8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
600 ₽
Вопрос решен

Правомерно ли интернет-магазин требует скан паспорта?

здравствуйте! Мама через интернет приобрела товар, выкупила посылку, но оказалось, что прислали совсем не то. В посылке не было ни накладной, посылка была от частного лица. Посмотрела отзывы на сайтах, оказалось, что эта компания так обманывает постоянно. Теперь, чтобы оформить возврат они выставляют требования, практически нереальные для пожилых или малограмотных людей (отправить сканы, оформить все в формате pdf). Среди прочего они требуют скан паспорта с пропиской. Имеют ли они на это право и если нет, то как отказать грамотно? Куда обращаться в случае их отказа вернуть деньги?

Уточнение от клиента

Как я уже упоминала, компания требует  отсканировать заявление, паспорт главной страницы и прописки, фото чека оплаты, фото товара с разных ракурсов, все фото и сканы оформить одним файлом в формате pdf (!!!)  и отправить этот файл на почту для рекламаций. По телефону мне сказали, что в других форматах и фотографии вместо сканов они рассматривать не будут. Я впервые сталкиваюсь с такими ультимативными и жесткими требованиями к оформлению документов на возврат. Ощущение, что это сделано для отсеивания процента жалующихся  и требующих возврат, потому что 90% уже не способны оформить правильно документы. 

1.Подскажите, пжл, как быть со сканом паспорта? Это очевидные мошеннники и совсем нет желания давать им паспортные данные.

2. Насколько правомерны их требования со сканом документов и оформлением в формате pdf? Можно ли сослаться на какой-то документ, говорящий о неправомерности их требований?

3. Куда посоветуете обратиться в случае их отказа? Что еще нужно сделать, чтобы вернуть товар и денежные средства?

Компания COM PRO, плохие отзывы их нашла, а сайта нет… Мама вышла на них по рекламе РСЯ, насколько я поняла (кликнула на рекламу, потом ей перезвонили и заказ фактически оформлен по телефону). 

, natalia sapfir, г. Рязань
Евгений Урванцев
Евгений Урванцев
Юрист, г. Кемерово

Доброго дня!

1.Подскажите, пжл, как быть со сканом паспорта? Это очевидные мошеннники и совсем нет желания давать им паспортные данные.

natalia sapfir

На самом деле диктовать условия в каком формате и что Вам высылать интернет магазин не имеет право. Считаю, что им нужно выслать не скан паспорта, который им в общем и не нужен, а претензию в 2х экземплярах с требованием вернуть денежные средства за товар. Важно  — каким образом была оплата и кому? Зафиксировали где-то что пришло и есть доказательства того, что Вы заказывали? В данной ситуации возможно отталкиваться от норм Закона «О защите прав потребителе»:

ст. 26,1: 

4. Потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара — в течение семи дней.
В случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара.

Если претензия не поможет, то решать вопрос придется в судебном порядке.

0
0
0
0
3. Куда посоветуете обратиться в случае их отказа? Что еще нужно сделать, чтобы вернуть товар и денежные средства?

Евгений Урванцев

Также эффективным может быть способ обращения в полицию с заявлением о мошенничестве, но тут важно подтвердить связь получения денег и отправки товара, но этим уже занимается полиция, не Вы.

0
0
0
0
natalia sapfir
natalia sapfir
Клиент, г. Рязань

Оплата производилась на почте. В квитанции в графе кому частное лицо, без ИП (на сайте плохих отзывов пишут разные ФИО, от кого пришла посылка). То, что пришло, находится пока у нас, я сфоткала товары. А вот заказ на спортивный костюм был принят по тел, кроссовки «впарили» попутно. Номера заказа не было, я запросила, они прислали смс, в которой указаны товары, которые заказаны (с артикулами), но костюм указан 52 размер, нам пришел 44, про кроссовки сложнее — обещали белые, скорее всего 40 размера, раз мама мне заказывала, пришли розово-зеленые 37).

Кому отправлять второй экземпляр претензии? что к ней прилагать?

Сергей Соколов
Сергей Соколов
Адвокат, г. Ижевск

Добрый день!

Ст. 18 и 25 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» говорит о том, что покупатель имеет право обменять или возвратить продавцу товар, не подошедший по определенным параметрам или несоответствующего качества, и реализация данного права никак не связана с предоставлением паспорта.

Однако магазины могут требовать паспортные данные в целях возврата денег для оформления бухгалтерских документов. Оплата производилась при получении наличными деньгами? или картой на сайте?

Указание Банка России от 11.03.2014 N 3210-У  «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства»

Кассир выдает наличные деньги после проведения идентификации получателя наличных денег по предъявленному им паспорту или другому документу, удостоверяющему личность в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

1.Подскажите, пжл, как быть со сканом паспорта? Это очевидные мошеннники и совсем нет желания давать им паспортные данные.

Про сканы документов точно никому отправлять ничего не нужно, так как персональные данные могут использоваться по — разному.

2. Насколько правомерны их требования со сканом документов и оформлением в формате pdf? Можно ли сослаться на какой-то документ, говорящий о неправомерности их требований?

На основании Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У  «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке», могут требовать паспорт для оформления возврата, если он производится наличными деньгами, а не на карту.

3. Куда посоветуете обратиться в случае их отказа? Что еще нужно сделать, чтобы вернуть товар и денежные средства?

Как уже верно указал коллега, необходимо подавать претензию в официальной форме, в случае отказа подавать исковое заявление в суд.

0
0
0
0
Кристина Сорокина
Кристина Сорокина
Юрист, г. Екатеринбург

Здравствуйте 

Согласно официальной редакции закона «

О правах потребителя», а именно его 18 и 25 статьям, каждый потребитель имеет право на возврат товара при наличии чека, кассового или товарного, который является подтверждающим документом факта приобретения.

В законе нет данных о том, что нужно предоставлять документ подтверждающий личность, продавцу в момент возврата или обмена товара. 

Вы можете уточнить на основании какого документа им это необходимо и попросите ознакомиться с текстом акта законотворчества. 

В Вашей ситуации, если у вас имеется чек об оплате, то предоставление паспорта не нужно.

В крайнем случае, делается копия документа, на ней по диагонали пишите копия ручкой и сканируете.

По факту мошенничества следует написать заявление в полицию, предоставив все документы и переписки связанные с приебретением товара.

Если у вас остались вопросы, с удовольствием отвечу на них.

Удачи 

0
0
0
0
Алина Пучко
Алина Пучко
Юрист, г. Барнаул
Эксперт

Здравствуйте, Наташа!

В данном случае правоотношения регулируется нормами ст.26.1 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 29.07.2018) «О защите прав потребителей» Дистанционный способ продажи товара, а также  Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 N 612 (ред. от 04.10.2012) «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» http://www.consultant.ru/docum... http://www.consultant.ru/docum...

Последствия продажи товара ненадлежащего качества дистанционным способом продажи товара установлены положениями, предусмотренными статьями 18 - 24 настоящего Закона

Специальных требований относительно формы подачи заявления и приложенных документов не предусмотрено, кроме того, паспорт содержит персональные сведения

16. Продавец должен обеспечивать конфиденциальность персональных данных о покупателе в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных.

Порядок возврата товара подробно указан в Правилах продажи товаров дистанционным способом (ссылка выше):

21. Покупатель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара — в течение 7 дней.

В настоящее время необходимо направить письменную претензию продавцу в порядке ст.483 ГК РФ

Покупатель обязан известить продавца о нарушении условий договора купли-продажи о количестве, об ассортименте, о качестве, комплектности, таре и (или) об упаковке товара в срок, предусмотренный законом, иными правовыми актами или договором, а если такой срок не установлен, в разумный срок после того, как нарушение соответствующего условия договора должно было быть обнаружено исходя из характера и назначения товара.http://www.consultant.ru/docum...

Дождетесь официальной реакции и можно подавать жалобу в Роспотребнадзорhttp://rospotrebnadzor.ru/, иск в суд. В том числе можно требовать возмещение морального вреда.

0
0
0
0
Похожие вопросы
Исполнительное производство
Прошу ответить, правомерен ли отказ в возбуждении исполнительного производства и каковы должны быть дальнейшие действия для взыскания долга
Подал заявление на взыскание долга по договору займа в ФССП. Получил отказ. Договор и ответ прикладываю в приложении. Прошу ответить, правомерен ли отказ в возбуждении исполнительного производства и каковы должны быть дальнейшие действия для взыскания долга.
, вопрос №4776340, Алексей, г. Москва
1400 ₽
Вопрос решен
Защита прав потребителей
Каковы перспективы выиграть суд для возврат средств?
Добрый день. Прошу помочь консультацией по следующему кейсу. Пополнил баланс в интернет-магазине двумя платежами. С баланса можно совершать последующие покупки. В чеках операция фигурирует как внесение аванса. Спустя около двух недель деньги потребовались для финансовой помощи брату. Я запросил возврат в личном кабинете на ту же карту, с которой платил (кнопка возврата у операции внесения). Однако возврат отклонили, менеджер магазина по электронной почте сообщил, что возврат возможен только по письменному заявлению с паспортом в офисе. Но я сам сейчас не в городе и не могу лично присутствовать в офисе. При этом на сайте интернет-магазина прямо написано, что при дистанционном пополнении баланса возврат совершается через личный кабинет. Я направил в магазин письменную претензию заказным письмом на юридический адрес с требованием возврата, но адресат не забрал письмо. Оно вернулось ко мне спустя больше месяца. Может ли интернет-магазина требовать личного присутствия для возврата средств? Законно ли такое требование? Каковы перспективы выиграть суд для возврат средств? Заранее благодарю за внимание.
, вопрос №4776153, Саркис, г. Москва
Исполнительное производство
Правомерно ли со стороны судебных приставов описывать имущество в квартире, в которой он не проживает и не прописан
Правомерно ли со стороны судебных приставов описывать имущество в квартире, в которой он не проживает и не прописан.
, вопрос №4775881, Светлана, г. Москва
Административное право
Правомерны ли действия банка в таком случае?
Здравствуйте. Подскажите пожалуйста. Банк требует оплаты какого то долга двадцатилетней давности, в кредитной истории никакой информации об этом банке и долге нет. Правомерны ли действия банка в таком случае?
, вопрос №4775736, Наталья, г. Волгоград
Уголовное право
Правомерно ли не выдают приговор?
Здравствуйте! Мой жених осужден по уголовному делу, приговор был вынесен 10.11.2025г, но по сегодняшний день (29.11.2025) не была выдана копия приговора из суда ни ему, ни адвокату. Правомерно ли не выдают приговор? Уже направлена жалоба на задержку приговора 20.11.2025, но ситуация не изменилась по сей день.
, вопрос №4775491, Дарья, г. Ростов-на-Дону
Дата обновления страницы 18.02.2019