Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Ликвидационный баланс
Ликвидация - официальный способ прекратить деятельность юридического лица по решению ее учредителей. Процедуру можно осуществить только в случае, когда у фирмы нет долговых обязательств, которые она не в состоянии погасить.
Чтобы подтвердить данный факт составляется ликвидационный баланс, который необходимо сдать в территориальный орган Федеральной налоговой службы (далее - ФНС РФ), где зарегистрирована организация. Что это за документ и как его составить мы расскажем в этой статье.
Что понимают под ликвидационным балансом в 2017 году
Прекращение деятельности юридического лица с помощью ликвидации регламентируется Гражданским Кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), им установлен порядок и правила осуществления этого процесса. Процедура сопровождается оформлением ряда документов, каждый из которых имеет определенную цель. Ликвидационный баланс показывает реальное состояние дел до расчета организации со своими кредиторами и после него. Обязанность по его оформлению обозначена в ст. 63 ГК РФ. На основании этого документа специалисты ФНС РФ принимают решение о возможности закрытия юридического лица путем ликвидации.
Виды ликвидационного баланса
Документ имеет два вида, различающихся по содержанию и назначению:
1. Промежуточный ликвидационный баланс (далее - ПЛБ) (п. 2 ст. 63 ГК РФ).
Он составляется после того, как были собраны требования кредиторов ликвидируемой организации об имеющихся перед ними долгах. По нему можно определить имущественное положение юридического лица и наличие у него неисполнимых обязательств. Если выявлена несостоятельность компании, то процесс ликвидации прекращается, инициируется процедура банкротства.
Составлением ликвидационного баланса должна заниматься специальная (ликвидационная) комиссия, по прошествии 2-х месяцев с момента публикации сведений о процедуре в официальном печатном издании «Вестник государственной регистрации». Промежуточный ликвидационный баланс утверждается участниками (учредителями) юридического лица. Сделать это можно двумя способами:
проставив в правом верхнем углу самого документа гриф утверждения с подписями уполномоченных лиц;
путем оформления соответствующего протокола собрания участников (учредителей).
Законодательство не требует представления ПЛБ в налоговую инспекцию. Сдать необходимо уведомление, составленное по форме Р15001, и заверенное нотариально на основании решения участников организации.
2. Ликвидационный баланс (далее – ЛБ) (п. 6 ст. 63 ГК РФ).
Он оформляется после того, как будут погашены все обязательства перед кредиторами. Данный документ подтверждает отсутствие невозвращенных долгов и дает основание для прекращения деятельности юридического лица. Так же, как и промежуточный, итоговый ЛБ утверждается участниками (учредителями) компании путем проставления на нем отметки или оформлением решения о его принятии. Образец решения по утверждению ликвидационного баланса такой же, как и в случае составления промежуточного документа.
ЛБ необходимо представить в региональное представительство ФНС РФ, где зарегистрирована организация. К нему прикладываются:
- решение о его утверждении;
- заявление на регистрацию юридического лица в связи с его ликвидацией, составленное по форме Р16001.
Данные двух балансов, касающиеся активов компании и ее кредиторской задолженности должны совпадать. В противном случае налоговая инспекция откажет в регистрации ликвидируемой организации.
Формы ликвидационных балансов
В законодательстве Российской федерации нет определенных норм, касающихся оформления ликвидационных балансов обоих видов. За основу следует принимать форму № 1 обычного бухгалтерского баланса, утвержденную Приказом Минфина № 66-н от 02.07.2010. Но у ликвидационных балансов есть и особенности. Согласно п. 2, п. 6 ст. 63 ГК РФ, кроме информации об имущественном положении компании, они должны содержать сведения о ее кредиторах, что формой № 1 не предусмотрено.
По этой причине данные по имеющимся долгам, с обозначением ее размера по каждому кредитору, вписываются в бланк ликвидационного баланса в произвольной форме, либо оформляются отдельным документом, как приложение к ЛБ. При составлении промежуточного ликвидационного баланса указываются требования по имеющимся задолженностям, при оформлении окончательного - выполнение этих требований.
Использование формы № 1 при составлении ликвидационных балансов рекомендовано, но не обязательно. Главное - выполнить требования законодательства по содержанию этих документов.
Образец заполнения ликвидационного баланса
Чтобы оформить оба вида ликвидационных балансов необходимо собрать финансовые сведения за последнее время. Для его составления понадобятся данные:
- по активам организации, включая оборудование, транспорт;
- по недвижимому имуществу, находящемуся в ее собственности;
- по долгосрочным и краткосрочным денежным вложениям;
- по имеющемся в распоряжении компании нематериальным средствам;
- по расходам и запасам;
- по дебиторской задолженности;
- по выданным авансам в счет оплаты труда работников и услуг поставщиков;
- по денежным средствам, находящимся на расчетных счетах организации или в ее кассе.
Для заполнения промежуточного документа понадобятся сведения о требованиях кредиторов компании, а в окончательном - по их удовлетворению.
Вы можете ознакомиться с образцами промежуточного и окончательного ликвидационных балансов.
Если у организации нет имущества, она не ведет деятельность, а ее убыток равен уставному капиталу, то заполняется нулевой ликвидационный баланс.
У вас возникли дополнительные вопросы по оформлению, утверждению и сдаче ликвидационных балансов, ответы на которые вы не нашли в этой статье? Наши профессиональные юристы дадут на них исчерпывающие ответы, помогут разобраться в конкретной ситуации.