Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Как сделать дорогу муниципальной?
Здравствуйте! Я купила участок земли ЛПХ, который был образован из разделения одного большого участка на малые. Дорогу между вновь образованными участками продавец оставил за собой (ВРИ остался ЛПХ, а фактически дорога), впоследствии планирует сделать дорогу платной. Как сделать дорогу муниципальной?
Заранее благодарна,
Здравствуйте, Елена.
Это довольно распространенная ситуация на новых образуемых участках в целях его раздела на маленькие и последующей продаже гражданам.
Владелец большого участка видимо планирует извлекать прибыль из участков, которые служат проездами.
Муниципалитет в интересах неопределенного круга лиц может установить публичный сервитут в соответствии со статьей 23 Земельного кодекса РФ.
Но, должны быть выявлены именно интересы неопределенного круга лиц.
Если в Вашем случае нет нарушения прав неопределенного круга лиц на проезд (проход) через земли владельца участка, являющегося проездом, то Вы сами можете обратиться в суд с иском об установлении платного сервитута в соответствии со статьец 274 Гражданского кодекса РФ.
При этом, на практике, не такое уж и выгодное это вложение средств для владельца проездов, так как проезды (дороги) необходимо содержать, в том и в зимний период.
Здравствуйте, Елена,
Как сделать дорогу муниципальной?
Если собственник против этого — то никак. Земельный участок — это его собственность
А право частной собственности охраняется законом, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им (ст. 35 Конституции РФ).
www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/2b3cdfcf41099657639e96a77b00849cacec38ca/
При этом, следует учитывать, что частные автомобильные дороги предусмотрены законодательством.
В соответствии с п. п. 1 и 12 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»:
1. Автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:
1) автомобильные дороги федерального значения;
2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;
3) автомобильные дороги местного значения;
4) частные автомобильные дороги.
12. К частным автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности физических или юридических лиц, не оборудованные устройствами, ограничивающими проезд транспортных средств неограниченного круга лиц. Иные частные автомобильные дороги относятся к частным автомобильным дорогам необщего пользования.
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72386/80895977dd531939f3c1d5b4e9f3abc41f78dd99/
(ВРИ остался ЛПХ, а фактически дорога)
Такая дорога считается самовольно построенной.
Собственнику следует изменить ВРИ участка, произвести проектирование и строительство дороги в соответствии с требованиями ст. 16 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ:
www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72386/af351949b63a52badf393c5f1e5fd1877f16c737/
Только после этого — должного оформления в собственность именно дороги — собственник сможет использовать ее на законном основании (в том числе взимать плату за проезд).
Все эти процедуры достаточно затратны по времени — поэтому получение платы за проезд по такой самовольно построенной дороге в настоящее время — незаконно.
Теоретически, местная администрация может изъять этот з/участок для муниципальных нужд — предположим, для размещения объекта местного значения (строительства муниципальной дороги).
ЗК РФ Статья 56.3. Условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд
1. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены:
1) утвержденными документами территориального планирования (за исключением объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, которые в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не подлежат отображению в документах территориального планирования);
2) утвержденными проектами планировки территории.
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33773/ce84a87dc1e7b39b770f22b8bfd0c5899ff8ba9d/
Таким образом, прежде всего — в документах территориального планирования или проекте планировки территории должна быть предусмотрен такой объект местного значения — как дорога.
Вам следует уточнить этот вопрос в администрации — предусмотрена ли дорога в указанных документах по планированию. Если да — намеревается ли администрация изымать этот з/участок у собственника.
Если намеревается — то эта самовольно построенная дорога после изъятия з/участка для муниципальных нужд вполне может стать муниципальной.
Здравствуйте!
Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, включая земельные участки и осуществляются им свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. (стт.209 ГК РФ).
То-есть, для передачи земельного участка на котором планируется дорога нужно согласие собственника
Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, уазаннывм в ст.49 ЗК РФ, более подробно по ссылке https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33773/a2d44013e12a0ad5697ee11f08686b38a6587ed8/
Вот разъяснения Верховного Суда по размеру платы за сервитут
При этом, ограничить Вам доступ к Вашему участку владелец проезда не вправе.
Это может быть признано самоуправством.
Потребуется детальная помощь в решении проблемы, можете обратиться ко мне в чат личных сообщений.
С уважением! эксперт сайта Г.А. Кураев
И обращаю Ваше внимание, что сервитут устанавливается при условии, что отсутствуют иные варианты проезда к Вашему участку