Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Подскажите, возможен ли снос ветхового частного дома, при наличии разрешения на снос от 2008 года, если в 2018 году город признан исторически значимым и данный дом попал в историческую ценность?
Добрый вечер. Подскажите, возможен ли снос ветхового частного дома, при наличии разрешения на снос от 2008 года, если в 2018 году город признан исторически значимым и данный дом попал в историческую ценность?Данный дом не является жилым, на участке построен новый, введен в эксплуатацию.
Здравствуйте Ирина.
Пункт 2 статьи 35 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 № 73-ФЗ определенно содержит положение согласно которому:
«Проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения.»
Изменения в федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ, внесённые федеральным законом от 18.12.2006 № 232-ФЗ (закон, изменяющий градостроительное законодательство в сторону облегчения строительства, отменивший многие согласования и экспертизы для застройщиков), хотя и ухудшили ситуацию с охраной объектов культурного наследия (с 01.01.2007 отменено предварительное согласование землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля с органами охраны объектов культурного наследия), но на существо и действительность цитируемого положения закона не повлияли. В настоящее время превентивный контроль с 01.01.2007 более не применяется, а государственные органы смогут реагировать только по свершившемуся факту утрат или угрозы утрат. Запрет же на указанные работы и деятельность как был, так и остался. Запрет этот касается объектов культурного наследия любого уровня: федеральных, региональных, муниципальных.
В связи с чем, на территории памятника или ансамбля разрешены:
1) работы по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий,
2) прочая хозяйственная деятельность, не нарушающая целостности памятника или ансамбля и не создающая угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения.
Запрещённые работы не могли быть согласованы как до вступления в силу изменений, введённых федеральным законом от 18.12.2006 № 232-ФЗ (нельзя согласовать то, что запрещено законом, согласованию подлежали только разрешённые виды деятельности), так и после их введения (в силу того, что с 01.01.2007 согласование подобных работ отменено).
Таким образом, закон сносить не позволяет даже те объекты культурного наследия, которые находятся в аварийном состоянии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2017 года № 577 утверждено Положение о признании объектов капитального строительства, за исключением многоквартирных домов, аварийными и подлежащими сносу в целях принятия решения о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления.
Объект капитального строительства признается аварийным и подлежащим сносу в случае, если по результатам оценки фактического состояния объекта капитального строительства и (или) территории, на которой расположен такой объект капитального строительства, выявлены признаки, являющиеся основанием для признания объекта капитального строительства аварийным и подлежащим сносу, установленным разделом III Положения.
Орган местного самоуправления поселения, городского округа, уполномоченный на принятие решения о комплексном развитии территории (далее — уполномоченный орган местного самоуправления), до принятия решения о комплексном развитии территории формирует перечень объектов капитального строительства, фактическое состояние которых подлежит оценке (далее — перечень). В него включаются объекты с дефектами и повреждениями, которые были выявлены в результате предварительного (визуального) обследования.
Для оценки фактического состояния объектов привлекается специализированная организация, с которой заключается муниципальный контракт.
После этого уполномоченный орган местного самоуправления создает межведомственную комиссию. Установлен порядок ее формирования и деятельности. В частности, в нее включаются правообладатели объектов с правом совещательного голоса. Комиссия рассматривает заключение специализированной организации и готовит свое заключение об оценке фактического состояния объекта капстроительства, включенного в перечень, и (или) территории, на которой он расположен.
Принятые решения могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке. Объект капитального строительства не может быть снесен до истечения срока, установленного законодательством для обжалования решения, а в случае обжалования — до дня вступления в силу решения суда.
Основанием для признания объекта капитального строительства аварийным и подлежащим сносу является наличие одного или нескольких следующих признаков, которые не позволяют обеспечить надежность функционирования объекта капитального строительства и безопасность жизни и здоровья граждан:
— ухудшение эксплуатационных характеристик объекта капитального строительства в целом или его отдельных частей в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, приводящим к снижению до недопустимых уровней надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;
— расположение объекта капитального строительства в опасных зонах схода оползней, селевых потоков, снежных лавин, а также на территориях, которые ежегодно затапливаются паводковыми водами, если при помощи проектных решений и инженерных мероприятий невозможно предотвратить разрушение объекта капитального строительства;
— расположение объекта капитального строительства в зоне вероятных разрушений при техногенных авариях, если при помощи проектных решений и инженерных мероприятий невозможно предотвратить разрушение объекта капитального строительства;
— получение повреждений в результате взрывов, аварий, пожаров, землетрясений, опасных геологических процессов, если проведение восстановительных работ технически невозможно или экономически нецелесообразно и техническое состояние такого объекта и его строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей и сохранности инженерного оборудования.
Кроме того в настоящее время, хотя ст. 35 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и утратила силу, но в силу ст. 33 того же закона объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.