Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Подскажите, можем ли мы, родители, отстоять первую смену?
Здравствуйте! Наш 4 класс в следующем учебном году переводят на вторую смену. Собрания не было, родители согласия не давали. 4 класс выпускной, впереди ВПР. Подскажите, можем ли мы, родители, отстоять первую смену?
Здравствуйте, Екатерина.
Разработка расписания (организация образовательного процесса) является компетенцией образовательной организации. В соответствии с пунктом 3.4.15. Санитарных норм и правил (СаНПиН) в общеобразовательных организациях, работающих в две смены, обучение 1, 5, 9-11 классов и классов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья проводится в первую смену. Для других классов возможно обучение во вторую смену. Таким образом, «отстоять» первую смену для 4-х классов возможно только в диалоге с образовательной организацией при наличии у образовательной организации возможности организовать образовательный процесс для 4 классов таким образом, чтобы не нарушать законодательство РФ в отношении организации учебного процесса для иных классов.
Здравствуйте. Ваша тревога вполне понятна — перевод детей на вторую смену действительно может создать массу неудобств, особенно в 4 классе, когда у ребят важный учебный период и впереди ВПР. Отвечаю на ваш вопрос с точки зрения закона, физиологии и практики взаимодействия с образовательной системой.
Сначала — с физической и психологической точки зрения
Согласно рекомендациям Министерства здравоохранения РФ и санитарным правилам (СанПиН), обучение в первую смену является приоритетным для младших школьников.
У детей младшего школьного возраста биоритмы настроены на утреннюю активность — в это время они лучше воспринимают информацию, меньше утомляются, легче концентрируются.
Вторая смена ведёт к перегрузке нервной системы, особенно когда уроки заканчиваются в тёмное время суток.
Учёба во вторую смену негативно влияет на сон, режим питания, общую адаптацию, а также ухудшает семейный ритм (время с родителями, кружки, отдых и пр.).
Поэтому с точки зрения здоровья — вы абсолютно правы, настаивая на сохранении первой смены.
Теперь — с юридической точки зрения
По закону:
Порядок организации учебного расписания определяется локальными актами школы (обычно — приказом директора).
Школа обязана соблюдать СанПиН 2.4.2.2821-10, где указано, что вторая смена допустима, но не должна быть нормой для начальной школы, особенно выпускного 4 класса.
Вам важно понимать: решение о переводе на смену — не может быть принудительным и полностью односторонним, особенно если оно нарушает образовательные или санитарные нормы.
Что можно и нужно делать родителям:
Объединиться и выступить официально:
Напишите коллективное обращение от родителей 4 класса на имя директора школы.
В обращении укажите:
несогласие с решением,
аргументы (важность подготовки к ВПР, возрастные особенности, СанПиН),
просьбу оставить обучение в первую смену.
Потребовать проведения родительского собрания:
Вопрос сменности — важный организационный момент, который должен обсуждаться с родителями.
Отсутствие собрания — нарушение права родителей участвовать в управлении школой (ст. 26 закона «Об образовании в РФ»).
Если не будет реакции:
Обратитесь письменно в департамент (или управление) образования вашего региона.
Можно направить жалобу в Роспотребнадзор, если есть основания полагать, что СанПиН нарушаются.
В заявлении можно ссылаться на:
СанПиН 2.4.2.2821-10, п. 10.10;
Письмо Минпросвещения от 2019 г. № ВГ-1354/07 (о допустимости второй смены только при объективной необходимости и соблюдении норм);
Ст. 28, 29 и 44 Закона «Об образовании в РФ» — об ответственности школы за расписание, участие родителей и охрану здоровья учащихся.
Вы не одни — подобные ситуации часто возникают, и именно взвешенная, коллективная, официальная позиция родителей способна повлиять на решение администрации. У вас есть законные основания, разумные доводы и право защищать интересы своих детей.
Если нужно — могу помочь составить текст коллективного обращения, жалобы или обращения в департамент образования. Не опускайте руки: вы имеете право быть услышанными.