8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.

Переселение из ветхого жилья и требование передачи прав на з/у

Добрый день. Незнаю как быть! Я была в очереди на переселения из ветхого жилья с 2016 года, в декабре 2018 года, я получила новое жилье, подписала Акт приема-передачи на новое жилье и благополучно там проживаю по этот момент. Но проблема в том, что мое новое жилище до сих пор оформленно на застройщика. Дело в том , что мы им не отдаем земельный участок (10 соток) собственник мой супруг, а собственницей ветхого жилья была я. В марте 2019 года администрация подала на нас в суд, что бы мы подписали договор-соглашение на обмен помещениями, суд им в иске отказал, принял нашу сторону. А в апреле администрация повторно по почте прислала, тот же договор-соглашение нам на подпись( напомню суд им отказал в иске с этим договором). А совсем недавно, местная власть опять же, в лице администрации, стали нам угрожать, что заберут новое жилье, и выселят нас обратно в старый дом. Что мне делать с этой всей ситуацией? Какие действия предпринять? Как получить документы на новое жилье?

Показать полностью
, Татьяна, г. Белгород
Андрей Казанцев
Андрей Казанцев
Юрист, г. Нижневартовск

Закон позволяет изымать в исключительных случаях земельные участки и расположенные на них объекты для размещения объектов государственного или муниципального значения (ст. 49 ЗК РФ).
В случаях такого изъятия его правообладателю должно быть предоставлено возмещение в размере рыночной цены изымаемого участка и (или) объекта недвижимости (квартиры, дома, сарая, бани и т.п.). Кроме этого, должны возмещаться убытки, причиненные таким изъятием, в том числе упущенная выгода (ст. 281 ГК РФ).

Жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, что следует из пункта 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ (далее — ЖК РФ).

Решение об изъятии (выкупе) земельных участков для государственных или муниципальных нужд должно подкрепляться документами территориального планирования. При отсутствии данных документов в соответствии с ч. 4 ст. 9 Градостроительного кодекса запрещается изъятие земельных участков, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Формально намерение изъять земельный участок подтверждается актом государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо решением суда.

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в соответствии со ст. ст. 49 и 55 ЗК. При этом ст. 63 ЗК закрепляет гарантии прав землепользователей, землевладельцев и арендаторов при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Собственники земельных участков обладают гарантией предварительного и равноценного возмещения в случае принудительного отчуждения недвижимого имущества в соответствии со ст. 35 Конституции РФ. Убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, включаются в плату за изымаемый земельный участок (выкупную цену), порядок определения которой регулируется гражданским законодательством. В связи с этим отношения данной нормы не распространяются на собственников земельных участков, которым предоставляется либо равноценный земельный участок, либо возможность выкупа земельного участка по рыночной стоимости.

В соответствии со ст. 32 ЖК РФ допускается изъятие земельных участков, занятых многоквартирным жилым домом, признанным в установленном порядке ветхим и подлежащим реконструкции или сносу. ПРи этом принудительное изъятие земельного участка, где расположено ветхое и аварийное жилье, для муниципальных нужд не соотносится с существующим на сегодняшний день нормативным и общепринятым пониманием муниципальных нужд.

В договоре, на основании которого Вы получили жилье, должно быть указано и про земельный участок, если ничего не указано, то Вы не обязаны его отдавать вместе с ветхим жильем. За него следует отдельное возмещение, тем более у Вас есть решение суда об отказе Администрации в ее способе завладеть Вашим ЗУ.

После предоставления гражданину жилого помещения в виде квартиры по договору социального найма во внеочередном порядке по основаниям п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ либо предоставления ему любой денежной субсидии по одной из федеральных либо региональных жилищных программ у гражданина как собственника ветхого жилого дома в соответствии с действующим жилищным и гражданским законодательством не возникает обязанности по передаче ветхого дома в муниципальную либо государственную собственность, а гражданин, соответственно, как собственник ветхого дома и земельного участка вправе распоряжаться ими по своему усмотрению либо оставить в своей собственности.
Поскольку  дом, признанный ветхим, и земельный участок под ним органом местного самоуправления не изымаются, обязательства по сдаче такого дома и земельного участка под ним законодательством не предусмотрено, гражданин имеет право продать либо совершить иную гражданско-правовую сделку с ветхим домом и земельным участком.

В свою очередь, у нового собственника после покупки непригодного для проживания частного дома также может возникнуть право на внеочередное предоставление жилого помещения от органа местного самоуправления в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, так как по ЖК РФ не имеет значения, по чьей вине домовладение, в котором проживает семья собственника, пришло в состояние, непригодное для проживания, так же как и время получения свидетельства о регистрации права собственности на жилое помещение (Определение Верховного Суда РФ от 27 октября 2009 г. N 44-В09-41 // КонсультантПлюс: ВерсияПроф: СудебнаяПрактика)

Такой «круговорот домовладения» от собственника к собственнику, как мы понимаем, конечно, не может устроить орган местного самоуправления.
Единственным способом его прекратить является снос такого частного дома либо его изъятие вместе с земельным участком в муниципальную собственность в соответствии с нормами жилищного и гражданского законодательства при условии компенсации рыночной стоимости.
Однако при таком изъятии собственнику орган местного самоуправления обязан выплатить рыночную стоимость не только дома, но и земельного участка, что, естественно, не может устраивать орган местного самоуправления, тем более если учесть, что он еще в соответствии со ст. 57 ЖК РФ обязан предоставить жилое помещение по договору социального найма по нормам предоставления, при этом исходя из количества членов семьи, зарегистрированных в непригодном для проживания доме.
Вот и получается, что собственник не только получает жилое помещение вне очереди от органа местного самоуправления, но и в его собственности остаются непригодный для проживания дом и земельный участок под ним, которыми он как собственник может распорядиться по своему усмотрению (продать, обменять, подарить и т.д.) либо у него его может изъять орган местного самоуправления по изложенной выше процедуре.

Выкупать же данный дом и земельный участок под ним для органа местного самоуправления чаще просто невыгодно и нецелесообразно, так как такие земельные участки, как правило, небольшие по размеру и не представляют ни для органа местного самоуправления, ни для потенциального застройщика никакого экономического и коммерческого интереса.
При этом, даже если при принятии решения орган местного самоуправления обяжет собственника снести непригодный для проживания частный дом, собственник этого может просто не сделать, во-первых, просто из-за отсутствия финансовых средств для этого, во-вторых, он — собственник, и обязать его снести (уничтожить) свою собственность в соответствии с гражданским и жилищным законодательством практически невозможно.
На основании вышеизложенного у органа местного самоуправления фактически перед собственником непригодного для проживания дома возникают одни обязанности, в то время как у гражданина (собственника) практически одни права.
В этом случае орган местного самоуправления, естественно, воспользуется тем, что в п. 8 Положения от 28 января 2006 г. N 47 закреплено только его право, а не обязанность на принятие решения о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан, тем более что для этого есть немало законных оснований.


0
0
0
0
Татьяна
Татьяна
Клиент, г. Белгород
Андрей, спасибо! Обьяснили более чем понятно! Хотелось бы уточнить, какие мне действия предпринять, что бы получить документы на новое жилье в котором я проживаю на данный момент только на основании документа Акта приема-передачи подписанного мною и администрацией?

Если есть передаточный акт, то есть и договор, к которому этот акт является приложением. В нем должно быть закреплены права и обязанности сторон конфликта, но документ о праве собственности не был оформлен в результате уклонения застройщика от исполнения взятых на себя по договору обязательств. Вам надо в суд обращаться к застройщику с иском о признании права собственности. Суд сам истребует от него договор, который Вам не показывают. Потом на основании решения суда свое право собственности зарегистрируете.

0
0
0
0
Похожие вопросы
Защита прав работников
На декабрь 2025г у меня есть 15 дней отпуска, работодатель утверждает что я обязана его отгулять в текущем году и
На декабрь 2025г у меня есть 15 дней отпуска, работодатель утверждает что я обязана его отгулять в текущем году и не имею права переносить на следующий год(часть или весь отпуск) например на март 2026г. В 2025г я уже ходила в отпуск на 7 дней и 14 Трудоустроена с августа 2024г. Могу ли я перенести весь или часть этого отпуска на март 2026г так как с апреля я ухожу в декрет?
, вопрос №4775025, Юлия Перепёлкина, г. Санкт-Петербург
Получение образования
И закреплена ли я вообще за ним?
здравствуйте. я учусь в 10 классе, меня перевели на формат самообразования. могу ли я вернуться в школу в свой класс? и имеет ли право директор отказать мне? каким образом я могу вернуться именно в свой класс?(и закреплена ли я вообще за ним?)
, вопрос №4774779, ева, г. Подольск
Недвижимость
Отец в возрасте преклонном и возникает вопрос как быть.получим мы какое то жильё или нам выплатят деньгами
Здравствуйте.в 2020 году купили комнату в коммунальной квартире .Дом уже был признан аварийным примерная дата переселения в 2030г.и оформили в собственность но Отца. Отец в возрасте преклонном и возникает вопрос как быть.получим мы какое то жильё или нам выплатят деньгами при переселении то есть оформить договор дарения если есть шанс получить жильё или куплю продажу если вариантов нет.
, вопрос №4774539, Константин, г. Москва
Материнский капитал
Передать право собственности невозможно или доверенность?
Могу ли я оформить студию на другого человека, купленную за счёт материнского капитала? Сторона А: имеет материнский капитал с 2013 года, на попечении 3 несовершеннолетних детей. Сторона Б: планирует покупку жилья, сестра Стороны А. Стороны А и Б договорились, что при покупке стороной А студии в другом городе за счёт материнского капитала и средств Стороны Б, дом бабушки будет оформлен на Сторону Б. То есть, получается, что делить дом никто не будет: дом оформляется на Сторону А с детьми, а в обмен Стороне Б нужно передать студию в другом городе за счёт материнского капитала Стороны А (Сторона Б дополнительно вкладывает свои средства). Возможно ли это сделать? Дом по документам 24 м² (по факту больше), студия 11 м². В студии получается должны быть доли для детей Стороны А, но как сделать так, чтобы студия принадлежала Стороне Б? Для детей будут доли в доме и студии? Передать право собственности невозможно или доверенность? В общем так, чтобы дом был на Стороне А с детьми, а у Стороны Б не забрали студию когда всем детям будет 18? Как можно решить этот момент?
, вопрос №4772734, Ли, г. Москва
Дата обновления страницы 27.05.2019