Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Налоговики вынесли решение по проверке только на следующий день после рассмотрения материалов проверки. То есть не день в день. Является ли это основанием для отмены решения
16.10.2019 нам вручено извещение о месте и времени материалов выездной проверки на 20.11.2019.
19.11.2019 нами направлено ходатайство о переносе срока рассмотрения материалов на 21.11.2019.
Без дополнительного решения о переносе материалы налоговой проверки были рассмотрены 21.11.2019, но !
решение составлено 22.11.2019 и вручено нам только 18.12.2019. При этом,02 декабря 2019 года, мы направляли в налоговый орган запрос на разъяснение причины задержки направления решения в адрес налогоплательщика.
Является ли факт того, что Налоговики вынесли решение по проверке только на следующий день после рассмотрения материалов проверки нарушением процессуальных сроков. Постановление ФАС Центрального округа от 09.02.09 № А48-424/08–8, постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 01.12.08 по делу № А36-1492/2008, Восточно-Сибирского округа от 14.08.08 № А33-188/08-Ф02-3918/08 или это уже устаревшая судебная практика
Здравствуйте. Ситуации, когда налоговые органы допускают нарушения тех или иных процедурных сроков встречаются довольно часто.
Однако в настоящее время арбитражные суды полагают, что такие нарушения не влекут для налогового органа негативных правовых последствия, способных повлиять на законность итогового решения по результатам налоговой проверки в смысле применения пункта 14 статьи 101 НК РФ.
Вот например Постановление АС Московского округа от 23.05.2019 по делу №А40-222695/2018. В этом деле суды сослались на правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в Определении от 20.04.2017 № 790-О, в соответствии с которым нарушение налоговым органом сроков рассмотрения материалов налоговой проверки не препятствует ему в принятии того или иного итогового решения и не может само по себе предрешать его законность, что не позволяет признать такое процессуальное нарушение в качестве безусловного основания для отмены итогового решения налогового органа по смыслу пункта 14 статьи 101 НК РФ. Поэтому считаю, что на сегодня практика не дает оснований полагать, что именно по этому основанию удастся оспорить вынесенное решение. Если конечно налоговым органом были соблюдены нормы о предоставлении налогоплательщику права на ознакомление с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля и на представление своих возражений до вынесения решения по результатам выездной налоговой проверки.
Здравствуйте, Юлия.
Действительно, исходя из толкования ст.101 НК РФ следует, что решение выносится именно в день рассмотрения материалов налоговой проверки, иных сроков для изготовления решения законодатель не предусматривает, о чем и отражено в приведенном Вами в качестве примера Постановлении ФАС Центрального округа от 09.02.09 № А48-424/08–8.
Между тем, главным аргументом предпринимателя (существенным нарушением процедуры принятия решения налоговым органом) было не составление решения в другой день, а отсутствие акта, составленного по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля и его ненаправление налогоплательщику вместе с полученными материалами, что и привело к лишению возможности предпринимателя представить возражения, то есть в полной мере реализовать свои права и при рассмотрении материалов.
В Постановление ФАС Центрального округа от 01.12.08 по делу № А36-1492/2008 нарушением явилось необеспечение права налогоплательщика участвовать в рассмотрении материалов, в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.08.08 № А33-188/08-Ф02-3918/08
о рассмотрении дела о налоговой правонарушении не было
уведомлено предприятие, то есть аналогичное нарушение, допущенное налоговым органом.
В п.14 ст.101 НК РФ прямо указано
…
Нарушениесущественных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Основаниями для отмены указанного решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения.
Составление решения по результатам рассмотрения на следующий день само по себе не ведет к лишению налогоплательщика права участвовать при рассмотрении материалов проверки, а значит существенным условием процедуры рассмотрения не является.
Могло бы, если, допустим, налогоплательщик бы участвовал в рассмотрении, но решение, составленное на следующий день, было бы основано на материалах, при нем не рассмотренных. У Вас же иная ситуация, и существенных нарушений тут нет.
Спасибо! Нашла в одном из решении суда, но правда за 2009 год, поэтому хотелось бы уточнить свой вопрос, возможно написала его размыто, т.к нет опыта в спорах с налоговыми органами
Анализируя положения норм ст.ст. 100 и 101 НК РФ в их взаимосвязи, суд правильно указал, что рассмотрение материалов налоговой проверки и принятие решения по ним осуществляется непосредственно руководителем налогового органа или его заместителем в том месте и в то время, о которых извещен налогоплательщик.
Ссылка Инспекции на то, что 01.02.2008 является датой изготовления решения Инспекции в окончательной форме, по результатам рассмотрения материалов проверки, состоявшихся 10.12.2008, правомерно отклонена судом, поскольку ст. 101 НК РФ не предусматривает процедуры изготовления мотивированного решения по результатам рассмотрения материалов проверки и не устанавливает для этого процессуальных сроков. Однако, положения данной нормы закона о вынесении решения «по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки» предполагают что такое решение выносится именно в день рассмотрения материалов, поскольку какие-либо сроки для «окончательной формы» решения или для «изготовления мотивированного решения» законом не установлены.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 9 февраля 2009 г. N Ф10-2430/08 по делу N А48-424/08-8
В нашем случае рассмотрение материалов было 21 ноября, а дата изготовления решения 22 ноября. Т.е по факту нарушена ст 101 НК РФ.
Как Вы считаете? Не хотелось бы зря обнадеживать руководство )
На мой взгляд, полагаю, что если это является единственным аргументом, то воспринят таковой как основание для отмены он не будет.