Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Имели они на это право и мог ли муниципалитет передавать им субсидию?
Добрый день. Из бюджета Московской области муниципальному образованию предоставлена субсидия на проведение првоочередных мероприятий по восстановлению инфраструктуры военных городков, переданных в собственность муниципалитету. Муниципалитет выше указанную субсидию довел до автономного учреждения. В соответствии с порядком предоставления субсидии из бюджета Московской области субсидия может расходоваться на оплату муниципальных контрактов, заключенных в соответствии с 44-ФЗ. Автономное учреждение осуществляло заключение контрактов в рамках 44-ФЗ. Имели они на это право и мог ли муниципалитет передавать им субсидию?
Здравствуйте, Людмила!
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона «Об автономных учреждениях» от 03.11.2006 N 174-ФЗ,
Автономное учреждение является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности… .
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 4 Федерального закона «Об автономных учреждениях» от 03.11.2006 N 174-ФЗ,
1. Основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано.
2. Государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности.
Таким образом, для того, чтобы понять, может ли автономное учреждение выполнять те или иные виды работ для муниципального заказчика, сначала необходимо выяснить, соответствует ли муниципальный заказ основной деятельности автономного учреждения, заявленной в уставе. Если соответствует, то тогда, для ответа на Ваш вопрос необходимо обратиться к статье 31 «Требования к участникам закупки» Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ. Пункты 1 и 2 указанной статьи 31 устанавливают ряд требований к участникам закупочной деятельности. Сразу следует отметить, что ограничений по форме организаций, намеревающихся участвовать в закупках, данная статья не устанавливает — речь идет о единых требованиях ко всем видам организаций.
В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ,
Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Кроме того, в соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона N 44-ФЗ,
участником закупки может являться любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением офшорных компаний.
Иными словами, тот факт, что организация является автономным учреждением, не может рассматриваться в качестве фактора, ограничивающего её участие в закупках в качестве подрядчика.
Основными требованиями, согласно пунктам 1 и 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ являются:
в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии);
непроведение ликвидации участника закупки — юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки — юридического лица или предпринимателя несостоятельным (банкротом
неприостановление деятельности участника закупки на дату подачи заявки на участие в закупке
отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты РФ,
отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов (под конфликтом интересов подразумевается не факт создания учреждения муниципальным органом, а случаи, при которых руководитель заказчика (член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий) состоят в браке с физическими лицами, являющимися… руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц — участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, — участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц.
Это основные требования. С полным переченем Вы можете ознакомиться сами по следующей ссылке на статью 31 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/be7f337d9b35705ac035531878c8d15c2b09b36d/
Таким образом, при соблюдении всех вышеуказанных требований, муниципальный орган вправе заключать с автономным учреждением контракт в рамках Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ даже при том условии, что заказчиком является муниципальный орган, осуществляющий в отношении такого учреждения функции и полномочия учредителя. Данная позиция выражена также в Письме Минэкономразвития России от 17.06.2016 № Д28и-1575, и хотя оно выражает мнение относительно возможности участвовать в закупках по 44-ФЗ бюджетных учреждений, ровно та же аргументация может быть применена и к учреждениям автономным.
Автономные учреждения не являются муниципальными бюджетными учреждениями, по причине чего указанное Вами Постановление Правительства Москвы на них не распространяется. Действовать в режиме 223-ФЗ автономные учреждения право имеют, в отличие от бюджетных учреждений, но передавать им право на распоряжение выделенными в адрес муниципалитетов целевыми субсидиями на мой взгляд, неправомерно. Кроме того, согласно пункту 1 статьи 139 Бюджетного кодекса РФ,
При этом, в соответствии с пунктом 1 статьи 86 БК РФ, расходные обязательства муниципального образования возникают в результате:
Как видите сами, список не позволяет отнести к расходным обязательствам муниципального образования передачу права на реализацию субсидии АНО. Пункт 2 статьи 78.1 БК РФ предусматривает адресные субсидии непосредственно этим организациям. И подтверждением этого тезиса может послужить пункт 3 ст. 78.1 БК РФ, который гласит, что
Таким образом, очевидно, что с организацией должен быть заключен договор о предоставлении субсидий, в котором должны быть прописаны определенные обязательства, которые принимает на себя данная организация как получатель бюджетных средст. Нельзя просто передать АНО субсидии, полученные другим лицом.
Как правило, средства для субсидирования НКО могут быть выделены некоммерческим организациям лишь на конкурсной основе. Местные органы власти, ставящие перед собой достижение тех или иных социально значимых целей, должны осущесвлять отбор НКО, шансы которых справиться с поставленными задачами наиболее высоки. Информация о грядущем конкурсном отборе должна быть размещена на официальном сайте государственного органа. Согласно требованиям методических рекомендаций, утвержденных Минэкономразвития РФ письмом № 35706-ОФ/Д01 от 12.12.2017г., преимуществом при участии в конкурсе на получение субсидии будут обладать некоммерческие организации, занимающиеся разработкой социально приоритетных направлений.