Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Или как избежать таких рисков для Ип?
Добрый день.
Я ИП. В собственности находится автомобиль (оформлен на меня как на физлицо). У меня трудоустроен сотрудник по трудовому договору на должность инженер сервисного обслуживания. Работа разъездная , поэтому он ездит на этом автомобиле. В осаго сотрудник вписан, в трудовом договоре обязанность водителя не прописана, про автомобиль ничего не сказано, никаких актов передачи автомобиля не составлено.
Вопрос - несет ли Ип ответственность за причинение вреда третьим лицам при ДТП , если за рулем находился сотрудник в нерабочее время ? Ведь если нет акта передачи то это не служебное авто? Или как избежать таких рисков для Ип?
Вопрос — несет ли Ип ответственность за причинение вреда третьим лицам при ДТП, если за рулем находился сотрудник в нерабочее время? Ведь если нет акта передачи то это не служебное авто? Или как избежать таких рисков для Ип?
Здравствуйте
Акт как таковой тут неважен- потому что акт это ваши с ним отношения.
Возмещение вреда- это всегда вопрос с третьими лицами.
ГК
Статья 1068. Ответственность юридического лица или гражданина за вред, причиненный его работником
1. Юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.
Применительно к правилам, предусмотренным настоящей главой, работниками признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ.
Так что только доказывать, что в это время он обязанности не исполнял — тогда по общему правилу в рамках ст 1064 гк- вред возмещает тот, кто его причинил.
Но именно с авто есть сложность, собственника все равно можно привлечь к ответственности.
Статья 1079. Ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих
1. Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 настоящего Кодекса.
Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
Но в случае именно не служебных обязанностей — есть все таки варианты, что отвечать будет сам водитель. А вот если обязанности служебные — то ип- работодатель.
Здравствуйте, Сергей!
Для Вас есть 2 основания наступления ответственности:
1) как для работодателя (ст. 1068 ГК РФ);
2) как для владельца источника повышенной опасности (ст. 1079 ГК РФ).
Если ДТП произойдет в рабочее время, для привлечения Вас к ответственности по возмещению вреда будет достаточно того факта, что работник у Вас трудоустроен, ведь в ч. 1 ст. 1068 ГК РФ прямо сказано:
Юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.
Пусть в ТД трудовой функции водителя и нет, но есть разъездной характер работы и факт внесения работника в ОСАГО на Ваш автомобиль. Суд оценивает доказательства по совокупности.
Если Вы заключите с работником договор аренды, и источник повышенной опасности перейдет в его законное — пусть и временное — владение, исходя из ст. 1079 ГК РФ, Вы обезопасите себя на случай, если ДТП произойдет в нерабочее время.
Добрый день.
Вопрос — несет ли Ип ответственность за причинение вреда третьим лицам при ДТП, если за рулем находился сотрудник в нерабочее время ?
Нет, не несет.
Ключевым обстоятельством в данном случае будет являться время причинения вреда.
Исходя из ст. 1068 ГК РФ ответственность за причинение вреда работником наступает в случае причинения его при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.
Таким образом, при рассмотрении судом дела о возмещении вреда — обстоятельством, подлежащим установлению по делу, для правильного разрешения спора будут являться условия и время причинения вреда.
На это, например, обращено внимание в Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 18.01.2022 N 88-798/2022
Исходя из содержания указанной нормы, обязательным условием для возложения на юридическое лицо или гражданина обязанности по возмещению вреда, причиненного действиями его работника, является то обстоятельство, что вред был причинен работником именно при исполнении им трудовых (служебных, должностных) обязанностей, то есть вред причиняется не просто во время исполнения трудовых обязанностей, а в связи с их исполнением. К таким действиям относятся действия производственного (хозяйственного, технического) характера, совершение которых входит в круг трудовых обязанностей работника по трудовому договору или гражданско-правовому договору. Именно поэтому действия работника расцениваются как действия самого работодателя, который и отвечает за вред.
Установив, что причиненный Л. ущерб, не связан с исполнением С. трудовых обязанностей, возложенных на него работодателем ПАО Сбербанк, действия были совершены самовольно, в отсутствие осведомленности работодателя, не по его заданию и не под его контролем, при отсутствии вины ответчика, пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых основания для возложения гражданско-правовой ответственности в порядке статьи 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации на ответчика как работодателя лица, причинившего ущерб.
Вот теперь и исходите из данного примера, что именно Вам следует предпринять, чтобы минимизировать негативные последствия причинения вреда в период когда работник не исполнял возложенные на него обязанности.
Вы говорите, что
в трудовом договоре обязанность водителя не прописана, про автомобиль ничего не сказано, никаких актов передачи автомобиля не составлено.
Это первое упущение.
В данном случае, Вам нужно изменить должностную инструкцию, прописать в ней условия об использовании транспортного средства, а также документально зафиксировать его передачу работнику.
Второй момент — работа носит разъездной характер и как понимаю разъезды связаны с поступлением Вам заявок на выполнение определенных действий.
В связи с чем с Вашей стороны должен быть контроль получения данных заявок на сервисное обслуживание, для которого выехал Ваш работник.
С учетом данного обстоятельства, Вы должны после их получения доводить до него информацию о выезде для выполнения работ по каждой заявке.
В таком случае, у Вас будут доказательства того, что работник в момент причинения вреда — не выполнял Вашего задания, не действовал от Вашего имени и не находился под вашим контролем.
Именно контроль его рабочего времени, а также возложение на него исполнение конкретного поручения в рамках его обязанностей позволит исключить Вашу ответственность.
Для целей такого контроля потребуется и ведение путевого листа на транспортное средство, с указанием времени использования, маршрута движения (начальная и конечная точка маршрута), цели использования транспортного средства.
Какие доводы можно привести Ип для защиты в суде?
Или как изначально защитить себя — может быть заключить с сотрудником договор безвозмездного пользования авто?
каждое дело индивидуально, поэтому могут быть тут варианты
ну как минимум надо доказывать — когда закончилось рабочее время
и все таки передать авто в рамках тк — под мат. ответственность работника, иначе вообще можно ставить вопрос, что он на нем не работает в принципе, просто ездит
ТК
Нет, тут надо идти именно путем мат. ответственности в рамках тк и тогда как раз и будет получаться- что авто у него для служебных целей и вот в случае чего- доказывать уже рабочее время.