Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Вопрос в следующем: существует ли исковая давность в такого рода требованиях?
Налоговая инспекция обратилась к Мировому судье с требованием о взыскании задолженности по транспортному и земельному налогу у физического лица в Ноябре 2024 года. Представила расчет по налогам и пени за 2021-2024 год. Мировой судья вынес судебный приказ, который впоследствии был отмене по заявлению должника.
В Марте 2025 года, Налоговая инспекция обратилась в районный суд с теми же требованиями. Вопрос в следующем: существует ли исковая давность в такого рода требованиях? Если да, то какая и за какой период суд может вынести решение о взыскании.
Здравствуйте!
В данном случае применяется общий срок исковой давности, установленный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), который составляет 3 года.
Этот срок начинает исчисляться с момента, когда налоговый орган узнал или должен был узнать о нарушении своего права (статья 200 ГК РФ). Обычно таким моментом считается дата окончания срока уплаты налога.
Таким образом:
1. По налогам за 2021 год — срок исковой давности истекает в 2024 году, если налоговая узнала о задолженности в 2022 году.
2. По налогам за 2022 год— срок истекает в 2025 году.
3. По налогам за 2023 и 2024 годы — срок истекает позже, и они полностью находятся в пределах срока давности.
Важно учитывать, что обращение налогового органа к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа прерывает течение срока исковой давности. Однако после отмены приказа срок начинает течь заново.
Если налоговая инспекция обратилась в районный суд в марте 2025 года, то она может взыскать только задолженность по налогам за периоды, по которым срок исковой давности не истек.
Удачи!
Здравствуйте, Денис!
Недоимка по задолженности за 2021 год (условно срок уплаты – 01.12.2022) как факт сформировалась и должна была быть выявлена налоговым органом 01 декабря 2022 года.
В силу п. 1 ст. 70 Налогового кодекса РФ налоговая служба должна была направить налогоплательщику требование об уплате налога в течение трёх месяцев с 01 декабря 2022 года, то есть не позднее, чем до 02 марта 2023 года.
Если не установлен более длительный срок в данном требовании, то у гражданина есть возможность добровольно уплатить недоимку в течение восьми рабочих дней – до 15 марта 2023 года. И именно с этой даты – 15 марта 2023 года – автоматически начинается отсчитываться срок давности для принудительного взыскания с налогоплательщика в судебном порядке обозначенного долга. Следовательно, налоговый орган имел право обратиться в суд с заявлением в порядке приказного производства до 15 сентября 2023 года.
Если никаких требований, касающихся этих задолженностей, от ФНС России в отведенный действующим законодательством срок, до 02 марта 2023 года, налогоплательщик не получал, то установленный законодательством срок, в течение которого налоговый орган имеет право обратиться в суд для взыскания с гражданина данной налоговой задолженности, налоговым органом пропущен.
Надо иметь в виду, что сроки исковой давности, установленные гражданским законодательством (ГК РФ), не применяются к налоговым правоотношениям.
При этом обратите внимание на то, что законодательство о налогах и сборах устанавливает различные правила взыскания налоговой задолженности с физических лиц и субъектов предпринимательской деятельности.
В отношении организаций или индивидуальных предпринимателей положениями статей 46 и 47 Налогового кодекса РФ установлен принудительный (внесудебный) порядок взыскания задолженности – на основании решения налогового органа о взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках и ряда иных объектов имущества; на основании решения (постановления) налогового органа, имеющего силу исполнительного документа, направляемого судебному приставу-исполнителю. При пропуске сроков применения мер принудительного взыскания оно осуществляется в судебном порядке.
В отношении налоговой задолженности физических лиц статья 48 Налогового кодекса РФ закрепляет исключительно судебный порядок ее взыскания – путем обращения налогового органа с соответствующим требованием в суд. Осуществление налоговым органом мер взыскания задолженности в бесспорном порядке с физических лиц законом не допускается.
Конституционный Суд РФ неоднократно указывал, что раскрывая содержание предусмотренной статьей 57 Конституции Российской Федерации обязанности каждого уплачивать законно установленные налоги и сборы, наделение налогового органа полномочием действовать властно обязывающим образом при бесспорном взыскании налоговых платежей правомерно в той степени, в какой такие действия, во-первых, остаются в рамках именно налоговых имущественных отношений, а не приобретают характер гражданско-правовых, административно-правовых или уголовно-правовых санкций, и, во-вторых, не отменяют и не умаляют права и свободы человека и гражданина.
На это указано, в частности, в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 23.08.2021 г. по делу № А52-1072/2020.
В действующем Налоговом кодексе РФ имеется две важные нормы права, которые регулируют существо и порядок взыскания в судебном порядке долга с гражданина по обязательным платежам в публичный бюджет.
Первая из этих норм определяет срок для направления налоговым органом в адрес гражданина требования об уплате долга по налогу и страховому взносу.
Согласно п.1 ст. 70 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2023 года), требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное прямо не предусмотрено данным законом.
При этом под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога (страхового взноса) (смотрите абз. 3 п. 50 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (ст. 69 Налогового кодекса РФ).
При этом обратите внимание на то, что именно с истечением этого периода начинается отсчёт срока для принудительного взыскания налога (страхового взноса) с гражданина в судебном порядке (условный срок исковой давности в административном судопроизводстве для названной категории дел).
Именно здесь есть деталь, которую налоговый орган старательно умалчивает и неправомерно трактует, что существенно нарушает права и свободы граждан-налогоплательщиков.
Вторая норма права, которая определяет сроки для взыскания в судебном порядке задолженности по обязательным платежам с граждан в публичный бюджет, содержится в подп. 1 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ: налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей.
А согласно абз. 2 п. 4 ст. 48 Налогового кодекса РФ, административное исковое заявление о взыскании задолженности за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного судопроизводства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Зачастую пропуская надлежащие сроки направления в адрес гражданина требования об уплате налога (страхового взноса), которые установлены п. 1 ст. 70 Налогового кодекса РФ, налоговый орган предъявляет такое требование налогоплательщику за истечением трёх месяцев (который по умолчанию должен отсчитываться со дня истечения срока для уплаты публичного обязательного платежа) и автоматически с этой даты (то есть со дня истечения срока для добровольной уплаты налога по «просроченному» требованию) определяет срок в 6 месяцев для обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки с гражданина.
Такой подход налогового органа прямо и грубо нарушает нормы налогового законодательства и соответствующие разъяснения отечественных судов высших инстанций.
Названные выше положения Налогового кодекса РФ действуют во взаимосвязи с иными положениями Налогового кодекса РФ, которыми, в частности, регулируется порядок взыскания налога, сбора, а также пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках.
Кроме того, законодательные правила направления и исполнения требования об уплате налога имеют юридическое значение для исчисления срока на обращение в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога, т.к. заявление налогового органа может быть подано в суд только в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
В любом случае пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налоговых платежей.
Таким образом, не может осуществляться принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 № 479-О-О).
Необходимо иметь в виду, что несвоевременное совершение налоговым органом действий, предусмотренных пунктами 4, 6 статьи 69, пунктами 1 — 2 статьи 70, статьями 46 – 47 Налогового кодекса РФ, не влечет продления совокупного срока принудительного взыскания задолженности, который исчисляется объективно — в последовательности и продолжительности, установленной названными нормами закона (абз. 7 п. 11 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016).
Несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 100, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), статьей 70 Налогового кодекса РФ, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса РФ (абз. 1 п. 31 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).
Пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога (статья 70 Налогового кодекса РФ) не влечет изменения порядка исчисления пресекательного срока на принудительное взыскание налога и пеней (пункт 3 статьи 48 НК РФ) (смотрите п. 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 № 71 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации», Определение ВАС РФ от 24.05.2011 № ВАС-6125/11 по делу № А40-11074/10-76-11).
Несоблюдение налоговым органом установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления, в том случае если налоговая инспекция обращается с таким заявлением в суд.
Следует учитывать, что соблюдение установленного законом порядка взыскания задолженности, своевременность подачи административного искового заявления зависит исключительно от волеизъявления административного истца (налогового органа), наличия у него реальной возможности действий и не может быть обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом (см., например: Кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 18.12.2019 № 88а-1444/2019).
Федеральным законом установлен срок направления требования об уплате недоимки по налогам и сборам, соблюдение которого влияет на срок обращения налогового органа в суд с заявлением о вынесении судебного приказа, а после его отмены, в суд в порядке административного искового производства, предусмотренном главой 32 КАС РФ.
Суд, рассматривая административный иск по правилам главы 32 КАС РФ, обязан проверять соблюдение налоговым органом срока обращения в суд, предусмотренного федеральным законом. Пропуск такого срока является однозначным основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления налогового органа (см., например: кассационное определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 12.05.2022 № 88а-9800/2022, определение Владимирского областного суда от 26.01.2012 по делу № 33-82/2012, кассационные определения Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 30.06.2020 по делу № 88а-11758/2020, Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 20.05.2021 № 88а-13864/2021, Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 06.09.2022 № 88а-28577/2022 по делу № 2а-38/2022).
Исходя из изложенных выше норм права и судебной практики, срок давности (п. 3, 4 ст. 48 Налогового кодекса РФ) для принудительного взыскания с гражданина в судебном порядке долга по уплате налогов (страховых взносов) по умолчанию отсчитывается по следующей формуле:
следующий рабочий день, который следует за последним днём периода для уплаты обязательных платежей, + 3 календарных месяца + срок для добровольного удовлетворения требования налогового органа (по умолчанию 8 рабочих дней) + 6 месяцев.
Именно в течение обозначенного выше периода времени налоговый орган имеет право обратиться в суд с заявлением к гражданину о взыскании недоимки.
Здравствуйте!
В отношении налоговых обязательств, ст. 113 НК РФ устанавливает, что срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения составляет три года. Однако для взыскания задолженности по налогам с физических лиц применяются положения ст. 48 НК РФ. Согласно ч. 4 ст. 48 НК РФ, в случае отмены судебного приказа налоговый орган вправе обратиться в суд в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, налоговый орган должен подать иск в течение шести месяцев с момента отмены судебного приказа. Если данный срок пропущен, он может быть восстановлен судом при наличии уважительных причин, что предусмотрено ст. 95 КАС РФ.
Относительно периода, за который может быть взыскана задолженность, следует учитывать, что налоговые органы вправе взыскивать налоги за последние три года, предшествующие году обращения в суд.
Таким образом, налоговый орган, обратившийся в районный суд в марте 2025 года после отмены судебного приказа, должен был подать исковое заявление в течение шести месяцев с момента отмены приказа, то есть до мая 2025 года. Если данный срок соблюден, суд примет иск к рассмотрению. Однако взыскание задолженности возможно только за последние три года, предшествующие году обращения в суд, то есть за 2022–2024 годы. Задолженность за 2021 год может быть взыскана только при наличии обстоятельств, приостанавливающих течение срока исковой давности, что должно быть доказано налоговым органом.
Денис, здравствуйте.
Срок исковой давности -это понятие из гражданского законодательства (см. ст.195 и ст.196 ГК РФ), тогда как у Вас правоотношения налоговые. Поэтому, если называть вещи своими именами — исковой давности в такого рода требованиях не существует, положения ГК РФ о ней в налоговых отношениях не применяются. (см. п.1 ст.2 ГК РФ, п.1 ст.2 НК РФ)
Есть сроки, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд для взыскания налоговой задолженности, установлены они п.2 ст.48 НК РФ и исчисляются относительно дня истечения срока для оплаты, установленного требованием оплате недоимки и пени.
Вам следует иметь ввиду, что срок уплаты транспортного и земельного налогов наступает только в следующем году после года, за который они подлежат оплате (ст.363 и 397 НК РФ), следовательно, недоимка не может сформироваться за 21 г — ранее 01.12.2022 года, за 22 г — ранее 01.12. 2023 года, за 23 г — ранее 01.12 2024 года, за 24 г — ранее 01.12 2025 г (т.е. за 24 г еще не наступил срок оплаты).
По вопросу обязанности суда проверить соблюдение налоговым органом срока для обращения налоговым органом в суд, как за вынесением судебного приказа, так и в последующем с теми же требованиями в исковом порядке — см. п.1 Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, принятых в IV квартале 2024 года по вопросам налогообложения, который утвержден Письмом ФНС России от 11.02.2025 N БВ-4-7/1212@.
При проверке суд учитывает, направлялись ли налоговые уведомления и требования об оплате недоимок для оплаты указанных налогов, если да, то за какой период, а также и в каком размере и т.д. и т.п., каким образом направлялись, чем это подтверждается.
Из описания Вашего вопроса ничего указанного не следует. Поэтому, истекли ли сроки для обращения в суд для налогового органа и можете ли Вы обоснованно на это обратить внимание суда- ответить невозможно.
Формирование позиции относительно исковых требований налогового органа применительно к конкретным обстоятельствам может быть осуществлено в рамках индивидуальной услуги в чате.
С уважением
Сроки исковой давности, установленный гражданским законодательством (статья 196 ГК РФ), не применяется к налоговым правоотношениям.