Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
В садоводстве мусорный контейнер установлен в 3 метрах от границы моего участка, причем это просто контейнер, без организованной площадки
Здравствуйте. В садоводстве мусорный контейнер установлен в 3 метрах от границы моего участка, причем это просто контейнер, без организованной площадки. Председатель ссылается на то, что по СанПиН 2.1.3684-21 не менее 20 метров до дома, а не до границы участка. Так ли это?
Здравствуйте, Григорий!
Аргументация председателя СНТ, основанная исключительно на расстоянии до жилого дома, представляется необоснованной и не учитывающей всей полноты нормативных требований и актуальной правоприменительной практики.
Вы, как собственник земельного участка, обладаете правом требовать устранения выявленных нарушений в административном или судебном порядке, поскольку имеющиеся данные и нормативная база позволяют предположить наличие множественных нарушений при размещении контейнера ТКО:
1). несоблюдение минимально допустимого расстояния до границы земельного участка (20 м согласно СанПиН 2.1.3684-21 и, более конкретно для СНТ, СП 53.13330.2019),
2). отсутствие надлежащим образом оборудованной площадки (согласно требованиям СанПиН 2.1.3684-21 и СП 53.13330.2019) и,
3). с высокой степенью вероятности, отсутствие согласования места размещения с уполномоченными органами и невключение в реестр (согласно Постановлению Правительства РФ № 1039).
Правовое обоснование:
Вопросы, связанные с размещением контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов (ТКО) на территориях садоводческих некоммерческих товариществ (СНТ), регламентируются комплексом нормативных правовых актов, включая санитарные правила и нормы, своды правил в области градостроительства, а также постановления Правительства РФ, устанавливающие порядок обустройства и регистрации таких объектов. Ключевыми документами являются СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений...», СП 53.13330.2019 «Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения» и Постановление Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра».
Ниже представлен анализ соответствующих нормативных положений и правоприменительной практики.
1. Нормативы расстояний от контейнерных площадок
Утверждение председателя СНТ относительно применимости норматива расстояния исключительно до жилого дома не в полной мере соответствует действующим нормативным требованиям.
1.1. СанПиН 2.1.3684-21: Согласно пункту 8 Приложения № 1 к данному СанПиН, размещение мест (площадок) накопления ТКО осуществляется с учетом санитарно-эпидемиологических требований к расстоянию до нормируемых объектов, к которым отнесены: «жилые здания, границы земельных участков под размещение индивидуальной жилой застройки, детские и спортивные площадки, образовательные и лечебно-профилактические учреждения». Минимальное расстояние составляет 20 метров. Упоминание «границ земельных участков» в тексте СанПиН является важным аргументом в пользу необходимости соблюдения дистанции именно от межи участка.
1.2. СП 53.13330.2019 «Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства...» (Актуализированная редакция СНиП 30-02-97*): Данный свод правил, специально разработанный для территорий СНТ, в пункте 5.10 прямо указывает: «Для неутилизируемых отходов (стекло, металл, полиэтилен и др.) на земельных участках общего назначения должны быть предусмотрены площадки для установки контейнеров твердых коммунальных отходов… Площадки должны… размещаться на расстоянии не менее 20 и не более 500 м от границ участков». Эта норма однозначно устанавливает точку отсчета минимального расстояния от границы земельного участка садовода при планировке и застройке территории СНТ.
Следовательно, размещение контейнера на расстоянии 3 метров от границы земельного участка квалифицируется как нарушение установленных санитарных и градостроительных норм (СанПиН 2.1.3684-21 и СП 53.13330.2019) ввиду несоблюдения минимально допустимого расстояния в 20 метров от границы участка.
2. Требования к обустройству и согласованию контейнерных площадок
Размещение контейнеров ТКО должно осуществляться исключительно на специально оборудованных площадках, соответствующих определенным требованиям и прошедших установленную процедуру согласования и регистрации.
2.1. Требования к оборудованию: СанПиН 2.1.3684-21 (пункты 3-7 Приложения № 1) и СП 53.13330.2019 (п. 5.10) устанавливают императивные требования к обустройству площадок:
— Наличие твердого покрытия: Асфальтовое, бетонное или аналогичное, устойчивое к воздействию влаги и агрессивных сред, для предотвращения загрязнения почвы.
— Наличие ограждения: Согласно п. 5.10 СП 53.13330.2019, площадка должна быть огорожена с трех сторон глухим ограждением высотой не менее 1,5 метра (СанПиН 2.1.3684-21 устанавливает минимальную высоту 1 метр). Это необходимо для предотвращения распространения отходов.
— Обеспечение подъездных путей: Для беспрепятственного обслуживания спецтехникой.
— Наличие уклона: Для отвода атмосферных осадков и талых вод, предотвращения застойных явлений (требование СанПиН 2.1.3684-21).
— Площадь: СП 53.13330.2019 (Таблица 5.1, примечание 3) рекомендует предусматривать площадь площадки ТКО не менее 10 кв. м.
Указание на факт установки контейнера без оборудования специализированной площадки свидетельствует о нарушении данных требований. Размещение контейнера непосредственно на грунте не соответствует нормативам и создает риски санитарно-эпидемиологического и экологического характера.
2.2. Требования к согласованию и реестру (Постановление Правительства РФ № 1039):
— Ответственность и согласование: Места (площадки) накопления ТКО по общему правилу создаются органами местного самоуправления (ОМСУ). Если законодательством обязанность возложена на иное лицо (например, СНТ), то это лицо обязано согласовать создание площадки с ОМСУ на основании письменной заявки до начала ее обустройства (п. 3, 4 Правил № 1039).
— Реестр: ОМСУ формируют и ведут реестр мест (площадок) накопления ТКО (п. 11, 12 Правил № 1039).
— Включение в реестр: После создания согласованной площадки, лицо, ее создавшее (например, СНТ), обязано обратиться в ОМСУ с заявкой о включении сведений об этой площадке в реестр (п. 21, 22 Правил № 1039). Отсутствие предварительного согласования создания площадки является основанием для отказа во включении сведений о ней в реестр (п. 25в Правил № 1039).
— Публичность: Сведения из реестра должны быть размещены ОМСУ на официальном сайте и доступны неограниченному кругу лиц (п. 13 Правил № 1039).
Таким образом, размещение контейнера на площадке, которая не прошла процедуру предварительного согласования с ОМСУ и сведения о которой не внесены в официальный реестр, является прямым нарушением Постановления Правительства № 1039, даже если сама площадка физически оборудована.
3. Анализ судебной практики
Федеральное законодательство в рассматриваемой сфере подлежит единообразному применению. Анализ судебной практики, включая решения кассационных судов общей юрисдикции, позволяет выявить ключевые аспекты правоприменения.
3.1. Применение актуальных норм (СанПиН 2.1.3684-21 и Правила № 1039):
3.1.1. Определение Второго КСОЮ по делу № 88-20693/2023 (Груздева М.Н. vs Администрация Нагорного с/п & СНТ «Клязьма 1», Владимирская обл., 2023): Данное дело является показательным, так как суд применил действующие СанПиН 2.1.3684-21 и Правила № 1039. Суд удовлетворил иск (к Администрации как ответственному лицу) о демонтаже площадки, установив:
— Нарушение минимального расстояния (13,43 м до границы участка, используемого для отдыха, что нарушает п. 4 СанПиН).
— Нарушение требований к оборудованию (уклон в сторону участка истца, нарушение п. 3 СанПиН).
— Ключевое нарушение: Несоблюдение процедуры по Правилам № 1039 – площадка не была согласована с ОМСУ, не включена в реестр, вид разрешенного использования участка не определен. Это нарушение само по себе делает размещение незаконным.
3.1.2. Решение Химкинского городского суда Московской области (СНТ «Березка», 2025): Также подтверждает необходимость соблюдения процедуры согласования с ОМСУ согласно Правилам № 1039 и норм СанПиН. Суд обязал СНТ демонтировать самовольно установленную площадку.
3.2. Значение расстояния от границ участка:
3.2.1. Определение Четвертого КСОЮ по делу № 88-35807/2024 (СНТ «Строитель», Волгоградская обл.): Суд обязал СНТ переместить контейнеры на расстояние не менее 20 м от границ участка, ссылаясь на нарушение СП 53.13330.2019 (п. 5.10) и СанПиН, а также права истца на благоприятную окружающую среду.
3.2.2. Определение Первого КСОЮ по делу № 88-4114/2020 (Ковешникова Н.А. vs СНТ «Флора-2», Московская обл.): Кассационный суд отменил решения нижестоящих судов, указав на необходимость установления фактического расстояния и проверки соответствия размещения площадки утвержденному проекту планировки СНТ, а также соблюдения требований СП 53.13330.2011 (п. 5.11 — предшественник СП 2019 г.) и СанПиН 42-128-4690-88 (предшественник текущего СанПиН), которые требовали 20 м (в СП — от границ).
Суды при рассмотрении споров о размещении контейнерных площадок ТКО в СНТ оценивают совокупность факторов: соблюдение нормативных расстояний (включая 20 м от границ участков согласно СП 53.13330.2019), надлежащее оборудование площадки (согласно СанПиН 2.1.3684-21 и СП 53.13330.2019) и, что особенно важно в свете актуального регулирования, соблюдение процедуры согласования места размещения с органами местного самоуправления и включение его в соответствующий реестр (согласно Правилам № 1039). Отсутствие надлежащего согласования и регистрации площадки является существенным нарушением, которое может служить самостоятельным основанием для признания ее размещения незаконным.
С уважением, Екатерина Арабидзе