Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Если обязан, то какие санкции ко мне применимы, если я этого не сделаю?
Добрый день. Я ИП, продаю автомобильные БУ диски и БУ шины через Авито (без доставки, люди приезжают, осматривают и покупают). Обязан ли я принимать возврат товара, если товар продан надлежащего качества, годный к эксплуатации, но, например, покупателю не подошёл размер или он передумал? Если обязан, то какие санкции ко мне применимы, если я этого не сделаю? Какими законными основаниями можно дополнительно защитить себя от необоснованных возвратов (например человек купил колеса, съездил на них в другой регион, испачкал, поцарапал и решил вернуть с бОльшим износом, как после бесплатной аренды)?
Добрый день.
люди приезжают, осматривают и покупают
Сами шины и диски изначально выбирают через авито (по размеру, техническим характеристикам, описанию)?
Здравствуйте!
Поскольку Вы осуществляете предпринимательскую деятельность по продаже товаров, то к вам применяются положения Закона РФ о защите прав потребителей.
Так, в соответствии со ст. 10 Вы должны донести информацию об этом потребителю товара. — что товар был в употреблении.
Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.
Обязан ли я принимать возврат товара, если товар продан надлежащего качества, годный к эксплуатации, но, например, покупателю не подошёл размер или он передумал?
Да, обязаны, поскольку на вас также распространяются положения Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей».
Вы пишите, что
покупатели находят на Авито товар, там характеристики, описание, качественные фотографии
В этом случае, продажа осуществляется дистанционным способом, и покупатель может ссылаться на ч. 4 ст. 26.1 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», согласно которой, если товар не был в употреблении ( после его передачи ему), сохранен его товарный вид, потребительские свойства, то потребитель — покупатель вправе отказаться от исполнения договора в установленный законом срок ( 7 дней с момента передачи товара), и требовать возврата денежных средств за товар.
Какими законными основаниями можно дополнительно защитить себя от необоснованных возвратов (например человек купил колеса, съездил на них в другой регион, испачкал, поцарапал и решил вернуть с бОльшим износом, как после бесплатной аренды)?
При таких обстоятельствах Вы не обязаны осуществлять возврат денежных средств, и принимать товар от покупателя, поскольку товарный вид утрачен, поскольку в соответствии с ч. 4 ст. 26.1 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»
Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара.
Клиент указывает на заключение договора по месту нахождения товара после ознакомления Покупателя с товаром, данный способ не является дистанционным в понимании ст. 497 ГК РФ и ст. 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Разрешение вопроса (применимые нормы) также зависит от того, что содержит в себе информация на сайте Авито продавцом, какие образом оформляется заказ ( сообщение — намерение покупателя приобрести товар и подтверждение от продавца о заключении договора розничной купли-продажи на условиях оферты). Как производиться оплата за товар.
Так, если в соответствии с п. 14 Постановления Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463 «Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
Указанное подтверждение должно содержать номер заказа или иной способ идентификации заказа, который позволяет потребителю получить информацию о заключенном договоре розничной купли-продажи и его условиях.
Если же условия заключения договора дистанционным образом не соблюдены, то да, применяются положения ст. 25 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»
Добрый день, Михаил.
Важно иметь ввиду момент заключения договора купли-продажи, от этого будут зависеть нормы применяемые к правоотношениям. Поясню:
Если договор был заключен удаленно, то действительно, как указывают коллеги, применению будет подлежать ст. 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей», где в силу п. 4 указанной статьи:
4. Потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара — в течение семи дней.
...
Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства...
Как мне видится вопрос немного сложнее, чем однозначное применение ст. 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей», дело в том, что вы указываете:
Я ИП, продаю автомобильные БУ диски и БУ шины через Авито (без доставки, люди приезжают, осматривают и покупают)
Заключение таким способом договора купли-продажи нельзя отнести к дистанционному способу. Также как и объявление на сайте Авито не является ни офертой (п. 1 ст. 435 ГК РФ) ни публичной офертой (п. 2 ст. 437 ГК РФ), а является предложением делать оферты (п. 1 ст. 437 ГК РФ).
Квалифицкация объявления на сайте авито подподает под п. 1 ст. 437 ГК РФ, а именно предложения делать оферты
1. Реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении.
Офертой в силу п. 1 ст. 435 ГК РФ является:
Офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение.
А публичная оферта это такая же оферта (предложение) только направленная неопределенному кругу лиц
Содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта)
Таким образом, объявление на сайте Авито не является публичной офертой, а является приглашение делать оферты.
Т.е. вы, как продавец, разместили объявление — что является приглашением для потенциальных покупателей сделать вам оферту (предложение о заключении договора). При этом оферта от покупателя должна содержать все существенные условия договора купли-продажи. Далее должен быть акцепт (принятие) оферты с вашей стороны.
В силу п. 1 ст. 438 ГК РФ
Акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии.
Полагаю, что акцепт (принятие оферты) вами не осуществляется удалено, если Клиенты приезжают и осматривают товар. Клиенты, заинтересованные в приобретении товара, заключали договор купли-продажи после осмотра товара, на месте.
Также на это указывает Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463, а именно:
12. При дистанционном способе продажи товара продавец обязан заключить договор розничной купли-продажи с любым лицом, выразившим намерение приобрести товар на условиях оферты.
также пункты 13 и 14 указывают на то, что заключение договора розничной купли продажи дистанционным способом выстроено на оферте Продавца, который акцептуется Покупателем. Договор розничной купли-продажи считается заключенным с момента выдачи продавцом потребителю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения потребителя о намерении заключить договор розничной купли-продажи.
В вашем же случае нет заключенного договора купли-продажи до момента приезда клиента и оплаты на месте, где клиент осуществляет ознакомление с товаром лично, а не дистанционно.
В этой связи, данный способ нельзя отнести к дистанционному способу заключения договора розничной купли-продажи.
Исходя из того, что между вами и покупателем заключен договор розничной купли-продажи (не дистанционным способом) к данным отношениям подлежит применению ст. 25 Закона РФ «О защите прав потребителей», где у Покупателя есть право:
1. В силу п. 1 ст. 25 Закона на обмен товара надлежащего качества в течении 14 дней не считая дня его покупки. При условии, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки. С учетом того, что товар изначально бывший в употреблении, то важно состояние в котором вы его передавали и факсация данного момента. полагаю, что будет тяжело в последствии доказать, что потребитель использовал товар, если будет незначительный износ.
2. В силу п. 2 ст. 25 Закона на возврат уплаченных денежных средств, в случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения Покупателя к Продавцу. Покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы. Требование потребителя о возврате уплаченной за указанный товар денежной суммы подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара.
-
Обязан ли я принимать возврат товара, если товар продан надлежащего качества, годный к эксплуатации, но, например, покупателю не подошёл размер или он передумал?
Да, обязаны в случае, если у вас отсутсвтует аналогичный товар, подходящий по размерам Покупателю.
Если обязан, то какие санкции ко мне применимы, если я этого не сделаю?
Если вы не удовлетворите требования потребителя, то он может обратиться в суд, где может требовать:
1. Взыскать стоимость товара в соответствии с п. 2 ст. 25 Закона РФ «О защите прав потребителей»;
2. Компенсации морального вреда в соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей»;
3. Штраф 50 % от взысканной суммы за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в соответствии с п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей»;
4. Издержки Покупателя, связанные с рассмотрением дела в суде в соответствии со ст. 94 ГПК РФ
5. Государственная пошлина за рассмотрение иска в суде в соответствии со ст. 88 ГПК РФ
Какими законными основаниями можно дополнительно защитить себя от необоснованных возвратов (например человек купил колеса, съездил на них в другой регион, испачкал, поцарапал и решил вернуть с бОльшим износом, как после бесплатной аренды)?
- Фиксируйте состояние колес при передаче потребителю в письменном виде, дополнйяте фото, указывайте недостатки на шинах, фиксируйте глубину протектора;
- Делайте пломбы, наклейки, ярлыки и т.п. которые при эксплуатации не будут сохраняться, следовательно при срыве будут указывать на эксплуатацию товара, что в силу ст. 25 Закона дает право на отказ при возврате.
С уважением, Шестериков Александр
Михаил, добрый день!
Полностью понимаю серьезность вашей задачи и величину рисков, убытков от необоснованного возврата товара надлежащего качества.
Согласен с коллегами в правовом обосновании и законодательной подборке, включая Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 08.08.2024) «О защите прав потребителей», особенно в части взыскания штрафа в размере 50 процентов от взыскиваемой суммы — это полностью рабочий вариант для потребителя в судебном порядке о взыскания с продавца убытков.
Поэтому, для того чтобы избежать необоснованных убытков и возможных судебных исков, отвечая на ваш вопрос, о том, как себя защитить от необоснованных возвратов, то сообщаю, что в подобных ситуациях вам, как ИП необходимо иметь заранее составленный небольшой бланк договора купли-прожади вашего товара. Если товар был в употреблении и использовании, то это абсолютно не означает наличие какого-либо дефекта или брака на товаре. Обязательно включите в статьи договора информацию о том, что товар надлежащего качества, и клиент не имеет претензий к качеству товара. В случае, возврата, вы имеете законное основание отказать клиенту в возврате, при наличии царапин, вмятен и подобным существенным дефектам, которые делают товар не годным в повторной перепродаже.
Также следует иметь у себя несколько вариантов бланков договоров купли-продажи, например, учитывая особенности ваших товаров, а именно, что действительно некоторые б/у товары могут иметь явные косметические недостатки, то в таком случае отдельно в договоре следует указать про конкретный косметический или иной недостаток, и так же, что клиент не имеет претензий на товар по причине указанного недостатка и так далее.
Буду рад для Вас составить подобные бланки для договора купли-продажи б/у автомобильных дисков и шин.
Желаю Вам всего наилучшего и прибыльного бизнеса!
С уважением, Алексей Скиданов.
Обязаны.
Но учтите, что тут действуют общие правила дистанционной продажи, установленные ст. 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» согласно которой покупатель вправе отказаться от товара надлежащего качестве и требовать возврат оплаченной суммы в течении 7 дней со дня получения товара.
При этом
В том случае, если Вы обнаружите на проданных дисках или шинах дополнительные повреждения, которых не было на момент передачи товара — то есть основания для отказа в возврате средств.
Чтобы обезопасить себя Вам потребуется делать фотоснимки товара при его выдаче, а с покупателем подписывать акт приема-передачи в котором указывать внешний вид и состояние товара (процент износа, наличие повреждений и т.п.).
В случае возврата Вам товара отличного в сторону ухудшения от того, который был передан покупателю Вы вправе отказать в возврате оплаты.
Если отказ будет признан необоснованным судом, то с Вас за нарушение прав потребителя подлежат дополнительному взысканию
— компенсация морального вреда
— потребительский штраф в размере 50% от взысканной судом суммы.