8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
1400 ₽
Вопрос решен

В правели региональный оператор навязывать именно свои услуги?

У ООО уже имеется договор с лицензированным на перевозку и утилизацию отходов с 1 по 4 степень опасности, но не имеющим статус регионального перевозчика. В правели региональный оператор навязывать именно свои услуги?

, александр, г. Москва
Иван Агибалов
Иван Агибалов
Юрист, г. Москва
рейтинг 10
Эксперт

Здравствуйте Александр.

Общие положения закрепляет  Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ   «Об отходах производства и потребления» Статья 24.7. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, можете ознакомиться полностью по следующей ссылке:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19109/6fd2c1244df6710ed87d7648b0d99967356c8b0a/

Из статьи следует:

4. Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Далее я продолжу в следующем ответе ниже.

0
0
0
0

С учётом моего ответа выше далее:

Есть и исключения, их также закрепляет Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ   «Об отходах производства и потребления» Статья 24.7. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, можете ознакомиться полностью по следующей ссылке:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19109/6fd2c1244df6710ed87d7648b0d99967356c8b0a/

Из статьи следует:

6. Юридические лица, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы.

При этом, понятие объекта размещения отходов, закрепляет Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ  «Об отходах производства и потребления» Статья 1. Основные понятия, можете ознакомиться полностью по следующей ссылке:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19109/bb9e97fad9d14ac66df4b6e67c453d1be3b77b4c/

Из статьи следует:

объекты размещения отходовспециально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов, в том числе отходов недропользования… и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов;

Т.е. только при наличии  в собственности или на ином законном основании такого объекта размещения отходов расположенного в границах земельного участка или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, юридические лица  вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором.

В остальных случаях это носит обязательный характер согласно положениям федерального закона.

К объектам размещения отходов, т.е. специально оборудованным сооружениям например  относятся:

— полигон,
— шламохранилище;

— хвостохранилище,
— объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

Далее я продолжу в следующем ответе ниже.

0
0
0
0

С учётом моих ответов выше далее:

Порядок также регулирует Постановление Правительства РФ   от 12 ноября 2016 года N 1156   «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641». можете ознакомиться с ним полностью пройдя по следующей ссылке:https://docs.cntd.ru/document/420382731

Из Постановления следует:

8_1. Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами ...

Могут обязать в судебном порядке, пример  Решение от 25 марта 2019 г. по делу № А17-6820/2018, по ссылке:https://sudact.ru/arbitral/doc/BJDXFnyTZtc/

Свои уточнения Вы также можете пистаь мне в личный чат, пройдя по ссылке на мой личный профиль:https://pravoved.ru/lawyer/798541/

нажав кнопку «Общаться в чате».

0
0
0
0
Артур Салахиев
Артур Салахиев
Юридическая компания "СРО "КРС"", г. Москва

Здравствуйте. 

1. Все зависит от фактических обстоятельств. 

По общему правилу Вы действительно должны заключить договор с региональным оператором. 

Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ 

При этом важно, есть ли региональный оператор в конкретном субъекте и на конкретной территории (у каждого регионального оператора есть своя зона деятельность и это не всегда весь субъект РФ). Если их нет в конкретном месте, Вы вправе пользоваться услугами лица, имеющего лицензию на вывоз. 

2. Однако, поскольку у Вас речь идет об опасных отходах, применяются специальные положения того же ФЗ. В частности, в отношении 1 и 2 класса действует следующая норма: 

Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, осуществляют обращение с данными отходами самостоятельно при наличии в собственности или на ином законном основании объектов утилизации, обезвреживания и (или) размещения отходов I и II классов опасности. В иных случаях индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, передают данные отходы федеральному оператору в соответствии с договорами на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности.

Индивидуальные предприниматели, юридические лица, осуществляющие деятельность по накоплению, сбору отходов I и II классов опасности, принятых от физических лиц, осуществляют обращение с такими отходами самостоятельно при наличии в собственности или на ином законном основании объектов утилизации, обезвреживания и (или) размещения отходов I и II классов опасности либо передают такие отходы федеральному оператору или индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, осуществляющим деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I и II классов опасности.

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19109/005b572a7cbbc7dae317a90c73362e6e7231a5a6/?ysclid=m0mscglngt80298279

Как видите, все зависит от наличия у Вас объектов утилизации отходов. В случае, если их нет, заключение договора с федеральным (не региональным) оператором обязательно (в том числе на передачу сведений).

В отношении прочих объектов действуют общие нормы. 

Но должен заметить, что отдельных особенностей в этом вопросе очень много. В частности, я знаю, что если образуются дополнительные отходы, на которые не хватает мощности оператора, организации часто заключают дополнительные договоры. Законность, как понимаете, таких договоров под вопросом. 

Далее, есть много исключений из общего правила. Например, строительный мусор, медицинские отходы и пр. 

Обращение с медицинскими отходами регулируется законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Собственник медицинских отходов вправе заключить договор на их вывоз с лицом, не являющимся региональным оператором.

Обзор судебной практики ВС РФ

https://www.vsrf.ru/documents/all/33230/

0
0
0
0
Дарья Разина
Дарья Разина
Юрист, г. Реутов
рейтинг 8.5

Уважаемый Александр, здравствуйте! У Вас запрошено мнение трех специалистов, дополню ответы уважаемых коллег

1. В соответствии с законодательством Российской Федерации, в частности с пунктом 3 статьи 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», собственники твердых коммунальных отходов (ТКО) обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, который действует в зоне, где образуются и накапливаются эти отходы.

Это означает, что компании, образующие ТКО, не могут самостоятельно выбирать «перевозчика» и «утилизатора» отходов, если он не является региональным оператором.

Таким образом, региональный оператор имеет право требовать заключения договора именно с ним на оказание услуг по обращению с ТКО. Такой договор по своей правовой природе является публичным

Договоры с другими организациями, не являющимися региональными операторами, в данном случае неправомерны. Это связано с тем, что порядок обращения с ТКО строго регламентирован законом, и отходы, которые относятся к категории ТКО, не могут быть произвольно переклассифицированы в другие категории.

Что говорит практика?

2. Согласно Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)

Юридические лица, в результате деятельности которых образуются ТКО, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие ТКО, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие ТКО (пункт 6 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).

Источник: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_464348/79900ae13d1cc5893789b646b541f6e45435fe11/

Таким образом, если у ООО имеются отходы, которые не относятся к ТКО (например, промышленные отходы), то для их вывоза и утилизации можно заключать договоры с любыми лицензированными организациями, которые имеют соответствующие разрешения на обращение с такими видами отходов. Однако для ТКО законодательство требует обязательного взаимодействия с региональным оператором.

---------

Всех благ!

С уважением, Дарья Алексеевна!

1
0
1
0
Дата обновления страницы 03.09.2024