Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Был выставлен мне конский счет на оплату за небольшую вмятину и сломанную пластмассу и чтобы деньги были
Здравствуйте, арендовал машину в Делимобиле, при выезде с парковочного места задел задним бампером бетонную постройку, при этом постройка не пострадала. Сделал фото повреждений отправил их в каршеринг, надеялся обоюдно возместить им ущерб. Но сегодня приходит от них ответ. Был выставлен мне конский счет на оплату за небольшую вмятину и сломанную пластмассу и чтобы деньги были сегодня до 20:00 либо сообщат в полицию, что я скрылся с места ДТП, и я буду лишен прав, какие мои действия? Никто меня на экспертизу по оценке ущерба не приглашал, это так к слову
Авария — это всегда неприятно, но если она произошла на арендованном автомобиле, у водителя двойные проблемы. Неправильное оформление ДТП грозит оплатой всех убытков, предупреждают эксперты. Штраф положен и виновнику столкновения, ему придется возместить оператору каршеринга не только затраты на ремонт, но и упущенную выгоду. С дополнительными проблемами клиент столкнется, если «посадит за руль» своего друга. Юристы поделились советами, как обезопасить себя, беря машину в краткосрочную аренду.
Попал в ДТП: что делать?
При любом ДТП порядок действий идентичен говорит Алена Зеленовская, руководитель практики уголовного и административного права АМУЛЕКС. Закон не делает исключений для арендованных машин. Нужно остановиться, включить «аварийку», выставить знак аварийной остановки и позвонить в ГИБДД. Главным отличием, по словам Татьяны Мацуковой из ЮК «Генезис», будет то, что о случившемся нужно оповестить и арендодателя. В некоторых договорах прописано, что сделать это нужно немедленно, при первой возможности. Сообщить о ДТП можно как через приложение, так и по номеру телефона. А заодно узнать, можно ли составить европротокол. То есть самим оформить ДТП без вызова полицейских. Многие компании не позволяют пользоваться упрощенной схемой. У оператора нужно уточнить и список необходимых документов, и сроки их предоставления компании.
Что обычно просят предоставить компании:
протокол об административном нарушении;
постановление или определение о ДТП;
полис ОСАГО;
заявление о страховом случае.
Обязательно нужно сделать как можно больше фото и видео с места ДТП. Это может пригодиться в будущем. После составления протокола необходимо снова позвонить диспетчеру каршеринговой компании, сообщив о завершении формальных процедур. Михаил Чернокозов, юрист отдела судебной практики ЮФ Солнцев и партнеры предупреждает, что «на слово» верить операторам нельзя. Лучше все условия узнать в договоре. Он делится случаем из практики компании:
Водитель не справился с управлением и съехал с дороги на арендованной машине. Сразу позвонил оператору каршеринга, тот сказал, что с места ДТП после оформления можно уезжать, никакие бумаги привозить не нужно. Спустя время клиент узнал, что на него подари в суд и согласно договору из-за непредставления документов компании ответственность за причиненный машине ущерб ложится на плечи водителя. Фактически автолюбителя в заблуждение ввел сам оператор, несмотря на это, первая инстанция требования удовлетворила и взыскала с ответчика 500 000 руб. После этого водитель обратился к юристам и с их помощью заключил мировое соглашение, выкупив пострадавшую машину.
В большинстве случаев в договоре компании прописывают не только ответственность за нарушение сроков передачи документов о ДТП, но и за их неправильное оформление. Так, один из популярных сервисов краткосрочной аренды указал, что клиент выплатит всю сумму ущерба, если некорректно запротоколирует аварию. Этот подход связан с отказом страховой оплачивать ремонт машины, объясняет Антон Атяскин, адвокат АБ Яблоков и партнеры .
Если вы не виноваты в ДТП, то просто дождитесь завершения оформления, сообщите об этом в каршеринговую компанию и проследите за правильностью заполнения всех документов.
Аким Ложковой, адвокат АК Бородин и партнеры
Если вы виновник
Если ДТП устроил сам арендатор, то кроме штрафа от ГИБДД за нарушение правил дорожного движения водителю нужно быть готовым заплатить оператору каршеринга, говорит Атяскин. Компании потребуют выплатить и обязательный штраф, его сумма индивидуальна у каждой фирмы и зависит от тарифа. За обычную машину может быть один, и совсем другой за ущерб авто премиум-класса.
НовостиКлиент «Делимобиля» намерен судиться с оператором каршеринга
Один из самых громких скандалов с завышенными ценами в случае аварии на каршеринге произошел в 2016 году. Тогда водитель на арендованном авто попал в ДТП, проехав на красный свет. После этого компания выставила ему счет почти на 600 000 руб. Об этом он сообщил на своей страничке в социальных сетях и заявил, что намерен судиться с оператором каршеринга. После скандала компания пересмотрела тарифы и снизили сумму требований до 150 000 руб (См. «Делимобиль» отменил полумиллионный штраф клиенту за разбитый автомобиль)
Не все каршеринговые компании покупают КАСКО, поэтому включают в договоры условия о частичном возмещении ущерба автомобилю по вине арендатора. Причем путем списания денег с карты в безусловном порядке.
Алена Зеленовская, адвокат, руководитель практики уголовного и административного права АМУЛЕКС
У некоторых фирм есть так называемая франшиза «Виновника». То есть, при оформлении полиса КАСКО они заключают договор с определённым порогом. Чем он выше, тем дешевле сама страховка. В случае ДТП виновный водитель выплачивает только обозначенную сумму, а все остальное компенсирует страхования компания. Например, франшиза — 100 000 руб., а ущерб 30 000 рублей — придется заплатить все, но если дефекты авто оценят в 400 000 руб., то клиент каршеринга возместит только 100 000 руб. Если водитель не согласен с цифрой, которую насчитали за повреждения машины, он может написать жалобу арендатору. Если договориться не выходит, надо обращаться в суд. Мацукова предупреждает, что подсудность может быть предусмотрена договором.
Практика не в пользу клиента:
В январе 2019 года Иван Мышкин* арендовал у ООО «Каршеринг Руссия» автомобиль, но не выдержал безопасную дистанцию и въехал во впереди идущую машину. Его признали виновником аварии. Тогда компания оценила причиненный ТС ущерб, он согласно заключению составил больше 500 000 рублей. Вернуть деньги водитель не захотел, общество обратилось в суд. Компания просила не только взыскать средства на ремонт, еще и расходы на экспертизу, штраф за невыполнение требований договора о возмещении ущерба и пени – всего почти 600 000 руб. В суде водитель заявил, что в иномарке были неисправны тормоза, это и стало причиной столкновения. Но так как доказательств он не предоставил, первая инстанция встала на сторону арендатора авто. Суд решил, что клиент должен выплатить всю заявленную сумму, так как отказ от исполнения обязательств по договору недопустим (дело № 2-879/2020, вступило в силу).
Олег Ромашкин* взял машину в аренду и попал на ней в аварию, ее виновником признали водителя арендованной иномарки. Компания каршеринга сама оплатила эвакуатор и ремонт машины, а потом выставила счет Ромашкину. Сначала пыталась получить средства в претензионном порядке, а после через суд. Фирма просила выплатить не только деньги за восстановление транспорта, но и услуги оценщика, и штраф – согласно договору он составляет 20% от причиненного ущерба. Суд отметил, что водитель фактически повредил имущество компании, поэтому обязан возместить все убытки. Суд исходил из того, что вина в ДТП Ромашкина доказана, а сам он не представил доказательств в пользу снижения размера требований (дело № 2-5555/2019, вступило в силу)
Зеленовская говорит, что зачастую на практике именно арендатора обязывают доказывать невиновность в причинении вреда каршеринговому транспорту. Обычно в таких случаях суды учитывают, кого признали виновником ДТП. То есть сначала нужно попытаться оспорить именно это. Если не удалось, то пытаться уменьшить заявленную сумму. Здесь помогут фотографии и видео с места аварии, которые сделали сразу. Атяскин предлагает в качестве доказательств предоставлять заключения экспертов, с ним соглашается и Зеленовская. Независимая оценка поможет определить природу повреждений и стоимость ремонта.
В некоторых случаях операторы требуют вернуть не только деньги за восстановление машины, но и упущенную выгоду, ведь фактически автомобиль стоял на ремонте и не приносил выгоду. Пункт об этом могут включить в договор. Но у клиента есть шанс это оспорить.
Практика в пользу клиента:
ООО «Карусель» обратилось с иском к Игорю Журову*, требуя возместить ремонт авто и компенсировать упущенную выгоду. В 2018 году клиент взял в аренду иномарку, не справился с управлением и врезался в препятствие. В результате машина получила повреждения бампера, крыла, капота. Восстановление машины оценили в 164 300 руб., компания настаивала, что транспорт простаивал 58 дней. Истец рассчитал свои убытки исходя из стоимости количество минут, в течение которых автомобиль не мог использоваться по тарифу аренды. У него вышла крупная сумма – 167 000 руб. Суд первой инстанции и апелляция компанией согласились, так как пункт с расчетом упущенной выгоды есть в договоре. Арендовав машину, клиент согласился с этим. А кассация встала на защиту водителя: общество не подтвердило, что на ремонте ТС находилось 58 дней, не обосновало заявленную сумму (167 000 руб.) и не указало размер затрат, которые бы компания понесла при извлечении выгоды. Все это суд указал учесть и направил дело на пересмотр в апелляцию, который решение отменил частично (дело № 33-15223/2020).
Передал «руль» или был пьяный
Если пьяный водитель сел за руль арендованной машины, то помимо ответственности, установленной в 12.8 КоАП («Управление ТС водителем, находящимся в состоянии опьянения»), он будет обязан возместить ущерб остальным участникам, а также оплатить убытки и штраф арендодателю. Его сумму так же устанавливается каждая компания индивидуально.
«Поплатиться рублем» можно и за передачу права управления. Так, Марина Егорова* взяла в аренду Volkswagen Polo у Делимобиль. Машину остановили сотрудники ГИББД и выяснили, что за рулем находилась не сама женщина, а ее знакомая. Пассажирке предложили «дунуть в трубочку», но она отказалась. Тогда каршеринговый автомобиль эвакуировали на штрафстоянку, а саму Егорову направили на медосвидетельствование. Согласно договору Делимобиль, клиенту запрещено садиться за руль в состоянии опьянения или передавать управления третьим лицам, нарушение наказывается штрафом в 200 000 руб. Задолженность женщина не погасила, а после решила обанкротиться, тогда компания по аренде включилась в реестр кредиторов (дело № А40-231472/2019).
В этом сюжетеСуд разъяснил правовую природу договоров с каршерингами31 января, 17:42
ВС разобрался, кто заплатит за ДТП с прокатным авто1 сентября, 8:41
Если же тот, кто незаконно сел за руль, устроит аварию, то отвечать будут оба. Николай Серый* взял в краткосрочную аренду машину, но за руль сел не сам, а его знакомый, который не имел водительского удостоверения. Парень без прав стал виновником аварии, тогда компания каршеринга провела оценку повреждений авто, а после потребовала обоих возместить убытки, связанных с ДТП (сумма вымарана из акта). Деньги они не вернули, тогда компания обратилась к ним с иском. Суд поддержал общество и решил взыскать с пассажира и водителя солидарно всю сумму (дело № М-7284/2019, вступило в силу).
А вот за езду по фальшивому аккаунту штрафом не отделаться, уверена Мацукова. Чернокозов считает, что использование автомобиля с чужим аккаунтом могут расценить как угон, а в отношении нерадивого водителя возбудят уголовное дело по ст. 166 УК («Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения»). А если такой водитель станет виновником аварии, то страховка не покроет ущерб. Клиенту каршеринга придется платить, причем и за чужой автомобиль тоже, отмечает Мацукова.
Скрыть факт ДТП
Скрыть факт повреждения автомобиля, покинув место ДТП, не лучшая идея, считает Атяскин. За это водителя могут лишить прав или арестовать до 15 суток согласно ст. 12.27 КоАП («Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием»). На некоторых ТС установлены специальные датчики, чтобы определять состояние, местоположение авто. То есть оператор каршеринга точно установит личность пользователя и сможет взыскать ущерб в полном объеме. А самого автолюбителя внесут в «черный список». Пока у каждой компании он свой. Если же клиенту удастся скрыть несерьезное ДТП, то повреждения заметит следующий пользователь. Разбирательство займет некоторое время, но итог тот же самый – с виновника спишут ущерб в полном объеме, считает Чернокозов.
Поэтому Зеленовская советует перед тем, как нажать кнопку в приложении, убедиться, что с автомобилем все в порядке. Ведь именно этот жест означает приемку автомобиля, так как арендатор не подписывает бумажный акт приема-передачи. Эксперт рекомендует сфотографировать машину со всех сторон и только потом подтвердить прием нажатием в приложении.
Анастасия Синченкова
Потребители 17 октября 2023, 10:26
ВС защитил покупателя в споре о сгоревшем автомобиле
Иллюстрация: Midjourney.com
Покупка подержанного автомобиля всегда лотерея — он может сломаться или даже сгореть. Так произошло с покупателем из Перми. Машина вспыхнула всего через две недели после покупки. Потребитель хотел вернуть деньги, но три инстанции ей отказали. Суды обратили внимание на один из пунктов договора. Там сказано, что легковушка поддержанная и в ней есть разные дефекты. Верховный суд с нижестоящими инстанциями не согласился. По его мнению, продавец должен доказать: он предупреждал конкретно о том дефекте, из-за которого случился пожар.
6 ноября 2020 года Валерия Воронова* купила у «Авто ритейл Диамант» автомобиль за 442 000 руб. В договоре предусмотрели пункт о том, что машина с пробегом и в ней есть дефекты. В бумаге, в частности, указали, что легковушка «технически неисправна (с недостатками), покупатель об этом уведомлен и согласен на приобретение такого транспортного средства». При этом конкретные поломки стороны не прописали.
Спустя 12 дней после покупки машина сгорела. Проведенная владелицей независимая экспертиза установила: пожар начался под капотом из-за нагрева электропроводки. Воронова обратилась к продавцу с претензией. Потребовала расторгнуть договор, вернуть ей деньги за автомобиль. Она настаивала: товар передали с неисправностью, о которой ей не сообщили. Из-за этого дефекта автомобиль сгорел, и Вороновой нанесли ущерб.
Три инстанции на стороне продавца
Не получив ответа на претензию, покупательница обратилась в суд. Она просила аннулировать договор с «Авто ритейл Диамант», вернуть выплаченную компании сумму (442 000 руб.). А еще хотела взыскать расходы на экспертное заключение и юристов, компенсацию морального вреда, потребительский штраф и неустойку — порядка 124 000 руб. Ответчик требования не признал и запросил судебную экспертизу, которая подтвердила, что пожар начался в моторном отсеке автомобиля. Эксперт предположил, что дело в неисправности электрической цепи. Точно определить, связан ли пожар с неправильной эксплуатацией машины или вмешательством в электропроводку, помешал первичный осмотр автомобиля, который проводил эксперт истца.
Свердловский районный суд Перми в иске Вороновой отказал. Суд посчитал, что истец должна была доказать два момента: неисправность возникла до передачи ей автомобиля, а продавец не рассказал о недостатках ТС. Первая инстанция отметила, что раз информация о неисправностях автомобиля была указана в договоре купли-продажи, то возвращать деньги продавец не обязан (дело № 2-9069/2021). С этими выводами согласились суды апелляционной и кассационной инстанций.
Не указан конкретный недостаток
Тогда Воронова пожаловалась в Верховный суд (№ 44-КГ23-11-К7). Гражданская коллегия отметила: первая инстанция установила, что в проданной машине были поломки, из-за которых автомобиль загорелся. Но для правильного разрешения спора следовало установить, когда именно этот дефект появился, по чьей вине и предупреждали ли о нем покупателя.
АвтоправаУгнали машину: какие проблемы возникнут у владельца
ВС указал на п. 28 постановления Пленума Верховного суда от 28.06.2012 № 17, который гласит: при рассмотрении требований потребителя продавец должен доказать, что был добросовестным, а вред причинен не по его вине. Несмотря на это, райсуд посчитал: это покупатель должен доказать, что на момент продажи в автомобиле уже был дефект, и продавец о нем не сообщил. Но обязанность доказывать добросовестность действий лежит на продавце товара, подчеркнул ВС. То есть в рассматриваемом деле суды неправильно распределили бремя доказывания. Поэтому коллегия по гражданским делам отменила нижестоящие акты и направила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Заседание назначили на 8 ноября (дело № 2-7452/2023).
Продавец обязан предупреждать о дефектах
Верховный суд занял неоднозначную позицию, поскольку поддержал потребителя и обязал продавца доказывать, что он добросовестный и дефекты возникли после передачи товара, считает Никита Филиппов, заведующий Бюро адвокатов «Де-юре» По словам эксперта, на практике суды часто считают, что потребитель должен обосновать, почему считает качество товара ненадлежащим. Так, Шестой кассационный суд общей юрисдикции в деле № 88-19178/2021 указал: потребителю нужно доказать, что товар не соответствует условиям договора и недостаток возник до передачи ему товара. Аналогичный вывод сделал и Восьмой кассационный СОЮ (дело № 88-4886/2023). Несмотря на такое распределение бремени доказывания, покупатели часто выигрывают подобные дела, отметил Амир Хасанов, старший юрист Ялилов и Партнеры
Продавцам следует исходить из того, что потребители не имеют специальных познаний. У продавцов, напротив, может быть штат специалистов, способных распознать любые сторонние вмешательства и вероятные риски. По этой причине суды зачастую встают на сторону потребителей в таких спорах.
Амир Хасанов
Хасанов также отмечает, что в таких спорах важно установить, в какой момент возник недостаток — до продажи товара или после. Если автомобиль продали с неисправностью, не рассказав о ней потребителю, то отвечать должен продавец.
В споре между Вороновой и «Авто ритейл Диамант» первая инстанция не получила от судебного эксперта ответа на вопрос: «В какой период возник недостаток автомобиля, из-за которого он сгорел?» Это привело к отмене судебных актов ВС, считает Аким Ложковой, адвокат Бородин и Партнеры В договоре купли-продажи прописано, что у автомобиля есть поломки, но не указано какие, подчеркнул Хасанов. Проблемы с проводкой, из-за которых и случилось возгорание, стороны не оговорили. Хотя обязанность предоставить полную и достоверную информацию предусмотрена ст. 10 и 12 закона «О защите прав потребителей». Поэтому, чтобы избежать подобных ситуаций, Хасанов советует отмечать в договоре, какие именно поломки есть в автомобиле. Филиппов подчеркнул, что учитывать позицию ВС и заранее исключать риски стоит автосалонам. На граждан — продавцов личных автомобилей указанный вывод гражданской коллегии не распространяется.
* Имя и фамилия изменены редакцией.
Раиса Каменская
КАСКО и ОСАГО 17 июля 2023, 16:43
Полисы ОСАГО разрешат оформлять на один день
По общему правилу договор ОСАГО действует один год. Часто водителям требуется полис лишь на короткий срок, но закон не дает такой возможности. Это приводит к штрафам за поездки без страховки. Если поправки примут, ОСАГО можно будет оформить сроком на один день.
Комитет Госдумы по финансовому рынку поддержал законопроект о краткосрочных полисах ОСАГО для принятия его во втором чтении. Первоначальная редакция новеллы, которую Госдума одобрила в первом чтении в апреле, предусматривала срок действия полиса в интервале от месяца до года. Ко второму чтению закон