8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
700 ₽
Вопрос решен

Вторая форма допуска, выезд за границу при увольнении в случае если не ознакомлен ни с одним сов.секретным документом

Добрый день.

Жена работает на оборонном предприятии. Имеет вторую форму допуска. Ни с одним совершенно секретным документом не ознакамливалась.

Вопросы: в случае увольнения с работы, может ли жена сразу выезжать за границу? Если нет, то какие ограничения накладываются? Если да, на какие законы и пункты в них ссылаться в случае претензий от таможенной или силовых структур?

, Сергей Аксенов, г. Долгопрудный
Михаил Петров
Михаил Петров
Юрист, г. Саратов
рейтинг 9.8

Добрый день.

Вопросы: в случае увольнения с работы, может ли жена сразу выезжать за границу?

Сергей

Если фактического ознакомления с документами не было, то после увольнения и составления в отношении нее заключения о целесообразности выезда — она может свободно выезжать за границу.

В силу ст. 15 ФЗ от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»

Право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено в случаях, если он:

1) при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне в соответствии с законом Российской Федерации о государственной тайне, заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд из Российской Федерации, при условии, что срок ограничения не может превышать пять лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями, — до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором (контрактом) или в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Заключение о целесообразности ограничения на выезд из страны готовится непосредственно перед увольнением. Одним из его условий является фактическое ознакомление с сведениями составляющими гос.тайну, которым присваивается гриф «особой важности» или «совершенно секретно».

В случае, если ограничение будет наложено — то есть основания для обращения с заявлением в  Межведомственную комиссию по защите государственной тайны.

2
0
2
0

Приказом МИД России, МВД РФ, Минобороны РФ, ФСБ РФ и СВР России от 14 апреля 2006 г. N 4301/264/158/160/22 «О Межведомственной комиссии по рассмотрению обращений граждан Российской Федерации в связи с ограничениями их права на выезд из Российской Федерации» определена общая процедура рассмотрения поданных заявлений по вопросам наложения ограничений

Заявление  подается в произвольной форме, в котором указываете когда имело место фактическое ознакомление со сведениями составляющими ГТ и просите подтвердить актуальность данных сведений и сохранение установленных Вам ограничений на оставшийся период (до истечение пятилетнего срока).

Рассмотрение заявление  будет осуществлено на заседании комиссии после получения от органа, установившего ограничения на те сведения с которыми Вы были ознакомлены информации об их актуальности и снятии или сохранении в отношении них грифа секретности

Решение Комиссии о снятии временного ограничения права гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации доводится в установленные сроки в виде выписки из протокола заседания Комиссии до Федеральной миграционной службы, а в случаях, предусмотренных статьей 8  Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», также до Министерства иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации.

При выявлении случаев необоснованного ущемления прав и законных интересов граждан Комиссия направляет материалы руководителям соответствующих государственных органов и организаций или передает их в органы прокуратуры.

Причем, как было разъяснено в 

Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2012 г. N 14-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта 1 статьи 15 Федерального закона „О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию“ и статьи 24 Закона Российской Федерации „О государственной тайне“ в связи с жалобой гражданина А.Н. Ильченко»

3.3. Таким образом, взаимосвязанные положения подпункта 1 статьи 15 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и статьи 24 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования — в силу предписаний Конституции Российской Федерации и основанных на них правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в настоящем Постановлении, а также с учетом положений статьи 2 Протокола N 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и сформулированных на ее основе правовых позиций Европейского Суда по правам человека — означают, что уполномоченные органы и должностные лица, принимая решение о временном ограничении гражданина в праве выезда из Российской Федерации, и суды при оценке правомерности такого решения не могут руководствоваться одним лишь формальным критерием наличия у данного гражданина допуска к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне, -такое решение во всяком случае требует выяснения характера конкретной информации, к которой гражданин имел доступ в рамках своей профессиональной деятельности, и степени ее секретности, в том числе на момент обращения в уполномоченные органы в связи с предполагаемым выездом за пределы страны, а также целей выезда и других обстоятельств, наличие которых позволяет сделать вывод о необходимости применения указанного ограничения.
Требование соразмерности (пропорциональности) ограничения права на выезд из Российской Федерациипредполагает оценку всех имеющих значение для принятия соответствующего решения обстоятельств. В каждом конкретном случае — и в отношении военнослужащих, и в отношении граждан, не проходящих военную службу, — такому решению должны предшествовать установление наличия у лица не только формального допуска к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне, но и фактического доступа к ним, а также оценка всех других связанных с этим обстоятельств, обусловливающих в совокупности необходимость временного ограничения его прав в конституционно защищаемых целях, определенных статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

Подчеркивая недопустимость формального подхода при принятии соответствующих решений, Конституционный Суд Российской Федерации отмечал, что реальное ограничение права гражданина Российской Федерации на выезд из страны ставится законодателем в зависимость не только от наличия формальных оснований, но и от связанных с ними конкретных фактических обстоятельств; при проверке этих обстоятельств суды общей юрисдикции не могут ограничиваться лишь установлением факта допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, пренебрегая оценкой обоснованности решения организации, принявшей на себя ответственность за ограничение права гражданина на выезд из Российской Федерации (определения от 8 октября 1998 года N 146-О и от 8 июля 1999 года N 115-О). На это же обращал внимание в постановлении от 21 декабря 2006 года по делу «Бартик против России» Европейский Суд по правам человека, по мнению которого Межведомственная комиссия по защите государственной тайны и суды отказали заявителю в разрешении на выезд из Российской Федерации на том формальном основании, что информация, к которой он имел доступ, работая в государственном машиностроительном конструкторском бюро «Радуга», по-прежнему является секретной; вопрос о том, было ли ограничение его права на выезд за границу в частных целях все еще необходимым для достижения законной цели, которой оно было призвано служить, и могла ли быть применена менее строгая мера ограничения, ими не рассматривался.

Но как правило, при составлении заключения о целесообразности наложения ограничений на выезд учитывается то обстоятельство было ли фактическое ознакомление или нет. Эти сведения получаются на основании учетной карточки лиц, которому передавались документы, составляющие гос.тайну.

0
0
0
0
Если да, на какие законы и пункты в них ссылаться в случае претензий от таможенной или силовых структур?

Сергей

Сергей, подскажите у нее заграничный паспорт оформлен? 

Если да, он передан на хранение?

0
0
0
0
Владимир Бадасюк
Владимир Бадасюк
Юрист, г. Калининград

Добрый день.

Жена работает на оборонном предприятии. Имеет вторую форму допуска.

Сергей

Добрый день! При устройстве на работу, супруга заключала трудовой договор и соответствующие документы в которых прописаны ограничения на выезд за границу с указанием сроков такого ограничения.

Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 26.07.2017) «О государственной тайне»КонсультантПлюс: 

Статья 24. Ограничения прав должностного лица или гражданина, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне. Должностное лицо или гражданин, допущенные или ранее допускавшиеся к государственной тайне, могут быть временно ограничены в своих правах. Ограничения могут касаться: права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне; права на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения; права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне.

Поэтому и после увольнения могут возникнуть некие проблемы с выездом. Для начала Вам необходимо оформить документы и подать на получение заграничного паспорта. В ходе проверочных мероприятий будут произведены необходимые запросы органами о осведомлённости и форме допуска.

Ни с одним совершенно секретным документом не ознакамливалась.

Сергей

Это хорошо. В связи с этим полагаю, в органы будет направлен ответ о том, что при наличии допуска вы не ознакамливались и не работали с сведеньями составляющими гос. тайну — поэтому вопрос должен быть решён положительно.

0
1
0
1
Дмитрий Мещеряков
Дмитрий Мещеряков
Юрист, г. Челябинск

Добрый день, Сергей!

Я считаю у Вас есть все шансы обжаловать запрет на выезд, в случае если такой запрет будет наложен. 

Статья 15. Право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено в случаях, если он:

1) при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне в соответствии сзаконом Российской Федерации о государственной тайне, заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд из Российской Федерации, при условии, что срок ограничения не может превышать пять лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями, — до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором (контрактом) или в соответствии с настоящим Федеральным законом.

То есть В Вашем случае ознакомления с таким документами не было!

Статья 17

Решения об ограничении права на выезд из Российской Федерации граждан, осведомленных о сведениях особой важности или совершенно секретных сведениях, отнесенных к государственной тайне, а также граждан, допущенных к таким сведениям до вступления в силу настоящего Федерального закона, обжалуются гражданами в Межведомственную комиссию, образуемую в порядке, установленном для создания межведомственных координационных и совещательных органов, образуемых федеральными органами исполнительной власти, которая обязана рассмотреть жалобу и дать ответ не позднее чем в трехмесячный срок. Отказ гражданину Российской Федерации в праве на выезд из Российской Федерации может быть обжалован в суд.

Скорее всего Вам как и многим работникам оформляли форму допуска для доступа на секретную территорию объекта.

0
1
0
1
Дата обновления страницы 27.04.2018