8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
289 ₽
Вопрос решен

138.1 УК РФ за домашнюю сигнализацию

Здравствуйте. Отец заказал из Китая в августе сигнализацию для дома “FK-007X”. В сентябре ее таможня отправила назад в Китай, а отец открыл спор с продавцом и вернул деньги. Но позавчера ему позвонили с Почты и велели срочно забрать посылку(хотя именно эту посылку он уже и не ждал). На выходе из почтового отделения его задержали сотрудники ФСБ и осмотрели посылку при понятых. Она уже вскрывалась и была аккуратно заклеена прозрачным скотчем. Сейчас решается вопрос о возбуждении уголовного дела по статье 138.1. Сотрудники следственного комитета уже приходили к нему домой и сделали фотографии личного кабинета алиэкспресс, в том числе фотографию страницы с заказом. Можно ли как-то избежать ответственности по этой идиотской статье?

Показать полностью
  • A562728F-0157-48C0-B198-BCC3F98CA403
    .jpeg
, Евгений, г. Москва
Илья Костромов
Илья Костромов
Адвокат, г. Москва
Эксперт

Можно ли как-то избежать ответственности по этой идиотской статье

Евгений

Евгений,

да, можно. И прежде всего, если руководствоваться не заключением малограмотных экспертов ФСБ, а постановлением Конституционного Суда РФ по этому вопросу. Собственно говоря, то, о чём Вы спрашиваете, мне уже удавалось.

Одну минутку, залезу в архивы и достану Постановление КС РФ.

0
0
0
0

Вот название Постановления КС:

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 3-П город Санкт-Петербург «по делу о проверке конституционности части третьей статьи 138 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан С.В. Капорина, И.В. Коршуна и других»

А вот некоторые выдержки из него:

Пункт 3.1 Постановления:

“… по смыслу части третьей статьи 138 УК Российской Федерации в системном единстве с положениями Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и корреспондирующими им нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, к техническим средствам для негласного получения информации, свободный оборот которых в Российской Федерации запрещен и, следовательно, производство, сбыт или приобретение которых без специального, установленного в законном порядке разрешения являются незаконными, относятся только специальные технические средства, предназначенные (разработанные, приспособленные, запрограммированные) именно для целей негласного (т.е. тайного, неочевидного, скрытного) получения информации, тайна и неприкосновенность которой гарантированы статьями 23, 24 (часть 1) и 25 Конституции Российской Федерации, а также законодательством Российской Федерации.

В частности, это могут быть технические средства, которые закамуфлированы под предметы (приборы) другого функционального назначения, в том числе бытовые; обнаружение которых в силу малогабаритности, закамуфлированности или технических параметров возможно только при помощи специальных устройств; которые обладают техническими характеристиками, параметрами или свойствами, прямо обозначенными в соответствующих нормативных правовых актах; которые функционально предназначены для использования специальными субъектами.

Что касается технических средств (предметов, устройств), которые по своим техническим характеристикам, параметрам, свойствам или прямому функциональному предназначению рассчитаны лишь на бытовое использование массовым потребителем, то они не могут быть отнесены к специальным техническим средствам для негласного получения информации, если только им намеренно не приданы нужные качества и свойства, в том числе путем специальной технической доработки, программирования именно для неочевидного, скрытного их применения.

В постановлении КС РФ указано также:

“В силу статьи 6 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» правоприменители, в том числе суды общей юрисдикции при разрешении конкретных дел, не вправе применять положение части третьей статьи 138 УК Российской Федерации в истолковании, расходящемся с его конституционно-правовым смыслом, выявленным Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Постановлении и являющимся обязательным на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений”.

0
0
0
0

Евгений,

постановление КС более, чем красноречиво.

Как видите, не каждый гаджет может считаться СТС, оборот которого влечёт уголовную ответственность.

Но у оперативников есть план по выявлению данных «преступлений», и его надо выполнять. Поэтому их же «эксперты» идут на поводу у начальства и безобидные бытовые гаджеты превращают в грозные шпионские СТС.

Как я противостою этому при защите граждан по уголовным делам?

Очень просто: ставлю свои вопросы эксперту и заявляю ходатайство о назначении дополнительной / повторной / комиссионной комплексной экспертизы. И уголовное дело тихо умирает...

Вот пример такого ходатайства по реальному делу, бывшему у меня не столь давно:

Следователю Люблинского МРСО по г.Москве

А.А.С-ву.

Адвокат:

Костромов И.Ю.

В защиту:

Б-на Алексея Алексеевича

По уголовному делу №______________-

                           Х О Д А Т А Й С Т В О

В соответствии с п.4 ч.1 ст.198 УПК РФ подозреваемый вправе ходатайствовать о внесении в постановление о назначении судебной экспертизы дополнительных вопросов эксперту.

По данному уголовному делу назначена судебно-техническая для установления факта относимости изъятых у подозреваемого радиоэлектронных устройств к специальным техническим средствам, незаконный оборот которых преследуется законом в соответствии со ст.138.1 УК РФ.

По данному вопросу имеется Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 3-П «По делу о проверке конституционности части третьей статьи 138 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан С.В. Капорина, И.В. Коршуна и других».

Данным постановлением, в частности, устанавливаются нижеследующие критерии относимости радиолектронных устройств к специальным техническим средствам:

Пункт 3.1 Постановления:

“… по смыслу части третьей статьи 138 УК Российской Федерации в системном единстве с положениями Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и корреспондирующими им нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, к техническим средствам для негласного получения информации, свободный оборот которых в Российской Федерации запрещен и, следовательно, производство, сбыт или приобретение которых без специального, установленного в законном порядке разрешения являются незаконными, относятся только специальные технические средства, предназначенные (разработанные, приспособленные, запрограммированные) именно для целей негласного (т.е. тайного, неочевидного, скрытного) получения информации, тайна и неприкосновенность которой гарантированы статьями 23, 24 (часть 1) и 25 Конституции Российской Федерации, а также законодательством Российской Федерации.

В частности, это могут быть технические средства, которые закамуфлированы под предметы (приборы) другого функционального назначения, в том числе бытовые; обнаружение которых в силу малогабаритности, закамуфлированности или технических параметров возможно только при помощи специальных устройств; которые обладают техническими характеристиками, параметрами или свойствами, прямо обозначенными в соответствующих нормативных правовых актах; которые функционально предназначены для использования специальными субъектами.

Что касается технических средств (предметов, устройств), которые по своим техническим характеристикам, параметрам, свойствам или прямому функциональному предназначению рассчитаны лишь на бытовое использование массовым потребителем, то они не могут быть отнесены к специальным техническим средствам для негласного получения информации, если только им намеренно не приданы нужные качества и свойства, в том числе путем специальной технической доработки, программирования именно для неочевидного, скрытного их применения.

В постановлении КС РФ указано также:

“В силу статьи 6 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» правоприменители, в том числе суды общей юрисдикции при разрешении конкретных дел, не вправе применять положение части третьей статьи 138 УК Российской Федерации в истолковании, расходящемся с его конституционно-правовым смыслом, выявленным Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Постановлении и являющимся обязательным на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений”.

В связи с изложенным защита ставит перед экспертом нижеследующие вопросы:

1. Являются ли представленные на экспертизу радиоэлектронные устройства специальными техническими средствами, предназначенными исключительно для целей негласного получения информации, либо же имеют иное назначение для использования в быту?

2. Имеют ли данные устройства назначение для выполнения задач следующего характера:

1) подачи сигнала об опасности (SOS) пользователем устройства для конкретного адресата?

2) установления местонахождения пользователя в случаях, когда ему требуется немедленная помощь при угрожающих его жизни обстоятельствах?

3) установления характера событий, происходящих с пользователем, в условиях, когда пользователь сам по каким-либо причинам не имеет возмоности передать информацию адресату открытым текстом (например, в случае похищения пользователя преступниками).

3. Закамуфлированы ли данные устройства под предметы какого-либо другого функционального назначения?

4. Относятся ли данные устройства к категории таких, обнаружение которых в силу малогабаритности, закамуфлированности или технических параметров возможно только при помощи специальных устройств ?

5. Обладают ли данные устройства техническими характеристиками, параметрами или свойствами, прямо обозначенными в соответствующих нормативных правовых актах? Если да, то каких именно нормативных актах? Какие конкретно технические характеристики устройств соответствуют указанным выше нормативным актам?

6. Предназначены ли данные устройства функционально для использования специальными субъектами права? (службами разведки и контрразведки и т.д.)

7. Рассчитаны ли данные устройства по своим техническим характеристикам, параметрам, свойствам или прямому функциональному предназначению на бытовое использование массовым потребителем?

Адвокат:              И.Ю.Костромов

“Ходатайство защитника поддерживаю”

Подозреваемый:        А.А.Бурдин

4
0
4
0
Виктор Григорьев
Виктор Григорьев
Адвокат, г. Пермь

Здравствуйте, Евгений! Для привлечения лица к уголовной ответственности по ст. 138.1 УК РФ необходимо наличие субъективных и объективных признаков преступления.

УК РФ Статья 138.1. Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации

Незаконные производство, приобретение и (или) сбыт специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, — наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

сигнализацию для дома “FK-007X”

Что это за сигнализация.

Данная сигнализация должна подпадать под признаки специальных технических средств (СТС), утвержденных постановлением правительства № 214 от 10.03.2000 г.

Список видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, ввоз и вывоз которых подлежат лицензированию (утв. постановлением Правительства РФ от 10 марта 2000 г. N 214)

1. Специальные технические средства для негласного получения и регистрации акустической информации: системы проводной связи, предназначенные для негласного получения и регистрации акустической информации; радиоаппаратура, предназначенная для не гласного получения и регистрации акустической информации.

2. Специальные технические средства для негласноговизуального наблюдения и документирования: а) фотокамеры, обладающие по крайней мере одним изследующих признаков: закамуфлированные под бытовые предметы; имеющие вынесенный зрачок входа (PIN-HOLE); без визира; с вынесенными органами управления камерой; б) телевизионные и видеокамеры, обладающие по крайнеймере одним из следующих признаков: закамуфлированные под бытовые предметы; имеющие вынесенный зрачок входа (PIN-HOLE); работающие при низкой освещенностиобъекта (0,01 лк и менее) или при освещенности наприемном элементе 0,0001 лк и менеев) комплекс аппаратуры передачи видеоизображения покабельным, радио и оптическим линиям связи.

3. Специальные технические средства для негласногопрослушивания телефонных переговоров: системы проводной связи, предназначенные длянегласного прослушивания телефонных переговоров; радиоаппаратура, предназначенная для негласногопрослушивания телефонных переговоров.

4. Специальные технические средства для негласногоперехвата и регистрации информации с техническихканалов связи.

5. Специальные технические средства для негласногоконтроля почтовых сообщений и отправлений.

6. Специальные технические средства для негласногоисследования предметов и документовпереносная малогабаритная рентгеноскопическая ирентгенотелевизионная аппаратура.

7. Специальные технические средства для негласногопроникновения и обследования помещений, транспортныхсредств и других объектов: средства для вскрытия запирающих устройств; переносная малогабаритная рентгеноскопическая ирентгенотелевизионная аппаратура.

8. Специальные технические средства для негласногоконтроля за перемещением транспортных средств идругих объектов.

9. Специальные технические средства для негласногополучения (изменения, уничтожения) информации стехнических средств ее хранения, обработки ипередачи.передачи.передачи.

10. Специальные технические средства для негласной идентификации личности многоканальные регистраторы психофизиологических реакций человека.

Кроме того, данная сигнализация может быть признана СТС только при наличии заключения вынесенного экспертом. 

0
0
0
0

Вот разъяснение Конституционного Суда РФ

Постановление Конституционного Суда РФ от 31.03.2011 N 3-П

Таким образом, по смыслу части третьей статьи 138 УК Российской Федерации в системном единстве с положениями Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и корреспондирующими им нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, к техническим средствам для негласного получения информации, свободный оборот которых в Российской Федерации запрещен и, следовательно, производство, сбыт или приобретение которых без специального, установленного в законном порядке разрешения являются незаконными, относятся только специальные технические средства, предназначенные (разработанные, приспособленные, запрограммированные) именно для целей негласного (т.е. тайного, неочевидного, скрытного) получения информации, тайна и неприкосновенность которой гарантированы статьями 23, 24 (часть 1) и 25 Конституции Российской Федерации, а также законодательством Российской Федерации.
В частности, это могут быть технические средства, которые закамуфлированы под предметы (приборы) другого функционального назначения, в том числе бытовые; обнаружение которых в силу малогабаритности, закамуфлированности или технических параметров возможно только при помощи специальных устройств; которые обладают техническими характеристиками, параметрами или свойствами, прямо обозначенными в соответствующих нормативных правовых актах; которые функционально предназначены для использования специальными субъектами.
Что касается технических средств (предметов, устройств), которые по своим техническим характеристикам, параметрам, свойствам или прямому функциональному предназначению рассчитаны лишь на бытовое использование массовым потребителем, то ОНИ НЕ МОГУТ БЫТЬ отнесены к специальным техническим средствам для негласного получения информации, если только им намеренно не приданы нужные качества и свойства, в том числе путем специальной технической доработки, программирования именно для неочевидного, скрытного их

применения.

0
0
0
0

Вы говорите сигнализация для дома

Поэтому если речь идет о технических средствах бытового использования — прямое назначение которое не предназначено для специальных задач, соответственно отнесение их к числу СТС исключено. 

0
0
0
0
Дата обновления страницы 29.12.2017