8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.

Может ли Президент своим указом отменять Постановления Правительства, если считает, что данное решение

Может ли Президент своим указом отменять Постановления Правительства,если считает, что данное решение (Правительство РФ в целях улучшения взаимодействия федеральных служб приняло Постановление, которым внесены изменения в положения Федеральной налоговой службы и Федеральной службы судебных приставов) не входит в компетенцию Правительства?

, Мария, г. Москва
Ибрагим Михтеев
Ибрагим Михтеев
Юрист, г. Москва
рейтинг 7.2

Если коротко, но по существу — да, Президент России действительно может отменить постановление Правительства, но не потому что «не согласен» или «считает иначе», а только если для этого есть конкретное юридическое основание. Конституция в ч. 3 ст. 115 прямо говорит: Президент вправе отменить постановления и распоряжения Правительства, если они противоречат Конституции, федеральным законам или его собственным указам и распоряжениям. То есть это не вопрос вкуса или политики, а элемент правовой иерархии: Президент следит, чтобы акты Правительства не выходили за пределы установленных правил.

Эта же логика полностью повторена в Федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации» — в ст. 33 закреплено то же самое: если постановление противоречит более высокому акту, Президент может его отменить. И это не какая-то норма «для красоты»: такие случаи реально происходят. Например, Указ Президента № 283 от 17 марта 1995 года отменил конкретное постановление Правительства именно со ссылкой на ту самую ч. 3 ст. 115 Конституции.

Но вот важный момент: Президент не может просто сказать «мне кажется, что это не в компетенции Правительства» и отменить постановление. Одного мнения недостаточно — нужно показать, в чём именно противоречие. Если Правительство действительно залезло в чужую зону — например, урегулировало то, что по закону или указу находится в ведении другого органа или самого Президента, — тогда это и есть основание для отмены. В противном случае, если постановление не нарушает ни закон, ни указ, ни Конституцию, Президент не отменяет его, а действует иначе: издаёт новый указ, который задаёт новые рамки, или поручает Правительству откорректировать свои решения. Но просто «не согласен» — не причина.

Теперь, чтобы понять, где именно проходит грань, полезно рассмотреть пример с ФНС и ФССП. У Федеральной налоговой службы есть «Положение о ФНС», утверждённое постановлением Правительства № 506 от 30 сентября 2004 года. Это чисто правительственная зона: Правительство само установило, само и меняет. Поэтому, если оно решит внести какие-то уточнения в это Положение — допустим, для «улучшения взаимодействия» с другими органами — это в целом нормально. Пока эти изменения не противоречат законам или указам Президента, оснований для отмены по ч. 3 ст. 115 нет.

А вот с Федеральной службой судебных приставов — другая история. Её «Положение» утверждено вовсе не Правительством, а Указом Президента № 1316 от 13 октября 2004 года, и с тех пор все изменения в него тоже вносились указами, а не постановлениями. Следовательно, Правительство просто не имеет права «самостоятельно подправить» этот документ — это было бы прямым вмешательством в сферу, которую Конституция и подзаконная иерархия закрепили за Президентом. Если бы такое постановление появилось, то оно противоречило бы указу № 1316 и могло бы быть отменено самим Президентом на основании той же ч. 3 ст. 115 Конституции. Таких случаев, когда указы отменяют конкретные постановления или их фрагменты, в практике немало.

Если спор всё-таки дойдёт до суда, то разбираться будет Верховный Суд РФ — именно он рассматривает дела об оспаривании нормативных актов Президента и Правительства (гл. 21 КАС РФ). Суд проверит, действительно ли было противоречие актам более высокой силы, и не превысил ли орган свои полномочия. Если нарушение подтвердится — акт (или его часть) признают недействующим.

В итоге получается вполне стройная система: Президент может отменить акт Правительства только при наличии юридического конфликта — например, если Правительство вышло за рамки своих полномочий и нарушило указное регулирование (как в случае с «Положением о ФССП») или если постановление противоречит Конституции, федеральным законам или указам Президента. Но просто «несогласие» или «иначе вижу политику» — не основание для отмены.

На практике, если вы видите, что постановление Правительства затронуло компетенцию, закреплённую указом, можно действовать по алгоритму: во-первых, проанализировать, где именно идёт пересечение, во-вторых, указать на это в обращении в Администрацию Президента со ссылкой на ч. 3 ст. 115 Конституции, а при необходимости — подать административный иск в Верховный Суд (гл. 21 КАС РФ), чтобы признать постановление недействующим. В доказательной базе важно чётко показать, что изменяемое Положение утверждено именно указом Президента, и указать номер этого указа — например, № 1316 для ФССП.

И наконец, часто путают два механизма: «приостановление» и «отмену». Президент приостанавливает акты органов исполнительной власти субъектов РФ (ст. 85 Конституции) — до решения суда, а акты Правительства — именно отменяет (по ч. 3 ст. 115). Это разные вещи.

Так что если резюмировать в одном предложении: Президент может отменить постановление Правительства только тогда, когда оно действительно нарушает Конституцию, закон или указ, либо выходит за пределы своей компетенции, а не просто потому, что ему не понравилось его содержание.

0
0
0
0
Похожие вопросы
386 ₽
Вопрос решен
Гражданское право
Здравствуйте, могу ли я списать долг перед МФО или убрать просрочку, если я в данный момент нахожусь в зоне СВО
Здравствуйте,могу ли я списать долг перед МФО или убрать просрочку ,если я в данный момент нахожусь в зоне СВО
, вопрос №4719135, Данил, г. Москва
800 ₽
Вопрос решен
Побои
Как это обычно происходит, если докажут, что обман был системный?
Здравствуйте. Интересна вот такая ситуация: Если человек совершил мошеннические действия. Например, продал какие-то сомнительные товары 30 людям. И, в итоге, по заявлению одного из пострадавших, это всё классифицируют, как мошенничество. Цена 1 товара = 1.000 рублей. Все товары одинаковые. Размещал он их на площадках Wildberries и OZON с одинаковым описанием. В дальнейшем удалось установить и опросить 30 человек. Получилось 30 пострадавших. -------- Но, органам известно, что на самом деле продаж было намного больше, а именно: более 1000 человек купили этот же товар у этого же продавца. Об этом свидетельствуют данные маркетплейсов, банковские выписки и т.д. Но они (эти остальные люди) не хотят морочиться из-за небольшой суммы, не являются на опрос, не считают себя потерпевшими и т.д. КАКАЯ СУММА УЩЕРБА ПОЙДЕТ В ДЕЛО? Только 30.000 рублей? Или вся сумма, которая перевалила за миллион? Другими словами, можно ли "приплюсовать" ущерб, если товар рекламировался на одном и том же сайте, с одинаковым описанием, его купила куча людей, он "оказался мошенническим", но ЛИШЬ МАЛАЯ ЧАСТЬ покупателей готова явиться в органы, чтобы наказать недобросовестного продавца. Или нет ничего удивительного в том, что остальные 1.000 человек автоматически будут признаны потерпевшими, и дело уже будет не по ч2 159 статьи, а сразу по ч.4 с ущербом выше 1 миллиона рублей? Как это обычно происходит, если докажут, что обман был системный? Необходимо ли установить и опросить КАЖДОГО человека, ущерб по эпизоду которого будет суммироваться в деле, или их просто формально признают потерпевшими и направят им уведомления?
, вопрос №4718642, Владислав, г. Москва
1000 ₽
Вопрос решен
Недвижимость
Так ли это и как действовать в ситуации если председатель не хочет ее менять?
в доме 2 стояка(гор+хол) - на кухне и в туалете 3 года назад меняли стояк на кухне, но сосед снизу (10 этаж) отказался делать и впускать. Я живу на 11, квартира была куплена после замены стояка. Оставшийся стояк идет сверху на 3 квартиры - и он засорился процентов на 95 для холодной воды. Сантехник сказал что можно заменить трубы с чердока на 2 квартиры (но лучше на 3). В домуправлении председатель при этом говорит - что делать надо за свой счет (3 года назад меняли за счет домуправления). Отсюда 2 вопроса 1. Если мы заменим трубу и 10 этаж в последствии останется без воды, в следствии замены трубы, сможет ли он на нас подать в суд или что-то вроде того - чья это будет ответственность ? 2. Председатель говорит что делать за счет УК он делать не будет и вообще Матвиенко, дело происходит в Питере, говорила что все что в квартире - ответственность и собственность жильца. На это и ссылается, но кажется стояк как буд-то должен относится к общедомовой собственности и менятся за счет УК. Так ли это и как действовать в ситуации если председатель не хочет ее менять ?
, вопрос №4718206, Павел P, г. Москва
Исполнительное производство
Здравствуйте, сегодня получила по почте судебный приказ о взымкании долга 2020 года, считаю что срок исковой
Здравствуйте, сегодня получила по почте судебный приказ о взымкании долга 2020 года, считаю что срок исковой давности истек, могу ли я отменить судебный приказ и как скоро приставы начнут взыскание, если я этого не мделаю в ближайште дни? Судебный приказ вынесен 30.09.2025, до почты письмо дошло 8.10,копию я получила 14.10
, вопрос №4717941, Евгения, г. Уфа
600 ₽
Вопрос решен
Гражданское право
Подскажите, пожалуйста, можно ли ребенку получить свидетельство о рождении РФ, если родился ребёнок в Харькове, свидетельство о рождении украинское
Здравствуйте. Подскажите,пожалуйста, можно ли ребенку получить свидетельство о рождении РФ, если родился ребёнок в Харькове, свидетельство о рождении украинское. На данный момент ребёнок с мамой (русское гражданство) проживает в ЛНР. С отцом в разводе уже 5 лет. (Ребенку 6 лет). Никакой связи с отцом нет, он где-то на территории Украины. Возможно ли как-то изменить свидетельство на РФ и в какие органы для начала нужно обратиться? Спасибо заранее за ответ.
, вопрос №4716658, Дарья, Луганск
Дата обновления страницы 20.10.2025