Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
При проектировании и строительстве дороги к объекту федерального значения-мостовому переходу через р.Обь в
При проектировании и строительстве дороги к объекту федерального значения-мостовому переходу через р.Обь в г.Сургут не учли то, что по границе дороги находятся два земельных участка сельхозназначения со расположенными на них объектами капитального строительства, на участках расположены фермерские хозяйства. С новой дороги не предусмотрены съезды к земельным участкам, деятельность хозяйст приостановлена из-за невозможности попасть на участки, доставить корма и т.д. Администрация города открещивается от решения проблем кивает на дорожников, дорожниеи на проектировщиков и т.д. Думаю, что решать проблему нужно через суд. Подскажите, пожалуйста, с чего начинать. Спасибо
Добрый день,
Ваша ситуация подпадает под регулирование федерального законодательства:
Земельный кодекс РФ (ст. 56, 56.3, 56.7 – права собственников и компенсации при ограничении прав),
Гражданский кодекс РФ (ст. 15 – возмещение убытков, ст. 209 – права собственника),
ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса...» и акты о содержании автодорог.
Как действовать (последовательность шагов):
Собрать документы:
Правоустанавливающие документы на участки (свидетельство, выписка ЕГРН)
Документы на строения/КС
Доказательства невозможности доступа (фото/видео дороги, отсутствие съезда, схемы, акты осмотра, заключения контролирующих органов, если есть)
Переписка с органами власти, дорожниками, проектировщиками
Расчет/подтверждение убытков (корма, простой, потеря дохода и пр.)
Письменные обращения (если ещё не было):
Направьте официальные заявления (с уведомлением о вручении) в администрацию города, в Департамент дорожного хозяйства региона, возможно — в проектную организацию, заказчику дороги.
В обращении требуйте: Организовать/обустроить съезды,
Устранить препятствие пользования землей,
Компенсировать убытки за период невозможности деятельности.
Дайте им разумный срок (10–15 рабочих дней) на ответ.
Жалобы/обращения:
Прокуратура (нарушение конституционных прав собственности, прав хозяйствующих субъектов),
Росреестр/Росавтодор — ведомственный контроль.
Иск в суд:
Если реакции нет или она формальная, готовьте иск: Кого указывать в ответчиках (основные — муниципалитет, балансодержатель дороги, возможно — департамент транспорта региона),
Требования: обязать организовать съезд с дороги, устранить препятствие доступу к участку, возместить убытки (по возможности — конкретно просчитать),
Основания: нарушение ст. 209 ГК РФ (право собственности), ст. 56.7 ЗК РФ (ограничение доступа без предоставления альтернативного доступа или компенсации), убытки (ст. 15 ГК РФ).
Рекомендуется привлечь кадастрового инженера или дорожного эксперта для подготовки заключения о технической возможности устройства съезда — это поможет доказать обоснованность требований.
Основные риски и преимущества:
Плюсы суда: защита прав, перспектива получить не только доступ, но и компенсацию убытков, формальное решение.
Минусы: длительность (от 3 месяцев), расходы на экспертизу, госпошлина, возможные затраты на юристов.
Альтернатива: сначала попробовать через медиацию/жалобы в контролирующие органы — иногда вопрос решают без суда под давлением прокуратуры или высших органов власти.
Здравствуйте, Галина, в вашей ситуации нужно начать с обращения в департамент дорожного хозяйства или Минтранс с письменным требованием обеспечить съезды к вашим участкам — это обязательный элемент проекта по СНиП и ФЗ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах». Если ответа не будет или он будет отрицательным, подайте административный иск в суд к органу, утвердившему проект, с требованием устранить нарушение права пользования землёй и обеспечить подъезд. В качестве доказательств приложите кадастровые документы, фото, переписку и подтверждения приостановки деятельности. Желаю вам успешно защитить интересы хозяйства и восстановить доступ к участкам.