Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Расторжение договора цессии по уступке прав по договору, заключенному по результатам аукциона
Добрый день.
В 2012 г. на основании результатов аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории между администрацией муниципального образования и ООО "А" был заключен договор о развитии застроенной территории.
30 июня 2015 г. ООО "А" (Цедент) заключило (с согласия администрации) договор уступки прав и перевода обязанностей с ООО "Б" (Цессионарий).
В августе 2016 г. Цессионарий направил Цеденту соглашение о расторжении договора цессии в связи с невозможностью исполнения обязательств по договору по причине несоответствия договора требованиям п. 7 ст. 448 ГК РФ.
Цедент подписать данное соглашение отказался (хочет получить деньги).
Цедент (ООО "А") никаких работ по договору о развитии застроенной территории не выполняло.
Цессионарий (ООО "Б") деньги по договору цессии Цеденту не оплатил, никаких работ по договору о развитии застроенной территории не выполняло.
Администрация данный проект выносит на новый аукцион.
Каким образом можно расторгнуть данный договор?
Может ли Цедент взыскать с Цессионария цену договора?
Защищаем интересы Цессионария.
Убедительная просьба писать ответы со ссылками на законодательство и судебную практику.
- Договор о развитии застроенной терр~.docx
- Договор уступки.docx
Договор застройки территории заключался в соответствии со ст. 46.1-46.3 Градостроительного кодекса РФ
Здравствуйте, Марина. По договору цессии, исходя из формулировки закона, кредитор уступает право требования другому лицу.
ГК РФ Статья 388. Условия уступки требования
1. Уступка требования кредитором (цедентом) другому лицу (цессионарию) допускается, если она не противоречит закону.
ГК РФ Статья 390. Ответственность цедента
1. Цедент отвечает перед цессионарием за недействительность переданного ему требования, но не отвечает за неисполнение этого требования должником, за исключением случая, если цедент принял на себя поручительство за должника перед цессионарием.
2. При уступке цедентом должны быть соблюдены следующие условия:
уступаемое требование существует в момент уступки, если только это требование не является будущим требованием;
цедент правомочен совершать уступку;
уступаемое требование ранее не было уступлено цедентом другому лицу;
цедент не совершал и не будет совершать никакие действия, которые могут служить основанием для возражений должника против уступленного требования.
Законом или договором могут быть предусмотрены и иные требования, предъявляемые к уступке.
3. При нарушении цедентом правил, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи, цессионарий вправе потребовать от цедента возврата всего переданного по соглашению об уступке, а также возмещения причиненных убытков.
У Вас договор который предусматривает помимо передачи права требования еще и перевод долга:
ГК РФ Статья 392.3. Передача договора
В случае одновременной передачи стороной всех прав и обязанностей по договору другому лицу (передача договора) к сделке по передаче соответственно применяются правила об уступке требования и о переводе долга.
Как Вы правильно заметили, есть норма:
ГК РФ Статья 448. Организация и порядок проведения торгов
7. Если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, победитель торгов не вправе уступать права и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора. Обязательства по такому договору должны быть исполнены победителем торгов лично, если иное не установлено в соответствии с законом.
То есть получается, что такой договор является противоречащим закону, можно применить норму о недействительности сделки:
Статья 168. Недействительность сделки, нарушающей требования закона или иного правового акта
1. За исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
2. Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Последствия недействительности сделки:
Статья 167. Общие положения о последствиях недействительности сделки
1. Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Лицо, которое знало или должно было знать об основаниях недействительности оспоримой сделки, после признания этой сделки недействительной не считается действовавшим добросовестно.
2. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Обратиться можно в суд с иском, цессионарий не должен будет никому ничего платить.
Здравствуйте,
В 2012 г. на основании результатов аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории между администрацией муниципального образования и ООО «А» был заключен договор о развитии застроенной территории.
Марина
Так понимаю, что аукцион проводили в соотв. с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», в котором пунктом 6.1. предусмотрено:
Статья 9. Государственный или муниципальный контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, гражданско-правовой договор бюджетного учреждения на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг
6.1. При исполнении контракта не допускается перемена поставщика (исполнителя, подрядчика), за исключением случаев, если новый поставщик (исполнитель, подрядчик) является правопреемником поставщика (исполнителя, подрядчика) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.
По этому поводу были и письма Минэкономразвития и Минфина
Вопрос: О передаче исполнения государственного или муниципального контракта поставщиком (исполнителем, подрядчиком), с которым заключен такой контракт, другому поставщику (исполнителю, подрядчику), а также о привлечении соисполнителей (субподрядчиков) при исполнении договоров на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Ответ: МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПИСЬМОот 5 марта 2010 г. N Д22-231Департамент развития конкуренции Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о возможности организации передавать государственный заказ другим организациям и сообщает свое мнение.Порядок размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд регламентируется Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ ''О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд'' (далее — Закон).Согласно ч. 6.1 ст. 9 Закона при исполнении государственного или муниципального контракта не допускается перемена поставщика (исполнителя, подрядчика), за исключением случаев, если новый поставщик (исполнитель, подрядчик) является правопреемником поставщика (исполнителя, подрядчика) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.Таким образом, законодательством в сфере размещения заказов установлены нормы, запрещающие переуступку прав и обязанностей участников размещения заказов по заключенным государственным и муниципальным контрактам.Передача исполнения государственного или муниципального контракта поставщиком (исполнителем, подрядчиком), с которым заключен такой контракт, другому поставщику (исполнителю, подрядчику) является ненадлежащим исполнением обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, что в соответствии с ч. 10 ст. 9 Закона влечет за собой право заказчика потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней).В то же время в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации при исполнении договоров на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе для государственных и муниципальных нужд, исполнитель по такому договору в общем случае не ограничен в возможностях по привлечению соисполнителей (субподрядчиков). Исключение составляет только выполнение научно-исследовательских работ. Согласно п. 1 ст. 770 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнитель обязан провести научные исследования лично. Он вправе привлекать к исполнению договора на выполнение научно-исследовательских работ третьих лиц только с согласия заказчика.В иных случаях участник размещения заказа не может быть ограничен в своих правах по условиям исполнения контракта в части привлечения соисполнителей. При этом в случае привлечения соисполнителей ответственность за действия соисполнителей перед заказчиком будет нести исполнитель, с которым заключен государственный контракт по результатам размещения заказа. Расчеты за поставленные соисполнителями товары, выполненные работы, оказанные услуги будет осуществлять исполнитель, а не заказчик.Заместитель директора Департамента развития конкуренции А.Т.КАТАМАДЗЕ 05.03.2010
Вопрос: Об особенностях передачи поставщиками (исполнителями, подрядчиками) права требования оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги по государственным контрактам.
Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО от 29 мая 2012 г. N 02-11-05/1904 Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело обращение о предоставлении разъяснений по вопросу возможности передачи поставщиками (исполнителями, подрядчиками) права требования оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги по государственным контрактам и сообщает.В соответствии с п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс) юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе, они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.В соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ ''О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд'' (далее — Федеральный закон N 94-ФЗ) государственный и муниципальный контракты заключаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом и иными федеральными законами, с учетом положений Федерального закона N 94-ФЗ.Гражданским кодексом, Федеральным законом/ qN 94-ФЗ установлены требования к порядку заключения, условиям государственного (муниципального) контракта, гражданско-правового договора бюджетного учреждения (далее — контракты), заключаемых по итогам размещения заказа.В соответствии с п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. При этом существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида.Таким образом, поставщик (подрядчик, исполнитель), подписывая контракт, соглашается с условиями договора, названными в Федеральном законе N 94-ФЗ.Исполнением контракта является совершение сторонами действий, обусловленных содержанием контракта. В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Обязательства признаются исполненными надлежащим образом, если точно соблюдены все условия и требования, в том числе предъявляемые к субъектам исполнения.Минфин России полагает, что только при условии полного выполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств и принятия их результатов заказчиком может рассматриваться замена лица по государственному (муниципальному) контракту и только в части передачи прав на оплату.Вместе с тем в случае банковского кредитования для целей обеспечения исполнения долгосрочных государственных контрактов правоотношения возникают между исполнителем (поставщиком, подрядчиком) и банком, иной кредитной организацией по поводу предоставления (получения) денежных средств на возмездной и возвратной основе. Для обеспечения замены лица по государственному (муниципальному) контракту в части передачи прав на оплату банку, иной кредитной организации необходимо внести соответствующие изменения в государственный (муниципальный) контракт.Однако публично-правовой характер регулирования размещения заказов ограничивает возможности сторон государственного (муниципального) контракта изменять условия заключенного контракта.Федеральным законом N 94-ФЗ в ч. 6.1 ст. 9 установлено, что при исполнении контракта не допускается перемена поставщика (исполнителя, подрядчика), за исключением случаев, если новый поставщик (исполнитель, подрядчик) является правопреемником поставщика (исполнителя, подрядчика) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.При этом вопросы оплаты товаров, работ, услуг по государственным (муниципальным) контрактам являются исполнением бюджета по расходам. Частью 1 ст. 2 Федерального закона N 94-ФЗ установлено, что законодательство Российской Федерации о размещении заказов в том числе основывается на положениях Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — Бюджетный кодекс).Согласно положениям ст. ст. 28 и 38 Бюджетного кодекса одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является адресность и целевой характер бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.Перечисление денежных средств заказчиком возможно только стороне (исполнителю) государственного (муниципального) контракта с соблюдением требований Порядка санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, утвержденного Приказом Минфина России от 01.09.2008 N 87н. Таким образом, перечисление денежных средств заказчиком возможно только исполнителю государственного (муниципального) контракта.Учитывая вышеизложенное, уступка или передача права требования по государственным (муниципальным) контрактам третьим лицам не допускается.
А.М.ЛАВРОВ
29.05.2012
Таким образом, при исполнении контакта в соотв. с 94-ФЗ вообще не допускалась перемена стороны (исполнителя контракта), что по сути у Вас произошло. По цессии было передано не только право требования долга (оплаты), а были переданы обязательства стороны по контакту.
Более того, Договор цессии стороны заключили
30 июня 2015 г.
Марина
то есть уже после того, как был введен п. 7 ст. 448 ГК РФ (распространяется на отношения с 01 июня 2015г.)
7. Если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, победитель торгов не вправе уступать права и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора. Обязательства по такому договору должны быть исполнены победителем торгов лично, если иное не установлено в соответствии с законом.
Данный пункт говорит опять таки именно о запрете передачи обязательств.
Практики действительно мало. Чтоб была передача именно обязательств по контакту. В основном передают право требования долга (оплаты) по госконтактам. И по имеющейся практике какие-то суды удовлетворяют иски. Какие-то признают уступки ничтожными.
Полагаю, необходимо признавать договор цессии (уступки) ничтожным. Считаю, что уведомления о расторжении мало. Если цедент подаст в суд с требованием оплаты и неустойки, он праве ее получить. Вам необходимо будет заявлять встречный иск о ничтожности договора.
Здравствуйте.
Марина, пишите исковое о расторжении договора на основании приведенной вами норме.
Практики практически нет, но я согласен с коллегами, что договор цессии можно признать недействительной сделкой в силу закона (ничтожной).
Как вариант можно также оспорить сделку в связи с отсутствием одобрения сделки (ст. 45, 46 ФЗ об ООО).
Здравствуйте.
Непонятен Ваш ответ - все-таки иск о расторжении договора (тогда на основании какой статьи ГК?) или о признании договора недействительным???
"Как вариант можно также оспорить сделку в связи с отсутствием одобрения сделки" - кем она должна быть одобрена? Если администрацией, то ей сделка одобрена, и согласие прописано в договоре цессии (документ во вложении).
Вы представляете ООО «Б» (Если сделка для ООО крупная, то ее необходимо было одобрить).
Да и честно говоря исходя из ст448 ГК РФ, на которую вы ссылаете, сделка эта ничтожна, независимо от признания ее судом таковой.
Поэтому я погорячился с расторжением. Сделку просто нужно признать недейтвительной через суд.
Ссылки на судебную практику
Марина, судебная практика не является источником права в РФ.