Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Признание поставщика уклонившимся от подписания контракта
Здравствуйте. Вопрос по гос. закупкам. Был выигран контракт. Было снижение цены контракта более чем на 25%. При этом необходимо предоставить обеспечение увеличенное в 1,5 раза либо подтвердить свою добросовестность письмом. Мною до подписания контракта было подготовлено письмо о добросовестности и банковская гарантия (без увеличения суммы в 1,5 раза) и отправлены на эл. почту заказчику. Он просмотрев их проверив все отписал что совсем согласен. В установленные сроки я подписал контракт со своей стороны прикрепив банковскую гарантию, но забыл прикрепить письмо о добросовестности. В результате в последний день подписания контракта заказчиком, заказчик уведомил меня о том что не хватает письма о добросовестности и что он не подпишет (не имеет право подписывать) контракт. В итоге комиссия заказчика признали меня уклонившимся и в выпустили протокол об уклонении. Теперь все пойдет в ФАС и будет решаться вопрос о включении меня в реестр недобросовестного поставщика (РНП). Вопрос как не попасть в реестр? Надо ли писать жалобу на заказчика (по закону он вроде и прав)? В общем нет задачи вернуть контрак есть задача не попасть в реестр.
Мною до подписания контракта было подготовлено письмо о добросовестности и банковская гарантия (без увеличения суммы в 1,5 раза) и отправлены на эл. почту заказчику.
Мурад
Здравствуйте Мурад!
ФАС принимает решение о включении в РНП лишь в том случае, если уклонившаяся сторона действовала недобросовестно. В целях доказывания вашей добросовестности, вам необходимо сохранить электронную переписку с заказчиком, лучше было бы даже ее нотариально подтвердить, вообщем нужно доказать факт того, что вы направляли все необходимые документы по электронной почте до заключения контракта.
Вместе с тем, как правильно указали суды, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона N 44-ФЗ, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
В судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации (постановления от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, определения от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О) отражено, что применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Ни Федеральный закон N 44-ФЗ, ни Правила не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
С учетом изложенного суд обоснованно посчитали, что
при рассмотрении вопроса о законности решения уполномоченного органа о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Иное противоречит задачам арбитражного судопроизводства.
Надо ли писать жалобу на заказчика (по закону он вроде и прав)?
Мурад
Если не стремитесь вернуть контракт, то жалобу писать не стоит.
Мурад, добрый вeчeр! Соглаnсо ст. 37 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
2.Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Т.e. в зависимости от nачальnой (максимальnой) цenы коракта долnжо быть прдоставлenо либо обeспeчenиe либо письмо подтвeрждаюшee добросовeстnость участnика Прeдставив обeспeчenиe в видe баnковской гараnтии в размр мenьшeм чeм прeдусмотenро ч. 1ст 37 44-ФЗ и прeдставив письмо вы условия закоnа формальnо ne выполnили.
Согласnо Правилам ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1062
10. Уполномоченный орган проверяет наличие информации и документов, представленных заказчиком в соответствии с пунктом 9 настоящих Правил.В
случае представления не всей информации и документов уполномоченный
орган возвращает их заказчику в течение 3 рабочих дней с даты их
поступления с указанием причин возврата и необходимости направления
таких информации и документов в составе, предусмотренном пунктами 6 — 8 настоящих Правил, при этом информация о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр не включается.
11. Уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6 — 8настоящих Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), в течение 10 рабочих дней с даты их поступления.
12.Рассмотрение вопроса о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках
(подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, осуществляется с
участием представителей заказчика и лица, информация о котором
направлена заказчиком для включения в реестр. В случае неявки указанных
лиц или их представителей рассмотрение указанного вопроса осуществляется
в их отсутствие в пределах срока, предусмотренного пунктом 11 настоящих Правил. В рассмотрении вправе принять участие иные заинтересованные лица.
По результатам рассмотрения представленных информации и документов и проведения проверки фактов, указанных в пункте 11
настоящих Правил, выносится решение. В случае подтверждения
достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о
включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике,
исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит
решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике,
исполнителе) в реестр. Копии вынесенного уполномоченным органом решения
направляются заказчику, лицу, информация о котором направлена заказчиком
для включения в реестр, и иным заинтересованным лицам.
Т.e. рассмотрenиe вопроса о включenиии ваc в РHП будeт проходить в том числe с вашим участиeм, соотвeтствennо вам nужnо будeт доказать вашу добросовeстnость при исполnии трeбоваий ст. 37 44-ФЗ, котракт вы коneчnо ne получитe так nарушenиe формальnых трeбоваnий тут nалицо, о вот избeжать включenия в РHП шаnсы eсть.
Жалоба не сыграет никакой роли? Просто мне звонили юристы предлагали услуги и все рекомендовали писать жалобу на заказчика.
Мурад
Чтобы подавать жалобу должnы быть всe таки какиe то осnоваnия, а в даnnом случаe заказчик формальnо nо прав и альтeрnатив у neго в этом случаe ne было, поэтому тут максимум попасть в РHП
ст. 37 44-ФЗ
5. В случае проведения аукциона информация, предусмотренная частью 3
настоящей статьи, предоставляется участником закупки при направлении
заказчику подписанного проекта контракта. При невыполнении таким
участником, признанным победителем аукциона, данного требования или
признании комиссией по осуществлению закупок информации, предусмотренной частью 3 настоящей статьи, недостоверной контракт с таким участником не заключается и он признается уклонившимся от заключения контракта. В этом случае решение комиссии по осуществлению закупок оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников аукциона не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.
Или он будит принимать решения лишь на основании закона (не прикрепил не выполнил все условия закона значит хотел уклониться). Какова практика рассмотрения таких ситуаций, или все 50/50.
Мурад
Для того и прeдусмотрenа процeдура рассмотрenия вопроса о включenии в рeeстр с участиeм стороn чтобы приnять объктивnоe рeшenиe а ne формальnоe. Поэтому ваша фактичeская добросовeстnость будeт приnята во вnимаnиe так жe как и объктивоe подтвурждenиe возможnости прeдставить neобходимую в соот. с ч. 3 ст. 37 иформацию
Добрый день. Вы же сами указываете: "… Мною до подписания контракта было подготовлено письмо о добросовестности и банковская гарантия и отправлены на эл. почту заказчику". Эти документы в как минимум в электронном варианте находятся у заказчика, иначе бы он не допустил вас в дальнейшую процедуру закупки. Выполняя все требования заказчика, при этом принимая на себя обязательства, вытекающие из банковской гарантии перед банком, встает естественный вопрос о том, зачем поставщику уклоняться от процедуры.
Девятый арбитражный апелляционный суд по делу от 10.11.2015 N 09АП-41190/2015 по делу N А40-65098/2015 выяснив, что ФАС не установив имеются ли неоспоримые доказательства, свидетельствующие об уклонении поставщика от подписания контракта с заказчиком, имеется ли в действиях поставщика умысел, направленный на совершение виновных действий, признал действия ФАС по включению организации в РНП неправомерными.
В доказательства принимаются все сведения, в том числе намерение поставщика уклониться. В данном случае как объяснить действия поставщика, который намерен уклониться от заключения контракта, при этом он берет на себя те же обязательства исполнение условий банковской гарантии. Себе самому причинить ущерб?
Если бы имелось намерение обжаловать итоги проведения аукциона, я бы делал упор на то, что заказчик уже обладал ранее предоставленной информацией о добросовестности и требование о предоставлении ее вновь просто дублируется и не меняет обстоятельств влияющих на права других участников закупки.
При этом я думаю, что ФАС также будет указывать на то, что так как вы не обжаловали итоги закупки, Вы огласились с тем, что уклонились от процедуры, поэтому я бы подумал обжаловать или нет.
как не попасть в реестр? Надо ли писать жалобу на заказчика (по закону он вроде и прав)? В общем нет задачи вернуть контрак есть задача не попасть в реестр.
Мурад
Здравствуйте, Мурад.
Внесение в РНП является мерой ответственности. Для наступления любой ответственности необходимо наличие состава правонарушения, в том числе наличие вины и объекта правонарушения.
В вашем случае вы предоставили подтверждение своей добросовестности ненадлежащим способом, тем не менее для избежания ответственности этого будет достаточно. Кроме того информация об исполненных контрактах содержится в едином реестре в ЕИСе в общем доступе.
Чтобы не попасть в РНП, вам нужно подготовить отзыв с обоснованием наличия технической ошибки (идеально, если вам сможет предоставить справку о сбое оператор интернета, хотя и имеющихся доказательств достаточно: направление добросовестности по электронной почте, также было бы не плохо, если бы заказчик не стал отрицать, что получил подтверждение добросовестности по эл. почте).
Жалобу на заказчика подавать не нужно. Но если вы хотите все же «вернуть» контракта, то сделать это нужно.
В РНП с вероятностью в 99% вы не попадете, так ваши действия не были направлены на уклонение от заключения контракта.
Жалоба не сыграет никакой роли? Просто мне звонили юристы предлагали услуги и все рекомендовали писать жалобу на заказчика. Я не хочу так как формально заказчик прав. Здесь чисто глупая ошибка при подписании. Забыл прикрепить готовый документ.
Мое мнение, что это никакой роли не сыграет, так как заказчик в данном случае прав и подавать на него жалобу нет смысла, вы не исполнили требования ст. 37 закона. ФАС будет рассматривать вопрос конкретно по включению вас в РНП, и наличие другой жалобы на заказчика ни к чему не приведет. Вам нужно просто доказать свою добросовестность, ссылаться на электронную почту, и крайне не желательно говорить о том, что вы забыли прикрепить документ, говорите, что произошел сбой в системе (электронный аукцион) и контракт ушел без письма.
О правомерности заказчика говорит так же и это судебное решение. Тут включили в РНП, хотя исполнитель отправлял письмо о добросовестности, но оно не соответствовало требованиям ст. 37, в вашем же случае такого письма вообще нет.