Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Возврат предоплаты за тренинг
Возникла следующая ситуация. Я организовывал тренинг, политика возврата есть на сайте. Одна участница внесла предоплату, не оплатила полную сумму и пришла на тренинг, опоздав на 2 часа. Пробыв один час на тренинге, она потребовала возврат, сказав, что тренинг не соответствует ее ожиданиям. Имею ли я право не возвращать деньги? Согласно политике на сайте предоплата явлется невозвратной.
С уважением,
Сергей
Здравствуйте, Сергей.
Если вы занимаетесь предпринимательской деятельностью, то требования законны за минусом понесенных Вами расходов по первому посещенному ею тренингу.
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1
(ред. от 18.03.2019)
«О защите прав потребителей»
Статья 32. Право потребителя на отказ от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг)
Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
Если претензия оформлена письменно, то лучше верните ей средства за вычетом Ваших фактически понесенных и документально подтвержденных расходов.
В противном случае с Вас могут взыскать оплату и штраф 50%, плюс моральный вред и судебные расходы.
Даже если Вы не зарегистрированы в качестве ИП или организации, но Ваша деятельность является предпринимательской, направленной на извлечение прибыли, то к Вам применим Закон о защите прав потребителей, согласно которого условия, ущемляющие права потребителя ничтожны, это я про условия о невозвратности предоплаты.
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1(ред. от 18.03.2019)«О защите прав потребителей»
Статья 16. Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя
1. Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
С уважением! Г.А. Кураев
Здравствуйте, Сергей.
Если говорить о возврате средств — то по общему правилу она возможна независимо от того, что указано в договоре (или на сайте). И Вы обязаны вернуть деньги, удержал только фактически понесённые расходы.
В соответствии со ст. 32 Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1
потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуг в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
Но нужно также учитывать обстоятельства Вашей ситуации. Вы пишите:
пришла на тренинг, опоздав на 2 часа. Пробыв один час на тренинге, она потребовала возврат, сказав, что тренинг не соответствует ее ожиданиям.
Это где-то фиксировалось — что она опоздала?
Что конкретно её не устроило — она озвучивала? Тренинг соответствует информации представленной о нём?
Она претензию подала или заявила требования устно?
Если у Вас тренинг разовый, а не курс, то считаю, что в таком случае просто так деньги она вернуть не сможет — так как с Вашей стороны услуга оказана, и она данной услугой воспользовалась.
Поэтому нужно в первую очередь отбивать её требования о несоответствии курса «ожиданиям».
Если действительно описание тренинга не совпадало с фактическим его содержанием — то её требования могут признать обоснованными.
Если же описание полное и не вводит в заблуждение — то тут оснований возврата нет.
Здравствуйте
Ну политика ваша незаконна — и по гк ст 782 и по закону о защите прав потребителей- СТ 32 — отказаться от услуг можно всегда, оплатив только фактические расходы.
Такое ущемление прав потребителя прямо запрещено ст 16 закона.
Статья 16. Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя
1. Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
Другое дело, что она пришла уже на тренинг- то есть услугу получила. Теперь она может ставить вопрос только о качестве услуг либо не предоставлении полной информации об услугах — и требовать возврат средств по ст 29- качество, или ст 10 и 12- информация. Что она пишет в претензии?
Имею ли я право не возвращать деньги? Согласно политике на сайте предоплата явлется невозвратной.
Сергей
Сергей, добрый день! Ни политика сайта ни договор не может противоречить закону. Закон же в свою очередь в частности ст. 32 Закона о защите прав потребителей говорит о безусловном праве потребителя отказаться от договора при условии оплаты фактических расходов исполнителя на исполнение договора. Соответственно оставить денежные средства Вы можете только в части, относящейся к Вашим фактическим расходам на исполнение данного договора, размер и состав таких расходов необходимо будет доказать если спор дойдет до суда
Пробыв один час на тренинге, она потребовала возврат, сказав, что тренинг не соответствует ее ожиданиям. Имею ли я право не возвращать деньги? Согласно политике на сайте предоплата явлется невозвратной.Сергей
Здравствуйте. По общему правилу, изложенному в ст. 32 Закона «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 N 2300-1
потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуг в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
В Вашем случае надо смотреть, какова причина того, что человек отказался от участия в тренинге. То есть говорит он о некачественной услуге или просто отказывается без объяснения причин. Если просто его что-то не устраивает, то это не основание. Поскольку тренинг уже начался, по существу услуга уже начала оказываться.
Однако то, что Вы указываете на сайте о невозвратности предоплаты неверно, поскольку это противоречит закону — Вы не можете включать в договор условия, которые ухудшают положение потребителя по сравнению с предоставленными ему правами по закону.
Здравствуйте, Сергей!
По общему правилу, у Заказчика в силу положений ГК РФ и Закона РФ «О защите прав потребителей» предусмотрено право на односторонний отказ от договора.
Статья 32. Право потребителя на отказ от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг)
Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
Соответственно, клиент правомерно требует вернуть ему деньги с учетом того, что оплата производилась за несколько занятий, а посетил клиент только одно.
Таким образом, если Вам направлена письменная претензия и указано требование вернуть деньги именно на основании ст. 32 Закона РФ «О защите прав потребителей», Вы можете произвести возврат с удержанием стоимости одного занятия как фактически понесенные расходы. Также, рекомендую дать клиенту письменный ответ с обозначением Ваших фактически понесенных расходов на данное занятие в соответствии со ст. 32 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Сергей, если у Вас есть в наличии претензия клиента с его требованиями, то можете прикрепить его к вопросу для изучения и предоставления Вам дополнительных ответов по Вашей проблеме.
Геннадий, спасибо! А влияет ли тот факт, что услуга уже начала оказываться, несмотря на то, что была предоплата, а не оплата?
Я Вам указал, что оплату за первое занятие можете вычесть