Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Или вообще никаких гарантий нет?
Здравствуйте. Нужно понять одну ситуацию. У меня ООО на 15%(д-р). Но деятельность была сильно заторможена из-за ковида, санкций, географии и прочих ограничений/нововведений. Встал вопрос о ликвидации компании. Но я боюсь, что может быть выездная проверка из-за ликвидации, хотя долгов нет и обычно все было хорошо при проверках. Просто в одно время бухгалтер косячила с отчетность и мы еле отбились от ФНС от доначисления. И я боюсь, что при проверке опять придётся обосновывать и переживать. Бухгалтер говорит, что проверки не будет при упрощенной ликвидации (но ей плевать, она сольется и все). Как понять, права ли она? Или вообще никаких гарантий нет?
Юля, здравствуйте!
При ликвидации ООО выездная проверка налоговой не является обязательной, а только возможной: это прямо следует из п. 11 ст. 89 НК РФ («налоговый орган может провести выездную налоговую проверку»).
Ни обычная добровольная ликвидация по ГК РФ и Закону об ООО, ни так называемая «упрощённая ликвидация» в бытовом смысле не содержат в себе никаких гарантий, что выездной проверки не будет.
Так называемая «упрощённая ликвидация через налоговую» по сути — это исключение недействующего юрлица из ЕГРЮЛ по ст. 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ, и Налоговый кодекс РФ также не запрещает назначать выездные проверки в отношении таких организаций.
По общему правилу выездная проверка может охватывать не более трёх календарных лет, предшествующих году вынесения решения о её проведении (п. 4 ст. 89 НК РФ), но при ликвидации по п. 11 ст. 89 НК РФ налоговый орган вправе проверять периоды независимо от времени предыдущей проверки и её предмета.
Верховный Суд РФ в Определении от 14.06.2022 № 307-ЭС22-8607 подтвердил, что назначение выездной проверки в отношении организации, находящейся в стадии ликвидации, само по себе правомерно и не нарушает закон.
На практике ФНС отбирает компании для выездных проверок по общедоступным критериям риска, закреплённым в «Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» (низкая налоговая нагрузка, хронические убытки при оборотах, высокий удельный вес вычетов по НДС, сомнительные контрагенты и т.д.), а не просто по факту ликвидации.
Если у общества нет долгов, текущая отчётность в порядке, обороты невелики и нет «однодневок» и крупных спорных НДС-вычетов, то с точки зрения этих критериев оно выглядит низкорисковым объектом, хотя формальное право назначить выездную проверку у ИФНС всё равно сохраняется.
Чтобы снизить риски и тревогу, разумно заранее получить акт сверки с ИФНС по налогам и взносам, с помощью другого специалиста проверить проблемные периоды и подготовить прозрачный промежуточный ликвидационный баланс, показывающий отсутствие спорных обязательств.
Если выездная проверка всё-таки будет назначена, она проводится на основании решения руководителя ИФНС в порядке ст. 89 НК РФ, а по итогам вы вправе в течение 15 рабочих дней представить мотивированные возражения на акт проверки в порядке ст. 100 НК РФ.
Как участник с долей 15 % вы в общем случае отвечаете в пределах стоимости своей доли, а субсидиарная ответственность по налоговым долгам возможна только при признании вас контролирующим лицом должника по правилам законодательства о банкротстве (в том числе ст. 61.11 и след. Федерального закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»), что обычно не относится к пассивным миноритарным участникам.