8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
1000 ₽
Вопрос решен

На что сейчас турфирма говорит "предоплата невозвратна", но я знаю, что по закону о защите прав потребителей предоплату должны вернуть

Добрый вечер! Пишу с желанием разобраться в ситуации: планировала полететь в тур, оплатила турфирме предоплату, в итоге вышло так, что моя компания к поездке поменяла планы, и я решила не лететь одна. На что сейчас турфирма говорит «предоплата невозвратна», но я знаю, что по закону о защите прав потребителей предоплату должны вернуть. Как быть в этой ситуации?

В договоре прописано, что предоплата невозвратна. Компания оформлена как ИП (физ.лицо)

, Наталья, г. Москва
Марина Смирнова
Марина Смирнова
Юрист, г. Москва

Добрый вечер!

Если Вы оплатили часть поездки (внесли предоплату), но передумали, отказались от услуги, то в соответствии 

со ст.32 Закона «О защите прав потребителей» имеете право на возврат заранее уплаченной суммы:

Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/758e2cfdf136a621c8f66dcb3372b772c7b5e6e8/

Обращайтесь с претензией к турфирме, должны ответить в течение 10 дней. Если фирма понесла расходы в связи с Вашей предстоящей поездкой, то обязаны подтвердить документально, какие это были расходы.

предоплата невозвратна.

 Данное условие в соответствии со ст.16 Закона «О защите прав потребителей» ущемляет права потребителя, следовательно, является ничтожным, то есть ссылаться на данное условие договора фирма не вправе:

1. Недопустимыми условиями договора, ущемляющими права потребителя, являются условия, которые нарушают правила, установленные международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей. Недопустимые условия договора, ущемляющие права потребителя, ничтожны.www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/9eb0f127ead4dc57e7d0a9d4954cf264c4b3cea8/

0
0
0
0
Ольга Николаева
Ольга Николаева
Юрист, г. Санкт-Петербург
рейтинг 7.5

Здравствуйте,

Вы, как Потребитель, вправе в любое время оказания от услуг при условии оплаты Исполнителю фактически понесенных расходов (п. 1 ст. 782 ГК РФ, ст. 32 Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1  «О защите прав потребителей»). 

Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.

При этом, Вы вправе потребовать от Исполнителя (турфирмы)  документального подтверждения понесенных затрат. 

В договоре прописано, что предоплата невозвратна

Любые подобные условия, ущемляющие права Потребителя по сравнению с правилами, установленными Законом о защите прав потребителей, являются недействительными.

Поэтому, и направляйте Исполнителю письменное уведомление об отказе от услуги и  о возврате Вам внесённых за услугу денежных средств в силу ст 32 ЗоПП. Претензию направляйте заказным письмом с описью и уведомлением о вручении либо под входящий номер. Если в указанные Вами в претензии сроки Исполнитель не произведет возврат денежных средств, Вы вправе обратиться с иском с суд

0
0
0
0

В суде Вы также можете просить взыскать с Ответчика понесенные Вами судебные расходы.

В случае удовлетворения Вашего иска, с Ответчика также будет взыскан штраф 50% в Вашу пользу от присужденной судом суммы в сила ст 13 ЗоПП

6. При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

0
0
0
0
Лилия Суровцева
Лилия Суровцева
Юрист, г. Дубна
рейтинг 9.9

Здравствуйте!

Согласно ст. 32 Закона о защите прав потребителей,

потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесённых им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.

Это право не может быть ограничено условиями договора, включая пункт о «невозвратности» предоплаты.

На основании ч. 1 ст. 16 Закона о защите прав потребителей

Недопустимыми условиями договора, ущемляющими права потребителя, являются условия, которые нарушают правила, установленные международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей. Недопустимые условия договора, ущемляющие права потребителя, ничтожны.

Таким образом, положение договора, указывающее на полную невозвратность предоплаты, противоречит статье 32 Закона о защите прав потребителей и не подлежит применению.

Что касается фактически понесённых расходов турфирмы, о которых говорится в статье 32 Закона о защите прав потребителей, турфирма обязана доказать их наличие и размер. Судебная практика, в частности, Определение Верховного Суда РФ 08.08.2023 N 72-КГ23-1-К8 https://legalacts.ru/sud/opredelenie-sudebnoi-kollegii-po-grazhdanskim-delam-verkhovnogo-suda-rossiiskoi-federatsii-ot-08082023-n-72-kg23-1-k8/, подчёркивает, что исполнитель должен представить документальное подтверждение понесённых расходов. Если турфирма не предоставляет таких доказательств, предоплата подлежит возврату в полном объёме.

Если турфирма отказывается вернуть предоплату, ссылаясь на условия договора, Вы можете направить письменную претензию турфирме с требованием расторгнуть договор и вернуть предоплату за вычетом фактически понесённых и документально подтверждённых расходов. В претензии укажите ссылки на статью 32 Закона о защите прав потребителей и статью 16, указывающую недействительность условий договора, ущемляющих Ваши права. Претензия должна быть направлена заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена лично под отметку о получении. Согласно ст. 31 Закона о защите прав потребителей, турфирма обязана рассмотреть ваше требование в течение 10 дней с момента его получения. Если требование не будет удовлетворено добровольно, Вы вправе обратиться в суд и взыскать еще и неустойку в размере 3% от суммы предоплаты за каждый день просрочки на основании ч. 3 ст. 31 и ч. 5 ст. 28 Закона о защите прав потребителей.

В соответствии со ст. 17 Закона о защите прав потребителей, иски о защите прав потребителей могут подаваться по месту жительства истца. В иске Вы можете потребовать возврата предоплаты, неустойки, компенсации морального вреда (статья 15 Закона о защите прав потребителей) и штрафа в размере 50% от присуждённой суммы за отказ от добровольного удовлетворения требований потребителя.

Но еще есть нюанс, который требует уточнения: был ли договор заключён непосредственно с турагентом (ИП) или с туроператором через посредничество ИП. Если предоплата внесена ИП как турагенту, то именно ИП несёт ответственность за её возврат. Если же ИП действовал как агент туроператора, а деньги перечислены туроператору, ИП должен предоставить информацию о туроператоре, чтобы Вы могли предъявить требования к нему.

Риски в Вашей ситуации связаны с тем, что турфирма может попытаться обосновать удержание предоплаты, ссылаясь на фактически понесённые расходы, но тут уже зависит от того сможет ли турфирма документально обосновать расходы.

0
0
0
0
Похожие вопросы
Защита прав потребителей
Могу ли я наврать им что у меня, допустим, нет телефона?
Здравствуйте уважаемые специалисты. Подскажите пожалуйста, как действовать в такой ситуации. Учусь в колледже, недавно классная руководительница попросила скачать мессенджер "MAX" по приказу директора, никому, естественно, это не понравилось, учитывая что сейчас в интернете пишут про это приложение, и понятное дело ни я, ни кто либо из моей группы не собирается его качать. Сейчас многих людей и на работе и в учебных заведениях заставляют его скачивать, но насколько я знаю, на работе должны выдавать устройство с установленным приложением и симкой за счёт работодателя. А как в этом случае обстоят дела в учебных заведениях? Правильно ли я понимаю, что я могу так же написать обращение на имя директора, что бы попросить безвозмездно снабдить меня устройством? Могу ли я наврать им что у меня, допустим, нет телефона? И насколько я знаю, что бы этот документ написать, то мне понадобиться сам приказ директора, но я уже пыталась спросить его у классной руководительницы, но она просто переводит тему, и никакого приказа я так и не увидела.
, вопрос №4776312, Аноним, г. Москва
Дата обновления страницы 22.04.2025