Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Сразу подавать исковое в суд или ответить им на их ответ?
Здравствуйте. Через турагента приобрела пакетный тур в Италию с вылетом 25.04. Подала туроператору через турагента досдебную претензию 03.03 с требованием возмещения всей суммы и расторжения договора. 11.03 турагент (в переписке в ватсап с бизнес-аккаунта) подтвердил аннулирование тура и возврат без удержания, сообщил, что ждут возврата денег от туроператора. 22.04 (когда все сроки ответа на претензию уже прошли) туроператор через турагентство передало по почте ответ на мою претензию, с предложением перебронировать тур по актуальной цене (теперь она сильно выше из-за разницы курса, близости к лету и т.р.) или перенести тур на другую дату/направление (с доплатой) или сохранить на депозите. Ссылаются на форс-мажор (хотя форс-мажором не является режим угрозы жизни и здоровья, в ГК прописано "если иное не установлено...", а иное как раз установлено в 14 статье 132 фз) и право туроператора требовать изменения условий договора. Когда я заключала договор, я исходила из определенной цены тура и определенных сроков поездки (отпуска у нас фиксированные). Как теперь поступить, на предложения туроператора я не согласна (мне нужны деньги, а не депозит когда-нибудь). Сразу подавать исковое в суд или ответить им на их ответ? И каковы мои шансы в суде (если они как бы альтернативу предложили, хотя сильно не выгодную для меня)?
г.Москва (Люберцы в подписи отображаются ошибочно)
Елизавета, здравствуйте.
Полагаю, что в сложившейся ситуации вам необходимо направить официально (заказным письмом) письменную обоснованную претензию (своеобразный ответ на отказ) на имя руководителя фирмы (туроператора), с которой был заключен договор, о возврате денег (если вы не желаете переоформления тура). Следует сослаться на нормы закона, на договор, а также указать свои фио, адрес, реквизиты счета, карты и т.п.
Законом «О защите прав потребителей» установлен 10-дневнй срок для удовлетворения требования (претензии и т.п.), в том числе о возврате денег.
Считаю, что в сложившейся ныне ситуации не имеется оснований для освобождения туроператора от выполнения обязательств по договору и отказа вам в возврате денег, даже со ссылками на обстоятельства «непреодолимой силы», которые упоминаются в ч. 3 ст. 401 ГК РФ. Признание распространения новой коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы не может быть универсальным для всех категорий должников, видов их деятельности, условий ее осуществления и т.п., что подтверждено в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1 (раздел 2, вопрос 7), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20.04.2020 г.
Если по истечении десяти дней и более вы не получите удовлетворения своего заявления о возврате денег, необходимо в соответствии со ст. 3, 131, 132 и др. ГПК РФ предъявить в суд иск к фирме-туроператору и на основании ст. 15, 32 и др. Закона РФ «О защите прав потребителей» и норм ГК РФ и потребовать взыскать (возвратить) не только все все уплаченные деньги, но и взыскать неустойку (пеню) и компенсацию морального вреда.
Надеюсь, что если не по претензии, то через суд у вас все получится (хотя и не быстро). Шансы на возврат денег у вас имеются. Нынешняя ситуация (эпидемия коронавируса и др.) не является обстоятельством, освобождающим такие фирмы от ответственности перед клиентами и от возврата денег.
. С наилучшими пожеланиями, Воробьев Н.И., к.ю.н.
Елизавета, доброго времени суток!
Сразу подавать исковое в суд или ответить им на их ответ? И каковы мои шансы в суде (если они как бы альтернативу предложили, хотя сильно не выгодную для меня)?
Елизавета
Я бы Вам предложил сперва ответить им, указав, что в случае не возврата денежных средств Вы обратитесь в суд, где на них дополнительно будет возложен 50% штраф в порядке части 6 статьи 13 Закона РФ № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Если Вам в течение 10 дней деньги не вернут на карту, тогда уже имеет смысл идти в суд и требовать всех компенсаций.
Относительно шансов — деньги точно вернут, а вот по неустойкам могут существенно уменьшить из-за сложившейся ситуации. Пока судебной практики нет, будет видно как только режим самоизоляции закончится.
Вопрос еще может ли туроператор за 3 дня до начала поездки в принципе предлагать изменение договора (при том, что срок ответа на мою первую претензию был до 14.03) в то время, когда заявку тур он аннулировал 04.03 как получил претензию от турагента? Сначала они мне пообещали (правда, официального ответа нет, только переписка с турагентом в чате, возможно, запись телефонного разговора сохранилась) возврат, а теперь пятками назад пошли…
Предлагать они могут все что угодно. Отвечать или не отвечать на их предложения — это не так важно.
Аннулировал, не аннулировал, что это значит? Отталкиваться надо от фактов и положений закона. Главное в том, что вы подали заявление 3.03 об отказе от тура, от договора, на что имели право согласно ст. 32 Закона РФ «О защите прав потребителей». И ваше заявление должно быть удовлетворено. Но фактически не удовлетворено.
Поэтому повторная претензия — это и будет ваш ответ на их предложения. Одновременно вы можете уже сейчас направлять иск в суд в соответствии со ст. 3, 131 и др. ГПК РФ.
С наилучшими пожеланиями, Воробьев Н.И., к.ю.н.