Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Документ, определяющий способ доступа к земельному участку
Добрый день!
Я являюсь собственником земельного участка ИЖС. Участок был приобретен в собственность в 2002 году; в начале 2008 года проводилось межевание и приведение в соответствие его границ, по итогам чего кадастровым инженером был составлен документ "Описание земельных участков" на 16 листах. На одном из листов "Описания" указаны сведения о том, что доступ к моему земельному участку осуществляется через зем.уч. муниципального образования Н.(улицу); границы моего участка и улицы также обозначены. При этом в выписке ЕГРН сведения о способе доступа к моему чем.уч. не указаны и значатся как "ранее установленные".
В настоящее время зем.уч. муниципального образования Н (улица) в 2017 г. был поставлен на кадастровый учет (кад.стоимость определена в 1 руб.), после чего сдан в аренду для прокладки коммунальных сетей и их обслуживания ТСЖ, образованному в 2003 г. собственниками других домов (моими соседями).
Т.к. я членом данного ТСЖ не являюсь, председатель ТСЖ запрещает мне проезд к моему участку по арендованной ТСЖ улице, требуя за это плату.
Я собираю пакет документов для обращения в суд с иском об устранении препятствий в пользовании моим участком и об установлении частного сервитута.
Прошу подсказать, является ли "Описание" документом, подтверждающим определение способа доступа к моему земельному участку, и достаточно ли мне будет для обоснования своих исковых требований ссылки на его копию, выданную МФЦ, или необходимо будет заранее заказать изготовление межевого плана моего участка и приложить его копию к исковому заявлению?
Как рассчитывается цена частного сервитута (он ведь будет платным) и зависит ли она от кадастровой стоимости муниципального земельного участка?
Может ли цена сервитута для меня быть выше стоимости арендной платы, которую вносит ТСЖ по договору аренды?
Какие еще документы могут мне пригодиться, чтобы подготовить их заранее?
Уважаемый Игорь! Доброго! На мой взгляд здесь надо верстать соглашение о сервитуте (вводные можно взять и из описания). Далее или Вы вне суда все решаете или через суд, при этом мимо землеустроительной экспертизы (тысяч этак от 30) не пройдете.
Плату за сервитут (ст.274 ГК РФ) как раз и рассчитывает эксперт.
Вообще здесь лучше при верстке проекта соглашения о сервитуте с экспертом разрешить вопрос и по стоимости такового.
Примите к сведению, что при действующих Стандартах оценки… широкие диапазоны.
Добрый день, Игорь.
Прошу подсказать, является ли «Описание» документом, подтверждающим определение способа доступа к моему земельному участкуИгорь
Нет, такой документ не является подтверждающим определение способа доступа к земельному участку.
Вам нужно заключить соглашение об установлении сервитута (исходя из п. 3 ст. 274 ГК РФ).
Следует отметить, что соглашение об установлении сервитута, являясь сделкой, порождает права и обязанности, что не способно осуществить «Описание земельного участка» как документ.
Игорь, здравствуйте. Изготавливать межевой план для обращения в суд не требуется. В данном случае надлежащим описательным документом Вашего земельного участка, который в 2008 году соответствовал требованиям законодательства для внесения изменений в ЕГРН в части местоположения границ, является «Описание земельных участков». Кроме предоставленной Вами копии, полученной в Росреестре, суд вправе самостоятельно запросить в Росреестре межевое дело на земельный участок. Обычно так и делается и в отношении участка, обременяемого сервитутом, и в отношении участка, для доступа на который этот сервитут устанавливается.
В делах об установлении сервитута проводится комплексная судебная экспертиза. Во-первых, для того, чтобы подтвердить, что доступ к Вашему участку возможен только через спорный земельный участок. Во-вторых, чтобы предложить варианты прохождения сервитута, наименее обременительные для правообладателя спорного земельного участка. В-третьих, для определения рыночной стоимости права ограниченного пользования, которая и будет составлять плату за сервитут. Вообще, здесь надо разбираться прежде всего с договором аренды. На каких условиях участок предоставлен ТСЖ. Если это улица, то в силу п.12 ст.85 Земельного кодекса РФ это земли общего пользования, которые не подлежат приватизации. Обычно при передаче в аренду таких участков в договоре предусматривается обязанность арендатора обеспечить возможность прохода для третьих лиц. Администрацию надо будет привлекать в качестве третьего лица и требовать от неё пояснений.
Межевого дела в архиве Росреестра нет, это официально подтверждено. Единственный документ — «Описание». Участок муниципальной собственности, обозначенный в 2008г. в «описании» как «улица» (сведения о прописке это подтверждают), поставлен на кадастровый учет лишь в 2017 году, в договоре аренды обозначен как «земельный участок из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования коммунальное обслуживание», в актуальной выписке ЕГРН в особых отметках указано образован из земель, гос.собственность на которые не разграничена. Администрация МО, арендная плата за 2018 год рассчитана по формуле кад.стоимость х ставка арендной платы х поправочный коэффициент х годовые индексы потребительских цен за период с момента утв. результатов кадастровой оценки земель, и за 2018 год составила 0,06 руб.
Я правильно понимаю, что ответчиком будет ТСЖ, а третьим лицом — Администрация МО?
Здравствуйте, Игорь.
Собственно в предыдущем ответе я Вам и писал про частный сервитут и давал отсылку к главе V.3 Земельного кодекса РФ. Это я к
Как рассчитывается цена частного сервитута (он ведь будет платным) и зависит ли она от кадастровой стоимости муниципального земельного участка?
Она рассчитывается на основании местного НПА субъекта РФ и, как правило, зависит от кадастровой стоимости (см. п.п. 2 п. 2 ст. 39.25 Земельного кодекса РФ). Поэтому, чтобы сказать точную сумму сервитута, нужно знать субъект РФ.
Может ли цена сервитута
собственно ответ выше.
Описание" документом, подтверждающим определение способа доступа к моему земельному участку,
на момент образования участка — да.
что доступ к моему земельному участку осуществляется через зем.уч. муниципального образования Н.(улицу)
На самом деле эта фраза имела значение для постановки на кадастровый учет участка на момент образования. После постановки на кадастровый учет она никаких вещных прав не дает.
Это я к тому, что описание (или земельное дело. Раньше было землеустроительное дело и его в сведениях ЕГРН действительно нет. Но оно есть (должно быть) в государственном фонде данных полученных в результате проведения землеустройства (ГФД), который также находится в ведении Росреестра. Это для справки) в Вашем споре никакого значения фактически иметь не будет.
Какие еще документы могут мне пригодиться, чтобы подготовить их заранее?
соответственно расчет платы за частный сервитут, выполненный в соответствии с местным НПА субъекта РФ.
Хотя я бы оспаривал саму сделку аренды, так как в результате ее заключения нарушаются Ваши права на доступ к землям общего пользования, как указал коллега, в соответствии п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ.
Уважаемый Игорь! В дополнение: обратите внимание на ст.23 ЗК РФ (см. http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?rnd=4076DFCD5EDE30B8CB99EFB5F2B7B90A&base=LAW&n=342031&dst=4294967295&cacheid=B00F16736F0ED6DC308250F1B1E001C2&mode=rubr&req=doc#03594441454429309).
А не публичный ли там у Вас сервитут?
Через Вас есть еще кто/что? Кадастровый номер ЗУ можете дать?
И по проекту соглашения по сервитуту Вам впору будет толковый кадастровый инженер (координаты).
Уважаемый Игорь! В дополнение к мнениям уважаемых и профессиональных коллег, да и к Вашим уточнениям:
в отношении
здесь Ответчик, однозначно, ТСЖ.
А вот по сервитут, на мой взгляд, также Ответчик и муниципалитет (собственник ЗУ), так как Арендаторы могут меняться и Вам судиться постоянно с каждым скорее совсем не интересно.