8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.

Может ли работодатель сразу назначить сотруднику северную надбавку в полном объеме?

Добрый день. Спорим с директором вот по какому вопросу. Каковы налоговые последствия, если при приеме сотрудника на работу мы устанавливаем ему сразу максимальную северную надбавку, не взирая на нормативные акты трудового законодательства, регламентирующие размер этих надбавок. Директор тупо спрашивает: А что нам за это будет? Мы же с зарплаты налоги платим. Я ссылаюсь на налоговый кодекс ст. 252, а он - покажите мне статью или судебную практику, что нельзя начислять повышенный северный коэффициент. Помогите, пожалуйта

, Елена, г. Мурманск
Игорь Древаль
Игорь Древаль
Юрист, г. Москва

Добрый день!

Поскольку районное регулирование оплаты труда призвано компенсировать разницу в затратах труда и стоимости жизни в районах Крайнего Севера, местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и прочих местностях с особыми климатическими условиями по сравнению с европейской частью РФ, то всем лицам, работающим по найму постоянно или временно в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии со ст. 317 ТК РФ устанавливается и выплачивается надбавка за стаж работы.
Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним, в которых производится выплата процентной надбавки за стаж работы, утвержден Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 N 1029.

Процентная надбавка выражается в процентах к заработной плате и устанавливается в зависимости от возраста работника, группы местности, к которой отнесен тот или иной район (местность), и стажа работы.
Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в настоящее время установлены Трудовым кодексом РФ и Законом РФ от 19.02.1993 N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее — Закон N 4520-1).
Дополнительные гарантии и компенсации могут устанавливаться решениями органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, коллективными договорами, локальными нормативными актами или непосредственно трудовыми договорами.
На сегодняшний день существует несколько нормативных актов, предусматривающих правила установления и исчисления трудового стажа для получения процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Севера.
Так, продолжает применяться Постановление Совета Министров — Правительства РФ от 07.10.1993 N 1012 «О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера» (далее — Постановление от 07.10.1993 N 1012), принятое в целях реализации ст. 12 Закона N 4520-1.
Более подробно вопросы установления и исчисления трудового стажа для получения процентных надбавок рассмотрены в разъяснении Минтруда России от 16.05.1994 N 7 «О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, Республике Хакасия» (далее — разъяснение от 16.05.1994 N 7), утвержденном Постановлением Минтруда России от 16.05.1994 N 37.
Однако перечисленные нормативные правовые акты напрямую не отвечают на вопрос, какие конкретно периоды работы или иной деятельности должны учитываться при исчислении стажа для начисления процентных надбавок. Поэтому продолжают применяться положения Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами (далее — Инструкция Минтруда РСФСР), утвержденной Приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 N 2.
Надбавки к месячному заработку, выплачиваемые за работу на Севере, дифференцированы по четырем группам северных районов, отличающихся степенью тяжести природно-климатических условий:
1 группа — районы Крайнего Севера с особо сложными климатическими условиями;
2 группа — остальные районы Крайнего Севера;
3 группа — местности, приравненные к районам Крайнего Севера;
4 группа — иные местности с особыми климатическими районами.
Выплата процентных надбавок за стаж работы в первой, второй и третьей группе местностей установлена Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» и от 26.09.1967 N 1908-VII «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» (в редакции Указов Президиума Верховного Совета СССР от 23.07.1981 N 5336-X, от 26.01.1983 N 8723-X).
Кроме районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей выплата процентной надбавки за стаж работы производится также в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской области, Республики Бурятия, Республике Тыва, Читинской области. В этих местностях выплата процентных надбавок за стаж работы установлена Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06.04.1972 N 255 «О льготах для рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в Архангельской области, Карельской АССР и Коми АССР» (применяется в редакции Постановления Правительства от 25.02.1994 N 155 — в части выплаты надбавок к заработной плате в Республике Карелия); Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 09.01.1986 N 53 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Дальнего Востока, Бурятской АССР и Читинской области» (применяется в части выплаты надбавок к заработной плате в южных районах Дальнего Востока, Читинской области и в Республике Бурятия).
В настоящее время выплата процентных надбавок за стаж работы в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской области, Республики Бурятия, Республике Тыва, Читинской области, не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, сохраняется на основании ст. 423 ТК РФ.

0
0
0
0

Расчет процентной надбавки для лиц младше 30

Лица в возрасте до 30 лет (далее — молодежь), прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пяти лет по состоянию на 31 декабря 2004 г., имеют право на процентную надбавку к заработной плате в полном размере с первого дня работы в указанных районах. Это следует из писем Минздравсоцразвития России от 20.01.2005 N 95-Пр и N 97-Пр. Такая надбавка устанавливалась указанным лицам при условии, что они вступили в трудовые отношения до 1 января 2005 г. Данный вывод подтверждается судебной практикой (Апелляционное определение Мурманского областного суда от 02.07.2014 N 33-1883, Определение Верховного суда Республики Коми от 12.04.2012 N 33-1238АП/2012).
Молодежи, которая прожила в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее одного года и вступила в трудовые отношения после 31 декабря 2004 г., процентная надбавка начисляется в так называемом ускоренном порядке, который установлен пп. «е» п. 1 Постановления Совета Министров РСФСР от 22.10.1990 N 458 «Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Севера»:
— в размере 20 процентов по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 20 процентов за каждые последующие шесть месяцев и по достижении 60 процентов надбавки — последние 20 процентов за один год работы — для проживающих в районах Крайнего Севера;
— в размере 10 процентов за каждые шесть месяцев работы -для проживающих в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и в районах, где надбавки выплачиваются в порядке и на условиях, предусмотренных Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06.04.1972 N 255.
Для молодежи, стаж проживания которой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях составляет менее одного года и вступившей в трудовые отношения после 31 декабря 2004 г., надбавки к заработной плате устанавливаются в соответствии с Приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 N 2:
а) в районах Крайнего Севера — в Чукотском автономном округе и Северо-Эвенском районе Магаданской области, Корякском автономном округе и Алеутском районе Камчатской области, а также на островах Северного Ледовитого океана и его морей (за исключением островов Белого моря) — 10 процентов заработка по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 10 процентов за каждые последующие шесть месяцев работы, до достижения 100-процентного заработка;
б) в остальных районах Крайнего Севера — 10 процентов заработка по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 10 процентов за каждые последующие шесть месяцев работы, а по достижении 60-процентной надбавки — 10 процентов заработка за каждый последующий год работы до достижения 80 процентов заработка;
в) в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, — 10 процентов заработка по истечении первого года работы, с увеличением на 10 процентов заработка за каждый последующий год работы до достижения 50 процентов заработка.
В соответствии со ст. ст. 3, 10 и 11 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств собственных бюджетов устанавливать более высокие размеры процентных надбавок для учреждений, финансируемых соответственно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. В аналогичном порядке более высокие размеры процентных надбавок могут устанавливать для своих работников работодатели коммерческих организаций.
Проживание в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях лиц в возрасте до 30 лет учитывается независимо от того, когда это имело место. В случае неоднократного проживания в этих местностях небольшой или иной продолжительности время проживания суммируется.

0
0
0
0

Расчет процентной надбавки для лиц старше 30

Лицам в возрасте 30 лет и более процентная надбавка устанавливается в следующем порядке.
В первой группе местностей они получают 10 процентов заработка по истечении первых шести месяцев работы, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие шесть месяцев работы до достижения 100 процентов заработка.
Во второй группе местностей — 10 процентов заработка по истечении первых шести месяцев работы, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие шесть месяцев работы, а по достижении 60 процентов надбавки — 10 процентов заработка за каждый последующий год работы до достижения 80 процентов заработка.
В третьей группе местностей — 10 процентов заработка по истечении первого года работы, с увеличением на 10 процентов за каждый последующий год работы до достижения 50 процентов заработка.
В четвертой группе местностей — 10 процентов заработка по истечении первого года работы, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие два года работы до достижения 30 процентов заработка.

0
0
0
0
Похожие вопросы
Недвижимость
Не является ли это монополией и дискриминацией?
Здравствуйте у меня такой вопрос: в конце 2024 года я приобрел жилье по военной ипотеке. Заключил договор на обслуживание с УК, подписал акты о приеме жилья у застройщика и т.д. Далее, я в январе 2025 года убыл в другую область для дальнейшего прохождения воинской службы. Все было хорошо: я получал от УК счета на оплату: газ, свет, вода, вывоз мусора и обслуживание дома. Управляющая компания присылала мне квитанции на оплату. Все счета я исправно оплачивал и оплачиваю. Задолженности по коммунальным платежам не имеются. Далее, марте месяце я прибыл в отпуск, прописался через МФЦ в собственном жилье и через тот же МФЦ оформил льготу на вывоз мусора - компенсация расходов на оплату коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) как ветерану боевых действий (50 % ежемесячно). Примерно в сентябре 2025 года мне пришли счета на оплату за услуг ЖКХ в полном объеме - за вывоз мусора и воду. По поводу воды - по нормативу, а не по показаниям счетчика. По поводу мусора - за 9 месяцев без учета льготы. Перерасчет за вывоз мусора в сентябре - таки не был произведен. Мною было направлено письменное обращение по поводу перерасчета за эти две услуги: в УК, а также к Директору ГП КО «ЕДИНАЯ СИСТЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ» - 03. 09.2025 года и в Соцзащиту КО. Так, 15 сентября 2025 года, пришла некая выплата в размере 415.72. Это либо перерасчет за вывоз мусора, либо за воду. Все мое общение с УК сводилось к передачи мною показаний счетчиков в период с 20 по 25 число каждого месяца на адрес электронной почты УК и оплаты по квитанциям вовремя счетов и все. На мой письменный вопрос в октябре 2025 года в УК я получил следующий ответ: В связи с переходом на прямые договора Вам необходимо срочно показания счетчиков передать напрямую в ресурсоснабжающие организации. В ответ я написал, что я, в связи с ранее заключённым договором на обслуживание дома, повторно прошу Вас принять в работу показание моих счётчиков. Переход на прямые договора, не освобождают УК от ранее взятых на себя обязательств. Кто, как и каким образом будет исполнять ранее взятые на себя обязательства со стороны УК - это другой уже вопрос и на сегодняшний момент согласно действующего ЖК РФ я состою в договорных отношениях (ГК РФ) с данной УК, о чем свидетельствуют документы подписанные мною в конце 2024 года. На основании вышеизложенного я как собственник жилого помещения требую от УК соблюдать условия ранее заключённого со мной договора. С прямыми поставщиками ресурсов у меня нету заключённых договоров. Я физически нахожусь за 1 000 (тысячу) километров от собственного жилья. Прошу предоставить для перерасчёта за вывоз мусора - справку об отсутствии задолженности, которую я ранее запрашивал в сентябре 2025 года. Отказ от предоставления данной справки я расцениваю как систематическое нарушение прав собственника жилого помещения со стороны УК. В связи с вышеизложенным Прошу Вас разъяснить мне следующее: - как привлечь к ответственности данную УК, за отказ от приема и работы с показаниями счетчиков? - Как мне заставить заплатить данную УК как минимум за мой приезд по месту нахождения данной УК (оплата билетов), за ответ на каждую их отписку, ведь фактически я выполняю их работу, а труд должен быть мне компенсирован - оплата билетов + время затраченное на подготовку каждого ответа по существу. Более того, я как собственник жилого помещения не могу подать показания счетчиков поставщику газа, т.к. на сайте www.peterburgregiongaz.ru в разделе личный кабинет нету лицевого счета, а также у меня с данной организацией не заключен договор. Фактически я должен за свой счет ехать по месту нахождения УК и заключать договор с ресурсоснабжающей организацией, а также еще открыть лицевой счет. Вопрос, а кто это должен оплачивать и как взыскать денежные средства понесенные мною, для подписания этих договоров. Единственное с кем я подписал в конце 2024 года договор - это с данной УК, о чем я в каждом своем обращении и ссылаюсь - я с Вами вступил (заключил) в договорные отношения и я отсутствую по месту жительства, будьте любезны добросовестно исполняйте ранее взятые на себя (согласно ГК РФ) обязательства. На что мне приходит ответ: было собрание собственников, по результатам которого было приятно решение перевести жильцов на прямые договора поставки, по этому якобы именно по этой причине УК и не хочет принимать показания счетчиков и далее их передавать ресурсоснабжающей организации. Хотя ранее, именно по такой схеме происходило наше общение: я на адрес электронной почты УК отправлял показания всех счетчиков и получал уже на свой адрес квитанцию об оплате, далее я производил оплату - согласно выставленным в мой адрес реквизитам счета на оплату. У меня как у собственника есть три главных обязанности: подавать показания счетчиков, оплачивать счета и содержать жилье в пригодном состоянии. Ни о каких посещениях и участиях в неком собрании собственников у меня нет такой обязанности. Я не нашел такого пункта в законодательстве, тем более я нахожусь в другом городе, а ранее договорные обязанности были заключенные между мною, как собственником жилого помещения так и данной УК. Как я понял, УК в лице ОСС приняли такое решение - изменение договора в одностороннем порядке. Соответственно условия договора были изменены, но не мною, и моего мнения никто не учел. Я считаю, что условия договора не были изменены по отношению ко мне. Я письменно не ставил никогда и нигде свою подпись о том, что я согласен на то, что бы мои условия были ухудшены. Ухудшены условия - это по отношению ко мне, те правовые последствия которые у меня возникли от деятельности УК и ОСС, а именно: нужно приехать за свой счет и решать те вопросы, которые входят в компетенцию председателя ОСС и директора УК. Я как законопослушный гражданин не рассчитывал при заключении договора в 2024 году с конкретной УК на дополнительные (непредусмотренные) траты. Более того, а разве у нас вообще возможен односторонний порядок изменения договорных отношений между УК в лице ОСС и собственником жилого помещения? Неужели правила делового оборота уже отменили? Возможно ли через Вашу организацию, обратиться с иском в суд и решать в судебном порядке (ст.131-132 ГПК РФ) сложившуюся проблему, в том числе и оплату билетов, если я найду деньги на приезд из другого города. Что мне необходимо для этого сделать? Как я понимаю ситуацию: УК получает от меня ежемесячно плату за коммунальные услуги - только жилищные. Договорные отношения сложились у меня - с данной УК. Данная УК отказывается принимать показания счетчиков и работать с полученной информацией под надуманным предлогом. Физически я не в состоянии приехать из одного населенного пункта в другой - лишь для того, что бы изменить условия договора. Фактически я должен выполнить за свой счет некую ранее непредвиденную и договором непредусмотренную работу. Но я не в состоянии приехать. По мнению УК следует, что если было решение ОСС, то мне как собственнику жилого помещения надо заключать эти договора - с ресурсоснабжающими организациями, но для этого по логике УК мне как собственнику жилого помещения необходимо явиться в ресурсоснабжающие организации, то есть за свой счет приехать лично и получить данные для доступа в личный кабинет для передачи данных и внесения платежей. Вопрос: а кто мне все это оплатит? Не является ли это монополией и дискриминацией? УК отказывается предлагать альтернативные варианты решения сложившейся проблемы, возникшей не по моей вине. Я не удивлюсь, если следующее решение ОСС, которое произойдет без моего участия будет выглядеть следующим образом: добровольный отказ от права собственности в угоду каких нибудь третьих лиц. Ведь фактически мое условие, как одной из сторон договорных отношений ухудшается - я должен за свой счет приехать и перезаключить договора на обслуживание. А кто за это будет платить? Я не для этого приобретал жилье в собственность, что бы тратить денежные средства на поездки - к ресурсоснабжащим организациям, лишь потому что ОСС и УК так решили. Но я же ведь не был ни на каком собрании собственников. Мне будет более применимо, если ко мне приедут из Калининграда в Карелию за свой счет данные должностные лица и подпишут эти договора. Я как платил исправно за услуги ЖКХ так и плачу, как передавал показания счетчика так и передаю. Что я нарушил?
, вопрос №4728337, Андрей, г. Балтийск
Трудовое право
3 месяца назад мне сделали операцию поставили пластину, в госпитале я находился 3 недели, после ВВК ( поставили
Здравствуйте! Я служу по контракту в Курской области где введён режим К.Т.О приравненный к СВО! Я получил пол года назад травму не в ходе боевых действий! 3 месяца назад мне сделали операцию поставили пластину, в госпитале я находился 3 недели, после ВВК ( поставили категорию Г годности и 1 месяц отпуска, после повторного прохождения ВВК категория Г и ещё 1 месяц отпуска по болезни! За нахождение в Госпитале и 2х месяцев в отпуске мне невыплачиваются надбавки за КТО ( в месяц я примерно получал до госпитализации около 150 000 р. + оклад 44 тыс.р) Ежемесячно выплачивается только оклад 44 тыс.р. Писались рапорта на возмищение госпиталя и отпуска по болезни за эти месяца, но в полку в строевой сказали возмещается только те кто после ранения а не болезни. В госпитале те кто там находились без ранений а просто по болезни им всё выплачивалось в полном объеме! Подскажите пожалуйста должны ли мне оплатить в полном обёме по болезни!
, вопрос №4728030, Александр, г. Иркутск
Материнский капитал
Не является ли это дискиминацией мужчина в нашей стране?
Мой сын, гражданин РФ, женат на иностранной гражданке (Украина). Семья проживает на территории РФ. В браке в РФ родился ребенок, тоже гражданин РФ. Все вроде бы граждане РФ, кроме матери, но из-за этого факта ребенок (живущий в РФ и родившийся здесь ) лишен материнского капитала. Он видите ли положен только МАТЕРИ. гражданке РФ. Не усматриваете ли Вы здесь юридической коллизии? Вот если бы мать-иностранка умерла, или бросила ребенка, или была лишена родительских прав, тогда право на МК перешло бы к отцу. А в нормальной семье ребенок лишен права на МК. Вот если бы женщина гражданка РФ вышла бы за иностранца, то МК был бы выплачен в полном объеме. Не является ли это дискиминацией мужчина в нашей стране? Как по Вашему?
, вопрос №4727817, Георгий Иванов, г. Москва
Дата обновления страницы 07.11.2016