Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
В Правительство Российской Федерации поступил законопроект "О пенсиях отдельных категорий граждан", предусматривающий в случае его реализации существенное увеличение расходов из федерального бюджета
В Правительство Российской Федерации поступил законопроект «О пенсиях отдельных категорий граждан», предусматривающий в случае его реализации существенное увеличение расходов из федерального бюджета. На указанный законопроект Правительство Российской Федерации дало отрицательное заключение. Может Государственная Дума Российской Федерации принять законопроект при наличии отрицательного заключения Правительства Российской Федерации?
Здравствуйте!
Ответить на вопрос о возможности принятия Государственной Думой Российской Федерации законопроекта при наличии отрицательного заключения Правительства Российской Федерации невозможно, так как это исключительное право законодателя: ни Конституция РФ, ни регламент ГД РФ не предусматривает правила одобрения или отклонения законопроекта с отрицательным заключения Правительства РФ, но депутаты при одобрении или отклонении законопроекта должны мотивировать в письменной виде причины принятия законопроекта или отклонения его. По парламентской практике ГД РФ, если есть отрицательное заключение правительства, то такой законопроект отклоняется в связи с отсутствием экономического обоснования
Правовое обоснование.
В соответствии с ч. 3 ст. 104 Конституции Российской Федерации законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.
В соответствии с со ст. 114 Постановления ГД ФС РФ от 22.01.1998 № 2134-II ГД (ред. от 24.09.2024) «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее — Регламент):
1. Законопроект, подготовленный к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении, и материалы к нему направляются ответственным комитетом в Совет Государственной Думы для внесения на рассмотрение Государственной Думы.
2. Дополнительно к материалам, внесенным субъектом (субъектами) права законодательной инициативы и предусмотренным статьями 105 и 106 настоящего Регламента, ответственный комитет представляет:
а) проект постановления Государственной Думы о принятии законопроекта в первом чтении (об отклонении проекта федерального закона в первом чтении в случае, предусмотренном частью девятой статьи 119 настоящего Регламента);
б) заключение ответственного комитета с мотивированным обоснованием необходимости принятия или одобрения либо отклонения данного законопроекта;
в) заключение комитета-соисполнителя с мотивированным обоснованием необходимости принятия или одобрения либо отклонения данного законопроекта;
г) заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы, подписанное не более чем за шесть месяцев до дня рассмотрения законопроекта Государственной Думой. Положение о сроке подписания заключения Правового управления Аппарата Государственной Думы не распространяется на законопроекты, рекомендуемые ответственным комитетом к отклонению;
г.1) заключение Общественной палаты по результатам экспертизы законопроекта (если таковое имеется);
г.2) решение Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений по проекту федерального закона в сфере труда (если таковое имеется) или мнения ее сторон (заключения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей);
г.3) заключение Счетной палаты Российской Федерации по результатам экспертизы законопроекта (если таковое имеется);
г.4) заключение экспертного совета при Председателе Государственной Думы или экспертного совета при соответствующем Первом заместителе (заместителе) Председателя Государственной Думы, который координирует деятельность ответственного комитета (если такое имеется);
д) проект решения Совета Государственной Думы с указанием даты рассмотрения законопроекта на заседании Государственной Думы, докладчика по законопроекту и содокладчика от ответственного комитета.
В соответствии с п. 1 ст. 119 Регламента по результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Государственная Дума может принять или одобрить законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом предложений и замечаний в виде поправок, либо принять или одобрить закон, за исключением законопроекта по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, либо отклонить законопроект.