Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Может ли Управление ФНС России выступать потерпевшим в гражданском иске, рассматриваемом в рамках уголовного дела №2
Ситуация изложена в прикреплённом файле.
ВОПРОСЫ:
1. Может ли Управление ФНС России выступать потерпевшим в гражданском иске, рассматриваемом в рамках уголовного дела №2.
2. Правильно ли определён потерпевший с учётом того, что НДС (похищенная сумма) выплачивалась Управлением Федерального казначейства Министерства Финансов РФ по заявлению Межрегиональной ИФНС России.
3. Не пропустило ли Управление ФНС России срок взыскания, учитывая тот факт, что в 2017 году судом были осуждены участники ОГ.
1. По правилам уголовно-процессуального законодательства (п. 1 ст. 44 УПК РФ) гражданским истцом в уголовном процессе может выступать любое лицо, предъявившее требование о возмещении имущественного вреда, если у него есть основание полагать, что данный вред причинен ему непосредственно преступлением. В силу п. 3 ст. 44 УПК РФ гражданские иски в целях защиты интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований могут предъявляться только прокурором. Другим лицам право заявлять гражданские иски в уголовном процессе в защиту интересов публично-правового образования уголовно-процессуальным законодательством не предоставляется.
Министерство финансов России, в подчинении которого находится ФНС России, также считает, что Минфин России невозможно привлечь в качестве потерпевшего по уголовным делам, связанным с причинением ущерба публично-правовому образованию, с правом подачи гражданского иска, поскольку право на подачу гражданского иска в рамках данной категории уголовных дел имеется только у прокурора <23>.
— <23> Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 9 августа 2006 г. N 08-04-14/4048 «О привлечении Минфина РФ в качестве потерпевшего по уголовным делам в связи с причинением ущерба государству»
Представляется правильным согласиться с В.В. Седелкиной в том, что налоговый орган невозможно признать ни потерпевшим, ни гражданским истцом в уголовном процессе <24>. Поскольку ни нормами Налогового кодекса РФ, ни нормами Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации», ни нормами других нормативных актов налоговые органы не наделены полномочиями заявлять гражданские иски в уголовном процессе, а также подавать в суды и арбитражные суды иски о возмещении ущерба публично-правовому образованию, причиненного вследствие совершения налоговых преступлений.
— <24> Подробнее см.: Седелкина В.В. Кто он — гражданский истец в уголовном процессе по делам о налоговых преступлениях?
2. Потерпевший определен неправильно.
Юридический факт получения налогооблагаемого дохода порождает налоговое правоотношение, субъектами которого являются юридическое лицо — налогоплательщик и государство в лице соответствующего структурного подразделения. Ни руководитель юридического лица, ни главный бухгалтер, оказывающий услуги по договору, в налоговых отношениях с государством не состоят. Они состоят в трудовых или гражданско-правовых отношениях с юридическим лицом, перед которым и несут ответственность по трудовому и гражданскому законодательству, налоговое законодательство не предусматривает их ответственности за ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей или гражданско-правовых обязательств. Неперечисление указанными физическими лицами налоговых платежей от имени юридического лица в установленные сроки, а также создание невозможности их перечисления приводит к тому, что они наносят ущерб деловой репутации юридического лица, у которого в дополнение к этому возникают еще и убытки. Системное толкование действующего российского законодательства приводит к выводу, что потерпевшим от налоговых преступлений, совершаемых руководителями организаций и лицами, оказывающими им услуги по гражданско-правовым договорам, является само юридическое лицо. Именно оно и может предъявлять гражданский иск в уголовное дело, взыскивая убытки в виде пени и штрафов как дополнительных расходов, понесенных ввиду неуплаты налога. Если же будет установлено присвоение денежных средств в размере налоговых платежей, то и эти суммы подлежат взысканию от имени потерпевшего юридического лица. Безусловно, хотелось бы, чтобы взысканные с преступивших уголовный закон лиц деньги поступили в казну как недоимка по налогам, пени и штраф. Но отсутствие надлежащего правового механизма, который бы надежно обеспечивал защиту налоговых прав государства, еще не повод создания столь спорных правоприменительных конструкций, о которых идет речь в Постановлении N 39-П.
<14> Постановление Конституционного Суда РФ от 8 декабря 2107 г. N 39-П.
3. Если до вынесения приговора налоговая не предъявляло иск в суд, то трехлетний срок давности пропущен
Добрый день!
Файл к вопросу не прикрепился.
Мнение второго юриста.
В силу ч. 1 ст. 42 УПК РФ потерпевшим является физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации.
Поскольку Вы упоминаете, что предметом преступления явилась незаконно полученная сумма НДС, скорее всего речь идет о ст. 159 УК РФ. С учетом того, что похищены денежные средства, принадлежавшие государству, вред причинен именно ему в лице его уполномоченного органа — УФНС.
Пример
https://sudact.ru/regular/doc/znjP9ehQLdYx/
В связи с изложенным, ООО «777» не имело право на возмещение НДС в размере 23 133 440 руб. 03 коп., поскольку каких-либо взаимоотношений с ООО «Зерно», послуживших основанием для возникновения права на возмещение НДС не имелось, а заключенные договоры являлись фиктивными.
В результате умышленных и противоправных действий Шаманова А-А.Х. и неустановленных лиц, направленных на хищение путем обмана денежных средств, государству в лице уполномоченного его органа — Управления ФНС России по Республике Калмыкия, причинен имущественный вред на общую сумму 23 133 440 руб. 03 коп. в особо крупном размере.
Согласно ст. 44 УПК РФ гражданским истцом является физическое или юридическое лицо, предъявившее требование о возмещении имущественного вреда, при наличии оснований полагать, что данный вред причинен ему непосредственно преступлением.
Соответственно этому праву налоговая заявляет в рамках уголовного дела гражданский иск.
Не пропустило ли Управление ФНС России срок взыскания, учитывая тот факт, что в 2017 году судом были осуждены участники ОГ.
Согласно ч. 2 ст. 44 УПК РФ гражданский иск может быть предъявлен в период после возбуждения уголовного дела и до окончания судебного следствия при разбирательстве данного уголовного дела в суде первой инстанции.
Если гражданский иск предъявлен в рамках именно этого последнего уголовного дела, которое еще не рассмотрено, в ходе производства по нему (на следствии либо в судебном заседании), говорить о пропуске срока исковой давности преждевременно, по этому делу еще даже не вынесен приговор.
Добрый день.
1. Может ли Управление ФНС России выступать потерпевшим в гражданском иске, рассматриваемом в рамках уголовного дела №2.
Управление ФНС может представлять интересы потерпевшего, в качестве которого по делам такой категории является государство. По уголовным делам рассматриваемой категории ущерб причиняется публично-правовому образованию — Российской Федерации.
Этот момент подтвержден в <Письме> ФНС России от 18.01.2018 N СА-4-7/756@
<О направлении обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в четвертом квартале 2017 года по вопросам налогообложения>
На основании того, что органы Федеральной налоговой службы выступают, по сути, в качестве представителя интересов соответствующего публично-правового образования, лишившегося имущества в размере налоговых платежей, которые не поступили в бюджет в результате неправомерных действий физического лица, соответствующие иски о возмещении вреда на основании статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерациимогут предъявляться налоговыми органами наряду с исками, прямо упомянутыми в статье 31 Налогового кодекса Российской Федерации как в уголовном, так и в гражданском процессе.
Однако судебная практика и исходит из допустимости признания налогового органа в качестве потерпевшего по такого рода категориям дел, в частности, момент этот нашел свое подтверждение в Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 30.12.2020 N 305-ЭС20-14249 по делу N А41-16675/2019, которым было отмечено, что налоговый орган признан потерпевшим по данному уголовному делу (рассматривалось дело по ст. 199 УК РФ).
Случай далеко не единичный, в частности в Определение Верховного Суда РФ от 03.12.2020 N 305-ЭС20-14249 по делу N А41-16675/2019 подтверждена, возможность признания налогового органа потерпевшим по данному уголовному делу.
3. Не пропустило ли Управление ФНС России срок взыскания, учитывая тот факт, что в 2017 году судом были осуждены участники ОГ.
Тут нужно исходить из того, когда приговор вступил в законную силу — в силу того, что именно с этого момента подлежит исчислению срок исковой давности.
Если исковые требования предъявлены к указанным лицам по эпизодам, которые установлены вступившим в законную силу приговором суда — то срок давности соответственно будет пропущен по прошествии трех лет с момента вступления приговора в законную силу.
В том случае, если ответчиками заявляются лица, в рамках рассматриваемого дела по которому приговор не вынесен — то нет оснований говорить о пропуске срока исковой давности.
В пункте 1 статьи 200 ГК РФ закреплено, что если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
И соответственно известными данные обстоятельства становятся при признании вины, что предполагается только вступившим в законную силу приговором суда.
Такого вывода придерживается и судебная практика.
В частности, суд удовлетворил иск о возмещении ущерба, причиненного преступлением, т.к. вина руководителя в неуплате юридическим лицом налогов установлена, а срок исковой давности, который в данном случае исчисляется с даты вступления в силу приговора, на момент предъявления требования не истек (Апелляционное определение Ростовского областного суда от 08.11.2016 N 33-19483/2016).
Налоговая может предъявить иск к юридическому лицу.
С момента вступления в силу первого приговора налоговой стало известно достоверно о наличии задолженности. С этого момента берет начало течения срока исковой давности