8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
600 ₽
Вопрос решен

Как избежать подобных ситуаций?

Добрый день! У меня вопрос по поводу авторского права. Я — UX/UI дизайнер, ранее работала в студии и занималась коммерческими проектами для крупных брендов. Как я могу безопасно демонстрировать своё портфолио потенциальным заказчикам, не нарушая условий NDA? И вообще, имею ли я право показывать результаты своего интеллектуального труда? Требуется ли какое-то разрешение, соглашение со стороны заказчика на публикацию работы в портфолио?

У моего коллеги был недавно неприятный случай, когда он опубликовал статью и прикрепил скриншоты существующего интерфейса. Компания пригрозила ему иском. Как избежать подобных ситуаций?

Показать полностью
Уточнение от клиента
Дополнительное соглашение, которое подписывала при трудоустройстве
, Клиент, г. Краснодар
Георгий Габолаев
Георгий Габолаев
Юридическая компания "Группа-А", г. Москва

Добрый день! В сфере UX/UI дизайна вопрос авторского права и условий NDA действительно важен. Вот несколько рекомендаций, как вы можете демонстрировать своё портфолио, не нарушая соглашения и не ставя под угрозу свою работу:

Проверка NDA и контрактов: Начните с изучения соглашений, которые вы подписывали с работодателем или заказчиком. NDA (Соглашение о неразглашении) или договор о выполнении работ могут содержать ограничения на демонстрацию результатов работы. Иногда такие соглашения прямо запрещают использование материалов в портфолио без письменного разрешения.
Запрос разрешения: Если NDA или контракт не предусматривают автоматического права на публикацию, попробуйте запросить разрешение у заказчика. В идеале, получить письменное согласие (например, по электронной почте), где клиент разрешает вам использовать материалы для демонстрации.
Скрытие коммерческих данных и конфиденциальной информации: Если демонстрация работы крайне необходима и нет возможности запросить разрешение, вы можете убрать из работы любую конфиденциальную информацию. Это могут быть логотипы, фирменные цвета, данные пользователей, внутренняя структура компании и уникальные элементы интерфейса. Подобные материалы можно заменить на нейтральные элементы, так чтобы функциональные идеи были понятны, но брендовые данные оставались скрытыми.
Создание обобщённых макетов: Если работа была проведена для конкретного проекта с уникальным интерфейсом, сделайте обобщенный макет, показывающий только вашу методологию и навыки. Вы можете продемонстрировать общий подход к UX/UI и навыки без показа конкретных экранов или элементов.
Показ портфолио в ограниченном доступе: Если есть возможность, показывайте своё портфолио только в приватных встречах, таких как собеседования или закрытые презентации. Это сократит риск и поможет избежать прямой публикации в интернете.
Добавление авторства или заслуг: В некоторых случаях можно договориться с клиентом на том, что вы будете упоминать проект в резюме или портфолио без подробных визуалов, просто обозначив вашу роль и работу в общем виде.
Примерный шаблон запроса:

«Я бы хотел получить ваше разрешение на добавление части проекта в своё портфолио. Готов убрать или изменить любые чувствительные данные и разместить только общую визуализацию функционала. Готов согласовать все детали с вами.»
Избегать неприятных ситуаций, как у вашего коллеги, можно, ограничивая доступ к портфолио и корректно запрашивая разрешение.

1
0
1
0
Михаил Петров
Михаил Петров
Юрист, г. Саратов
рейтинг 9.8

Добрый день.

И вообще, имею ли я право показывать результаты своего интеллектуального труда? Требуется ли какое-то разрешение, соглашение со стороны заказчика на публикацию работы в портфолио?

Тут нужно понимать, кому именно принадлежат исключительные права на данные результаты — Вам или Вашему работодателю.

В том случае, если результаты получены в результате выполнения работ по трудовому договору — то исключительное право на данные результаты принадлежат работодателю.

В силу ст. 1295 ГК РФ

2. Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или гражданско-правовым договором между работодателем и автором не предусмотрено иное.

Поэтому тут нужно смотреть условия договора по которому Вы работали и каким образом, им определена передача исключительных прав на результат Вашей интеллектуальной деятельности.

Представленное Вами соглашение об NDA к Вашему вопросу не имеет никакого отношения.

В том случае, если исключительные права принадлежат работодателю, то у Вас нет права на демонстрацию Ваших работ третьим лицам.

В силу ст. 1270 ГК РФ 

2. Использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности:
3) публичный показ произведения, то есть любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения 

И реализовать данное право может его правообладатель — лицо, которому принадлежат исключительные права на произведения.

В том случае, если по условиям Вашего трудового договора (иного договора на основании которого Вы осуществляли данную деятельность) — исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности переходят к Вам — то Вы не ограничены в праве свободно распоряжаться ими, включая демонстрацию их иным лицам.

Согласие на это Вашего работодателя в таком случае не требуется.

Соглашение об NDA Вас в этом не ограничивает. 

1
0
1
0
Дополнительное соглашение, которое подписывала при трудоустройстве

 Данное соглашение вызывает массу вопросов по его легитимности.

Вопросы конфиденциальности информации регулируется ФЗ «О коммерческой тайне», согласно которому далеко не всякая информация может носить конфиденциальный характер и подлежать правовой охране, даже при наличии заключенного договора и включение в него условий о неразглашениии.

Целям правовой охраны сведений, составляющих КТ является введение в организации соответствующего режима ее охраны.

В силу ст. 10 ФЗ «О коммерческой тайне»

1. Меры по охране конфиденциальности информации, принимаемые ее обладателем, должны включать в себя:
1) определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;
2) ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;
3) учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;
4) регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;
5) нанесение на материальные носители, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, или включение в состав реквизитов документов, содержащих такую информацию, грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя такой информации (для юридических лиц — полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей — фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).

Только одновременное введение указанных мер предполагает возможным в случае нарушение требований о правовой охране КТ говорить о перспективе ответственности.

Только после установления указанных мер режим коммерческой тайны считается установленным.

Сделанная законодательная оговорка и предопределила все последующие выводы судов о том, что в спорной ситуации режим коммерческой тайны не может считаться установленным при несоблюдении всех мер указанных в ст. 10 Закона. 

Таким образом, до Вас обязаны довести указанные перечни, ознакомить под роспись с порядком работы с ними.

Основано это на том, что информация, которую работодатель считает коммерческой тайной, должна быть соответствующим образом идентифицирована, и к ее охране должны быть предприняты соответствующие меры.

Неисполнение данного требования на практике предполагает возможным освобождение работника от ответственности.

Из сказанного следует, что Вас обязаны включить в перечень лиц, которым обеспечивается доступ к КТ.

С указанным перечнем Вас обязаны ознакомить под роспись.

До включения в указанный перечень в отношении Вас обязаны провести обучение порядку работы с КТ.

Неисполнение данных требований, также исключает за собой перспективу Вашей ответственности за разглашение сведений составляющих КТ.

Таким образом, говорить о перспективе Вашей ответственности можно в следующих случаях:

1. В организации введен режим КТ

— приняты приказы определяющий перечень сведений содержащий КТ

— на материальные носители нанесен гриф «КТ»

— определен перечень сотрудников, имеющих допуск к КТ

— проведен инструктаж по работе с КТ

— работники ознакомлены с документами, определяющими порядок работы с КТ

2. Вы включены в перечень лиц, работающих с КТ

3. В отношении Вас соблюден порядок передачи, сведений относящихся к КТ и созданы условия, исключающие возможность их случайной утраты или разглашения.

На самом договоре должен быть поставлен не только гриф «Коммерческая тайна», но и он должен быть внесен в реестр документов, содержащих сведения, составляющих коммерческую тайну.

Более того, в отношении указанных документов могут быть установлены или общие или специальные требования работы с ними.

Если в отношении определенных документов данные действия не произведены — то Ваш договор, как уже сказал ничего не значит, а допущенные в нем оговорки — не влекут за собой никаких неблагоприятных последствий.

0
0
0
0
Дата обновления страницы 18.11.2024