8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
400 ₽
Вопрос решен

Какова ответственность сайта отзывов о товарах и услугах за отзывы потребителей?

Хочу сделать сайт для отзывов потребителей о товарах и услугах. Разумеется, отзывы будут не только позитивные, но и критические (в теории, конкуренты специально могут оставлять негативные отзывы). Разумеется, критический отзыв может не понравится продавцу товара или услуги.

Вопрос - как делится ответственность за содержание отзыва между сайтом и пользователем, разместившим отзыв? Возможно ли сайту избежать ответственности по возможным искам продавцов товаров и услуг?

, Александр Партнер, г. Ярославль
Сергей Вишневский
Сергей Вишневский
Юрист, г. Краснодар

Здравствуйте, Александр!

На мой взгляд, если грамотно составить пользовательское соглашение на сайте (Правила сайта), в котором указать, что за достоверность информации и за саму информации ответственность несет пользователь сайта, а также, что администрация только предоставляет площадку для опубликования отзыва, то риски привлечения к ответственности минимальны.

Была практика по похожему вопросу, только там речь шла о форуме, но смысл тот же, сейчас найду.

0
0
0
0

Вот например выдержка из Апелляционного определения Московского областного суда по делу N 33-12887/2014:

18.05.2013 г. в адрес администратора доменного имени Л. направлено требование Роскомнадзора об удалении информации, содержащей персональные данные Ч. с Интернет-сайта.
21.05.2013 г. Л. начальнику управления Роскомнадзора сообщено об удалении информации, указанной в требовании от 18.05.2012 г.
Согласно Правилам Форума его администрация не несет ответственности за содержание сообщений пользователей форума. Участником форума может стать любой гость. Администрация Форума не распространяет личную информацию о других пользователях без их согласия.
Дав оценку, указанным выше фактическим обстоятельствам дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд первой инстанции, с учетом правовых норм, регулирующей возникшие спорные правоотношения, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку Интернет-сайт ********* и находящийся на немФорум в силу закона не являются средствами массовой информации, регистратор домена Л. не может быть признан распространителем размещенной на сайте информации, так как указанная информация была размещена не администратором доменного имени Л., а неустановленным пользователем Форума «Krickunov». В подобной ситуации ответственность за распространение персональных данных истцов должен нести пользователь, разместивший данную информацию на Форуме. Доказательств тому, что участником Форума «Krickunov» является ответчик Л., суду не представлено.

Распространение персональных данных один из вариантов предъявления претензий, как видно в таких случаях отвечает за это пользователь.

Если же речь идет не о персональных данных, то компании, например, могут предъявлять требования связанные с защитой деловой репутации в случаях, когда в отзывах содержится информация, порочащая деловую репутацию данных компаний. Но даже в этом случае, согласно судебной практике, владельца форума (сайт отзывов по сути тоже самое) привлечь хоть к какой-нибудь ответственности практически невозможно, в особенности, если владелец сайта удалит информацию до фактического рассмотрения дела.

0
0
0
0
Наталья Шелковая
Наталья Шелковая
Юрист, г. Томск

Здравствуйте.

Возможно ли сайту избежать ответственности по возможным искам продавцов товаров и услуг?

Да, возможно.

Например, похожие правоотношения рассматривались в данном деле:

Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22.06.2015 N Ф01-1801/2015, Ф01-1802/2015 по делу N А82-1121/2013, в котором суд привлек к ответственности автора, но не информационный ресурс, по следующим основаниям:

В пункте 9 Постановления от 24.02.2005 N 3 предусмотрено, что в силу пункта 1 статьи 152Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность доказывать соответствие действительности распространенных сведений лежит на ответчике. Истец обязан доказать факт распространения сведений лицом, к которому предъявлен иск, а также порочащий характер этих сведений.

Согласно пункту 5 упомянутого постановления надлежащими ответчиками по искам о защите чести, достоинства и деловой репутации являются авторы не соответствующих действительности порочащих сведений, а также лица, распространившие эти сведения.
Если оспариваемые сведения были распространены в средствах массовой информации, то надлежащими ответчиками являются автор и редакция соответствующего средства массовой информации.

В случае, если не соответствующие действительности порочащие сведения были размещены в сети Интернет на информационном ресурсе, зарегистрированном в установленном законом порядке в качестве средства массовой информации, при рассмотрении иска о защите чести, достоинства и деловой репутации необходимо руководствоваться нормами, относящимися к средствам массовой информации.
Что касается ответственности лиц, обеспечивающих размещение информации и доступ к ней на сайтах в сети «Интернет», не являющихся средствами массовой информации, за нарушения законодательства, допущенные при использовании соответствующих ресурсов третьими лицами, то она действующим законодательством не предусмотрена.

Данное положение закреплено также в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 N 18-П.

Исходя из вышесказанного, Вы не должны являться средством массовой информации, и Обязательно закрепить ответственность Пользователя за распространение информации в Пользовательском соглашении.

С уважением,

Шелковая Наталья Николаевна

0
0
0
0
Александр Романов
Александр Романов
Адвокат, г. Москва

здравствуйте, нужно хорошее пользовательское соглашение.

Вообще, сайт просто предоставляет место для размещения комментов, площадку.

За достоверность несут ответственность пользователи, к ним и должны быть претензии.

Для составления соглашения можете обратиться к любому юристу лично либо заказать документ на сайте.

0
0
0
0
Похожие вопросы
Защита прав потребителей
Опишу суть ситуации: В начале ноября заказала ванну на вб
Добрый день, меня зовут Анна. Опишу суть ситуации: В начале ноября заказала ванну на вб. Товар оплатила сразу. По доставке сначала была небольшая задержка. Саму ванну передали курьеру 19 ноября, для доставки на адрес, что он и сделал в этот же день. Ванна является крупногабаритным товаром, поэтому отказ при наличии брака осуществляется через заявку на возврат. Курьер подтвердил код получения мной товара и уехал, обещая, что статус "в пути" скоро обновится. Я распаковала ванну и увидела существенный брак. На данный момент до сих пор статус заказа не поменялся и я не могу ничего сделать с этим заказом. Я не могу отказаться от заказа, т.к. товар по статусу уже передан курьеру. Я не могу вернуть свои деньги и вынуждена терпеть неудобства из-за того, что ванна стоит посередине комнаты. Я множество раз писала в поддержку, на что получаю заготовленный ответ: Срок ответа не регламентирован, точных сроков решения в поддержке нет. Ожидайте, пожалуйста. Я требовала так же аннулировать заказ и вернуть мне за него деньги, в связи с долгой доставкой, но тоже нет. Согласно статье закона я могу взыскать компенсацию с продавца за каждый просроченный день от предполагаемой даты доставки, но и в этом случае, я считаю что ответственность должна нести т.п. Вайлдберриз из мои неудобства и за заморозку денежных средств и за сбой логистической системы и даже за порчу товара.
, вопрос №4776487, Анна, г. Вологда
Побои
И какая ответственность будет ждать эту женщину?
Я работник пвз Вайлдберриз. На смене пришла неадекватная клиентка, которая была не согласна с решением, что ей нужно выкупать бракованный товар. Так как она не проверила его под камерой и не сообщила о том, что товар был бракованным. Она все товары кинула в меня и ушла. Мы провели ей эти бракованные товары. В итоге она вернулась через пол часа, плюнула в меня в лицо, а вторую сотрудницу ударила бракованной кофтой несколько раз. После чего она скинула чужие товары на пол и поспешила удалится. Я могу написать заявление в полицию ? И какая ответственность будет ждать эту женщину? И что мне за это будет?
, вопрос №4776478, Вероника, г. Москва
Защита прав потребителей
И там же было что он отказал покупателю в возврате целого одеяла, мылась на то, что на пункте выдачи ее все устроило
Здравствуйте! Как мне быть в этой ситуации. Я, купила одеяло с подогревом, и через полгода оно вышло из строя. То есть я, все делала по инструкции, но ближе к вечеру одна половина перестала греть. Я начала пробовать а не кажется ли мне что вторая, половина по температуре отличается. И тут вижу искры, и слышу треск. Это, искры, посыпались там где идёт соединение проводов под защитой крышкой. В итоге оторваны провода и чернота вокруг. Я естественно, сразу вытащила вилку из розетки. Благо что больше ничего не случилось. Подала заявку на возврат, описала ситуацию, мне и продавец отказал в возврате товара и слуба поддержки Вайлдберриз. Вайлдберриз сылается на то, что я должна отнести одеяло в сервисный центр и предоставить акт неисправности изделия. Я, что можно, обзвонила, но у нас такое не чинят. Что мне делать? Ведь все было по инструкции. Также продавец мне ответил что все сроки возврата закончились, хотя одеяло куплено 22 мая 2025 года. Да, гарантию на год он не дает, о чем говорит в вопросах. И там же было что он отказал покупателю в возврате целого одеяла, мылась на то, что на пункте выдачи ее все устроило.
, вопрос №4776215, Елена, г. Ставрополь
Дата обновления страницы 09.02.2017