Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Есть ли по правки по ст 6.3 и 20.6.1 КоАП РФ?
Доброго времени суток, ув. юристы!
Объясните пожалуйста посл. поправки в ст. 6.3 и 20.6.1 КоАП РФ. Спасибо.
Здравствуйте, Александр.
В ст. 6.3 КоАП РФ внесены дополнительно две части (2 и 3), содержащие сильно завышенные санкции. Так, если по ч. 1 данной статьи за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правили гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, предусмотрено всего лишь предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере до пятисот рублей; на должностных лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятисот до одной тысячи рублей, то такие же действия (по ч. 2), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий – влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей. То есть, санкции резко увеличили в диапазоне от 30 – 40 раз для граждан и от 50 – 150 раз для индивидуальных предпринимателей. А в случае, если указанные действия (бездействие), повлекут причинение вреда здоровью человека или смерть человека (при условии, что не содержат уголовно наказуемого деяния) то санкция возрастает в сотни раз – от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей для граждан; от пятисот тысяч до одного миллиона рублей – для индивидуальных предпринимателей.
Про чиновников не пишу, поскольку знаем, что у нас этот как и другие законы применяются избирательно в основном к гражданам. Но главная проблема в другом. С теми, кто «не выполняет в установленный срок выданные им законные предписания (постановления) или требования органа (должностного лица)», вопросов вроде нет. В этой части диспозицию будут трактовать как нарушение гражданином, получившим соответствующее предписание, «режима самоизоляции». Хотя в статье такого понятия нет, оно есть лишь в некоторых региональных правовых актах (например в ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы).
Но как быть с обычными гражданами, еще не заболевшими и не получившими никаких предписаний соблюдать «режим самоизоляции»? Если отталкиваться от диспозиции ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ («…совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления …ограничительных мероприятий (карантина)…), то возникает резонный вопрос – можно ли применять к гражданам санкцию, если в стране не введен ни режим чрезвычайной ситуации, ни карантин. Видимо, по логике власти и «угрозы распространения заболевания» не возникает. Хотя на практике это будет, конечно, трактоваться субъективно и широко – раз в стране коронавирус и принимаются меры по борьбе с ним, значит, возникает угроза распространения заболевания. И граждан будут штрафовать
Введена в КоАП РФ еще одна довольно суровая статья 20.6.1 По ней к административной ответственности можно привлекать за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации. Санкция за это суровая: наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Здесь стоит обратить внимание на то, что применять такие меры можно в двух случаях: «при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации» или «в зоне чрезвычайной ситуации». То есть, только в тех регионах, в которых введен хотя бы «режим повышенной готовности» (например, в Москве, в Московской области).
Как видим, понятия «режим самоизоляции» нет ни в ст. 6.3, ни в ст. 20.6.1 КоАП РФ. Полагаю, что в тех субъектах Российской Федерации, в которых ни «режим повышенной готовности», ни «режим чрезвычайной ситуации» официально не вводился, данная статья применяться не должна. Гражданин в этих регионах России вправе обжаловать такое административное постановление, даже, если вменено «нарушение режима самоизоляции».
Другое дело, если в самом регионе есть свой КоАП, в котором имеется статья об ответственности за нарушение режима повышенной готовности и самоизоляции. Как, например в г. Москве. Здесь за нарушение режима самоизоляции могут привлекать к административной ответственности по ч. 2 ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы: Цитата из КоАП Москвы. Невыполнение гражданами требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы, в том числе необеспечение режима самоизоляции, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния или не влекут административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере четырех тысяч рублей.
Здоровья и наилучших пожеланий, Воробьев Н.И., к.ю.н., доцент, профессор РАЕ