-либо нарушений их исправить. Начал выяснять, оказалось, что соседка по участку моей мамы, женщина, которой нравится судится со всеми соседями (только на нашей улице уже 5 случаев и мы в том числе) дала команду своим знакомым и те сделали все, что б я даже не смог успеть в суд подать. Причем горхозяйство говорит, что у них уже прокурорский акт реагирования есть (но это не точно). Кинулись узнать в прокуратуру она их тоже заинтересовала. Капец. И вот 9го января теперь должны прийти представители организации от горхозяйства снести мне забор. Прочитал что снос – это вообще должна быть крайняя мера. Забор идет только с двух сторон нашего дома, дом угловой и огораживает от дороги, не касается соседей никаких, никому не мешает, красивый покрашенный, внутри там, где забор ничего кроме палисадника нет. Соседи подписали коллективное что никому не мешает забор, но горхозяйству вообще пофиг. В связи этим вопрос: существует ли практика приостановления Требований о демонтаже в досудебном разбирательстве. В прокуратуру идти смысла нет, нам сразу сказали, что завернут нас, в суд с аннулированием требования адвокат говорит тоже смысла идти нет, так как схема была составлена не верно. Но должен же быть законный способ пойти в горхозяйство, в суд, еще куда-нибудь и добиться того, что б оставили забор. Можете предложить варианты пожалуйста что нам можно сделать сейчас на данном этапе, и если придут демонтировать как можно поступить в рамках закона?
, вопрос №4383994, Ольга, г. Москва
Дата обновления страницы 21.06.2018