Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Есть ли шансы отстоять свое фирменное наименование?
У нас организация имеет наименование ООО "***-консалтинг", существует с 2003 года. Получили претензию от компании АО "***" (имеющую такое же наименование, но без "консалтинг"), они зарегистрированы в 2000 году, также они имеют зарегистрированный товарный знак такой ***. Нас заставляют переименовываться, иначе будут обращаться в суд. Основной вид деятельности у нас один и тот же - разработка программного обеспечения. но реальной конкуренции никогда не было. Есть ли шансы отстоять свое фирменное наименование?
Добрый день, Елена!
Фирменное наименование юридического лица (далее — ЮЛ) является средством его индивидуализации и защищается исключительным правом. В силу статьи 1473 ГК РФ юридическое лицо имеет право на фирменное наименование, которое подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ) и охраняется законом. Фирменное наименование ЮЛ должно содержать указание на его организационно-правовую форму (ОПФ) и собственнонаименование юридического лица (п. 2 ст. 1473 ГК РФ). Пунктом 3 ст. 1474 ГК РФ определено, что не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго ЮЛ было включено в ЕГРЮЛ ранее, чем фирменное наименование первого ЮЛ.
Товарный знак — это обозначение, служащее для индивидуализации товаров, работ или услуг юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ст. 1477 ГК РФ). Исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых он зарегистрирован (ст. 1484 ГК РФ).
При этом, ответственность за незаконное использование фирменного наименования и товарного знака весьма различная, поэтому необходимо точно знать какую именно претензию выставляет вам контрагент.
Если все — таки: прекращение использования фирменного наименования, то необходимо определиться с тождественностью и сходством до степени смешения.
Фирменное наименование (ФН) будет считается тождественным с другим фирменным наименованием, если оно совпадает с ним во всех элементах.Следовательно, сравниваемые наименования признаются тождественными, если они полностью совпадают, т.е. являются одинаковыми. (в Вашем случае разные ОПФ и есть дополнительное слово «консалтинг»), то есть тождественным уже не является.
Сложнее со сходством до степени смешения, так ФН будет считаться сходным до степени смешения с другим ФН, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
Оценка сходства ФН будет производиться на основе общего впечатления, формирование которого может
происходить под воздействием любых особенностей обозначений, в том числе доминирующих
словесных элементов, зрительного и/или слухового восприятия и т.д.
(Прим. — поскольку закон не содержит определений тождества и сходства до степени смешения в отношении ФН, мною применены данные определения по аналогии с товарным знаком, изложенные в Методических рекомендациях по проверке заявленных обозначений на тождество и сходство, утвержденных Приказом Роспатента от 31.12.2009 № 197)
Таким образом, перед решением вопроса о возможности/невозможности вступления в судебный спор для сохранения Вашего ФН, Вам необходимо полностью проанализировать Ваше ФН и ФН контрагента, выставившего претензию, с учетом вашей деятельности и его, на предмет схожести до степени смешения, рассмотреть вопрос, например, о добавлении еще каких то видов деятельности, может быть у вас разные способы и/или осуществления действующей деятельности, и т.д.
Надеюсь мой ответ помог Вам! С уважением, юрист Светлана Выприцкая.