Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Задача по предмету
ООО «Регионгаз» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения УФАС РФ и выданного им предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. АО «ГАЗ» обратилось в УФАС РФ с жалобой на отказ со стороны «Регионгаз» заключить с АО «ГАЗ» договор поставки газа на условиях, предложенных АО «ГАЗ». ООО «Регионгаз» отказалось заключать договор с АО «ГАЗ», но одновременно с отказом предложило иные условия поставки газа, в объеме необходимом АО «ГАЗ2 и технологические потери в сетях. Принимая решение УФАС РФ исходили из того, что ООО «Регионгаз» включено в реестр хозяйствующих субъектов занимающих долю на рынке оптовой поставки газа с долей 37%.При этом доля в 51% в капителе «Регионгаз» принадлежит ООО «Межрегионгаз», в уставном капитале которого доля ПАО «ГАЗПРОМ» составляет 100%. На основании этого УФАС РФ выдало предостережение, в котором содержалось требование к ООО «Зегионгаз» прекратить нарушение, выразившееся в отказе заключить договор и понуждении заключить договор с АО «ГАЗ» на условиях предложенных АО. Рассмотрите ситуацию и сделайте по ней обоснованные выводы со ссылками на законодательство.
Здравствуйте, Надежда.
Из условий задачи следует, что ООО «Регионгаз» (далее – ООО) обжалует предписание УФАС РФ о понуждении заключить договор с АО «ГАЗ» на условиях, предложенных АО.
Полагаю, что требование ООО является обоснованным в связи со следующим.
В данном случае антимонопольный орган вмешался в гражданско-правовой спор между ООО и АО, выйдя за пределы установленных законом полномочий.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда РФ, изложенной в абзаце четвертом п. 47 Постановления Пленума ВС РФ от 04.03.2021 №2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» в предписании антимонопольного органа, выданном по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, допустимо указание о применении мер, обязывающих хозяйствующего субъекта или иное лицо изменить свое поведение на товарном рынке, в том числе поведение по отношению к иным участникам рынка. Например, в случае злоупотребления хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением в форме установления монопольно высоких цен в предписании антимонопольного органа может быть указано на неприменение в целом таких цен в отношении контрагентов (потребителей).
Прекращая выявленное нарушение, антимонопольный орган во всяком случае не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры хозяйствующих субъектов. В частности, он не полномочен защищать субъективные гражданские права потерпевшего от такого нарушения путем вынесения предписания нарушителю об уплате контрагенту задолженности в определенном размере, об обязанности возместить понесенные убытки.
Предписание УФАС о понуждении заключить договор с АО на условиях, предложенных АО, является фактически решением гражданско-правового спора между ООО и АО, подменяет собой решение суда, что недопустимо.
При этом следует отметить, что в силу Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» заключение договора поставки газа является обязательным. Поэтому АО имело право в порядке ст. 445 ГК РФ при отклонении протокола разногласий ООО передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В силу ст.446 ГК РФ условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
ООО занимает доминирующее положение в силу ст.5 Федерального закона «О защите конкуренции. Обществу в силу ст. 10 указанного закона запрещено навязывать условия договора, невыгодные для АО или не относящиеся к предмету договора. УФАС имеет право обязать ООО исключить такие условия из своего договора, но никак не требовать внесения конкретных условий, предложенных стороной договора.