8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.

Можно ли каким-то образом легитимизировать этот процесс, чтобы минимизировать риски?

Создание непубличного "черного списка" клиентов на портале онлайн-записи: правовые риски

Здравствуйте, уважаемые юристы!

Прорабатываем функционал для онлайн-портала, где мастера (исполнители) оказывают услуги населению (например, парикмахерские, косметические, ремонтные услуги и т.п.).

Планируем внедрить внутренний, непубличный реестр недобросовестных клиентов. Его цель — предупредить мастеров о потенциальных проблемах.

Принцип работы:

Клиент записывается к мастеру, указывая свой номер телефона.

Система автоматически проверяет этот номер в своей внутренней базе данных.

Если номер найден, мастеру приходит уведомление примерно следующего содержания: "Внимание! Записанный клиент находится в базе недобросовестных клиентов. Причина: неявка без предупреждения (или, например, порча имущества, оскорбление поведения)".

Доступ к этой базе имеют только зарегистрированные на портале мастера. Для обычных пользователей она скрыта.

Данные в списке:

Номер телефона.

Описание причины внесения (только факты, без оскорбительных формулировок).

Вопрос:

Будет ли такая практика считаться нарушением законодательства РФ, в частности, закона «О персональных данных» № 152-ФЗ?

Конкретные опасения:

Является ли номер телефона, привязанный к описанию поведения, персональными данными, подпадающими под регулирование 152-ФЗ?

Требуется ли от нас получение прямого согласия самого клиента на внесение его номера в такой "черный список"? Если да, то как его практически получить, если клиент изначально недобросовестный?

Какие еще правовые риски мы можем нести (риски исков о клевете, защите чести и достоинства и т.д.)?

Можно ли каким-то образом легитимизировать этот процесс, чтобы минимизировать риски? Например, прописав соответствующее положение в Публичной оферте (пользовательском соглашении) на сайте, с которым клиент соглашается при регистрации/записи.

Заранее благодарю за вашу консультацию и экспертное мнение!

Показать полностью
, Юрий, г. Москва
Иван Яковец
Иван Яковец
Юрист, г. Санкт-Петербург

# Ответ на вопрос о создании «черного списка» клиентов

Добрый день, Юрий!

По вашему вопросу о создании непубличного «черного списка» клиентов на портале онлайн-записи предоставляю следующую правовую информацию:

## 1. Правовой статус номера телефона и описания поведения

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», персональные данные — это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Номер телефона однозначно признается персональными данными, поскольку позволяет идентифицировать конкретное физическое лицо. Описание поведения клиента в привязке к номеру телефона также является персональными данными.

## 2. Необходимость получения согласия

Согласно ст. 6 ФЗ «О персональных данных», обработка персональных данных допускается только с согласия субъекта персональных данных, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.

В вашем случае создание «черного списка» не подпадает под исключения, предусмотренные ч. 1 ст. 6 ФЗ «О персональных данных», поэтому требуется получение согласия клиента на обработку его персональных данных в этих целях.

## 3. Правовые риски

1. **Нарушение законодательства о персональных данных**:
— Штрафы по ст. 13.11 КоАП РФ (до 75 000 рублей для юридических лиц)
— Блокировка сервиса Роскомнадзором

2. **Риски исков о защите чести, достоинства и деловой репутации** (ст. 152 ГК РФ):
— Даже если информация фактически верна, клиент может оспорить ее в суде, если посчитает, что она порочит его честь и достоинство
— Возможны требования о компенсации морального вреда

3. **Риски исков о клевете** (ст. 128.1 УК РФ):
— В случае если информация о клиенте окажется недостоверной

## 4. Возможные способы минимизации рисков

1. **Включение соответствующих положений в пользовательское соглашение**:
— Прямо укажите, что при регистрации/записи клиент дает согласие на обработку его персональных данных, включая возможность внесения в список недобросовестных клиентов при наличии объективных оснований
— Детально опишите критерии, по которым клиент может быть признан недобросовестным

2. **Обеспечение объективности информации**:
— Фиксируйте только фактические обстоятельства (например, «не явился на запись без предупреждения 3 раза»)
— Избегайте оценочных суждений и эмоциональных характеристик

3. **Предоставление клиенту права на возражение**:
— Разработайте механизм, позволяющий клиенту узнать о внесении в список и оспорить это решение
— Предусмотрите процедуру исключения из списка при определенных условиях

4. **

1
0
1
0
Юрий
Юрий
Клиент, г. Москва
Спасибо, но по форматированию текста я могу предположить, что это написала нейросеть, а она часто ошибается. Более того, я и сам готовил вопрос с ей помощью и вижу точно такие же сегменты, которые были в моём тексте. Конечно возможно я и ошибаюсь, подожду других мнений.
Похожие вопросы
Семейное право
Есть ли какие то правовые меры?
Здравствуйте.Частный дом на двух собственников. Один из них пользуется водой,газом,светом,но не оплачивает. Как можно заставить его оплачивать эти расходы.Есть ли какие то правовые меры?
, вопрос №4760106, Вера, г. Пенза
Защита прав потребителей
Что, если организация каким-то образом сможет доказать, что услуга не была оказана
Может ли организация подать в суд за такой отзыв в 2гис Водила брата на занятия с 1 ноября. К сожалению, не увидела ожидаемого результата. Занятия не соответствовали нашим ожиданиям: значительная часть времени уделялась играм, вместо того чтобы обучать. Не могу рекомендовать эту школу, так как не было получено необходимых знаний. Присутствует ли тут клевета? Что, если организация каким-то образом сможет доказать, что услуга не была оказана
, вопрос №4760074, Петр, г. Москва
Гражданское право
Можно ли как-то вернуть свои же вложенные деньги без потери 15%?
Возврат вложенных денежных средств из НПФ ГАЗФОНД. Год назад (29.08.2024 г.) моя мама заключила договор долгосрочных сбережений с НПФ ГАЗФОНД. Вложила 250 тысяч рублей. Сотрудники обещали, что через год она сможет забрать свои 250 тысяч + 36 тысяч набежавших процентов. Махнула договор не глядя, поверив этим сотрудникам. Прошел год и началось.. Деньги не отдают, вернее отдают, но за вычетом 15% от вложенной суммы и без всяких 36 тысяч процентов. У мамы предстоит дорогостоящая операция, о чем она сказала в этом фонде. Теперь предлагают заключить допник о выплате полной выкупной суммы, но с учетом, что операция уже оплачена и ее сумма равно или больше выкупной суммы. Так собственно деньги то и нужны на операцию. И оплатить ее надо ДО, а не ПОСЛЕ. Мама человек пожилой, и так с плохим здоровьем.. Ощущение, что НПО ГАЗФОНД ее просто "добить" хочет. Можно ли как-то вернуть свои же вложенные деньги без потери 15%? А то получается, что деньгами человека попользовались, а человек за это еще и заплатить должен.
, вопрос №4759716, Надежда, г. Москва
Интеллектуальная собственность
Есть ли какое-то единое мнение по этому вопросу?
Здравствуйте! Если изображение (интересует конкретно иллюстрация) полностью или частично генерируется искусственным интеллектом, то по ныне действующему законодательству кто имеет право называть себя автором такого контента? Есть ли какое-то единое мнение по этому вопросу?
, вопрос №4759079, Анастасия, г. Томск
Дата обновления страницы 18.11.2025