Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Правовой обычай как источник конституционного права
В начале 2016 г. государственной Думой Федерального Собрания РФ было издано постановление, согласно которому обычаю депутатов присутствовать на заседаниях не чаще двух раз в неделю вместо положенных пяти должен быть придан общеобязательный характер. Конституционный Суд РФ признал Постановление несоответствующим Конституции РФ, однако депутаты, утверждая, что обычай также является источником конституционного права, продолжали посещать заседания не чаще двух раз в неделю. Может ли правовой обычай рассматриваться как источник конституционного права? Каковы особенности решений Конституционного Суда РФ и актов палат Федерального Собрания?
Иерархически выстроенная система источников конституционного права России выглядит следующим образом:
1. Федеральные источники конституционного права: Конституция РФ, федеральные конституционные законы, решения Конституционного Суда РФ, а также содержащие конституционно-правовые нормы международные договоры Российской Федерации, законы Российской Федерации о поправках к Конституции, федеральные законы, конституционно-правовые договоры о разграничении предметов ведения и полномочий <1>, указы и другие нормативные правовые акты Президента РФ, нормативные постановления Правительства РФ, нормативные постановления палат Федерального Собрания и нормативные правовые акты органов государственной власти Российской Федерации специальной компетенции (Центральная избирательная комиссия РФ, Центральный банк РФ и др.).
2. Региональные источники конституционного права: конституции (уставы) субъектов Федерации, решения конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, а также содержащие конституционно-правовые нормы законы и другие правовые акты органов субъектов Федерации.
3. Местные источники конституционного права: уставы муниципальных образований и нормативные правовые акты местного самоуправления, содержащие конституционно-правовые нормы.
В связи с проблемой отнесения решений Конституционного Суда РФ к источникам конституционного права целесообразно использовать понятие «прецедент».
Это придает стабильность и определенную стройность правоотношениям, несет в себе момент уважения к сторонам конституционного процесса, которые вправе рассчитывать на то, что Суд в данном деле будет следовать той же юридической логике, какой он придерживался ранее, при рассмотрении близких по значению вопросов.
В Определении Конституционного Суда РФ от 7 октября 1997 г. № 88-О указано: «Правовые позиции, содержащие толкование конституционных норм либо выявляющие конституционный смысл закона, на которых основаны выводы Конституционного Суда Российской Федерации в резолютивной части его решений, обязательны для всех государственных органов и должностных лиц». Поскольку источником таких позиций названы решения Суда в целом, то обязательные правовые позиции могут содержаться в любых его постановлениях и определениях.
Решения Конституционного Суда РФ в строгом смысле слова не являются нормативными актами, но поскольку они вносят изменения в действующую систему правовых норм (устраняют нормы, противоречащие Конституции, и имеют характер общеобязательных), то по своей юридической силе они сходны с законами.
Постановлениями Совета Федерации оформляются также принятие регламента, изменения и дополнения к нему; результаты голосования об избрании Председателя Совета Федерации и его заместителей; решение Совета Федерации об освобождении от занимаемой должности Председателя Совета Федерации и его заместителей; результаты тайного голосования; решения по другим вопросам организации внутренней деятельности Совета Федерации.
Согласно этому Закону на территории Российской Федерации применяются только те акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы. Акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубликования председателем соответствующей палаты или его заместителем.
С правовой точки зрения не существует формальных запретов и препятствий ни для создания конституционно-правового обычая, согласно которому Президент РФ может представлять на утверждение парламенту в качестве Председателя Правительства РФ лидера парламентского большинства или парламентской коалиции, ни для юридического закрепления подобной практики.