Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Нужен юрист, специализирующийся на авторском праве и цифровых продуктах, для консультации по минимизации рисков претензий от издательств и монетизации
Нужен юрист, специализирующийся на авторском праве и цифровых продуктах, для консультации по минимизации рисков претензий от издательств и монетизации. Приоритет — опыт с кейсами онлайн-образования и знание нюансов ст. 1274 ГК РФ.
####Авторские права на учебные материалы
1. Можно ли пересказывать параграфы учебника своими словами без нарушения авторских прав?
— Если да, нужно ли при этом менять структуру изложения или достаточно перефразирования?
2. Как правильно указывать источник?
— Достаточно ли формулировки: «По материалам учебника Перышкина, 8 класс» или нужно указывать год и издательство?
— Где именно указывать:
— Будет ли достаточно указать только в закрепленном сообщении канала («Все материалы основаны на учебнике физики для 8 класса под ред. Перышкина, изд. «Просвещение», 2024»).
— Или нужно это делать под каждым постом/задачей?
3. Можно ли использовать термины (определения) и формулы из учебника?
— Например, Кинетическая энергия – это…. или закон Ома — ….
4. Как легально работать с задачами из учебника?
— Достаточно ли переформулировать условие, или также нужно менять числовые данные?
— Пример:
— Оригинал: «Тело массой 2 кг движется со скоростью 5 м/с...»
— Варианты:
1. Измененные данные: «Тело массой 4 кг движется со скоростью 10 м/с...»
2. Перефразировка: «Предмет массой 2 кг перемещается со скоростью 5 м/с...»
3. Полная замена: «Предмет массой 3 кг перемещается со скоростью 4 м/с...»
— Какой вариант минимально достаточен?
5. Стандартные решения задач (например, F=ma), где достаточно только подставить числа в формулу. Как с этим быть?
— Можно ли их публиковать, если решение не уникально?
6. Ссылки на номера задач без условий.
— Допустимо ли писать: *«Задача №3 из §10»* без цитирования условия?
#### Использование иллюстраций и графики
7. Можно ли создавать свои иллюстрации/схемы, похожие на учебные?
— Например, перерисовать графики из учебника с изменением цвета/фона.
-Если в учебнике приводится какой-то конкретный эксперимент и по его мотивам есть иллюстрация в учебнике (например, две тележки с бруском едут, одна падает) – допустимо ли проиллюстрировать его самостоятельно в другой цветовой гамме и стиле, но все-таки тележки и бруски?
8. Использование мемов и персонажей (например, Симпсонов).
— Планируется использование таких персонажей в карточках, иллюстрирующих физические явления. Нужно ли в текущих условиях разрешение правообладателей?
— Если речь идет о том, что не для коммерческого использования использование возможно, можно ли как-то обыграть это таким образом, что, к примеру, продавать объяснения и решения, а конкретно карточки – это просто дополнение к контенту, как бонус? Т.е. ученик платит за непосредственно текст и объяснение решения.
— Попадает ли это под добросовестное использование (*fair use*)?
####Ответы на вопросы после параграфа
9. Можно ли публиковать вопросы из учебника и ответы на них?
— Считаются ли вопросы частью авторского контента? Если да, то как правильно перефразировать, если вопрос очень общий,
— Пример:
— Оригинал: «Что такое кинетическая энергия?»
— Перефразировка: *«Дайте определение кинетической энергии»* — это достаточная переработка?
— считается ли переработкой просто перестановка слов – Кинетическая энергия – что это?
10. При ответе на вопросы, если сам вопрос и ответ невозможно перефразировать (например, вопрос, приведите формулу для вычисления скорости) – как быть?
####Монетизация и юридический статус
11. Какой ОКВЭД нужен
12. Защита нашего контента от копирования.
— Какие инструменты использовать (водяные знаки, DMCA-жалобы в Telegram)?
13. Какие подводные камни могут быть в данном контексте в платной подписке? Аудитория – школьники, 7-9й класс.
Здравствуйте.
Ваш вопрос настолько объемен, что может быть предметом какой-то полноценной аналитической записки. Давать консультацию в таком формате, это значит заведомо делать это в ущерб ее качеству.
Поэтому остановлюсь вкратце на вопросах.
1. Можно ли пересказывать параграфы учебника своими словами без нарушения авторских прав? — Если да, нужно ли при этом менять структуру изложения или достаточно перефразирования?
Если полностью пересказывать параграф даже своими словами, автор может усмотреть в этом переработку первоначального произведения и суд может с ним согласиться в том, что перефразирование направлено исключительно на попытку обойти положения закона защищающие объект интеллектуального права.
При этом стоит обратить внимание на то, что ст. 1274 ГК РФ говорит лишь о цитировании в учебных целях, но не о полном пересказе учебника:
1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора правомерно обнародованных произведенийв объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;
Пересказ учебника может быть нарушением авторского права, если нет согласия правообладателя оригинального произведения. Это следует из того, что переработка произведения предполагает создание нового (производного) произведения на основе уже существующего. Соответственно в Вашем случае ссылка на 1274 не подойдет.
2. Как правильно указывать источник? — Достаточно ли формулировки: «По материалам учебника Перышкина, 8 класс» или нужно указывать год и издательство? — Где именно указывать: — Будет ли достаточно указать только в закрепленном сообщении канала («Все материалы основаны на учебнике физики для 8 класса под ред. Перышкина, изд. «Просвещение», 2024»).
Достаточно первичной формулировки.
Далее продолжу.
Здравствуйте.
Такой перечень вопросов больше идет для индивидуальной консультации в чате.
Что касается ст 1274 гк, то
ГК РФ Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях
1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:
1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;
Цитирование — то есть берется оригинальный текст, вносить в него изменения вы не можете.
Это уже будет переработкой в рамках ст 1270 гк, что требует согласия правообладателя. Без него — это незаконно и может повлечь требование компенсации по ст 1301 гк
Обязательно указывать автора и источник, откуда цитата. Где именно это нужно указывать — закон не указывает, но скорее всего это необходимо делать в том посте, где идет цитирование, так как тут нет ни страниц в телеграмме, ни оглавления. Источник указывается полностью — сайт или вот год выпуска, издание, все выходные данные, издательство.
Размер цитат законом не ограничен, только целью. Практика на этот счет разная, иногда и пол страницы признавали излишним из целой работы например.
Тут я не вижу никакого нарушения.
Задачи в принципе не охраняются авторским правом, если они не содержат сами по себе какой-то творческий элемент. Пример можно привести Задачки г. Остера. В остальных случаях можете использовать без ограничений.
Если будет признано сходство до степени смешения — может быть нарушением. Замена цветов может быть признано таковым.
Однозначно нельзя, хоть в коммерческом, хоть в некоммерческом смысле использовать чужие персонажи или зарегистрированные мемы нельзя, это нарушение.
Не усматриваю тут в принципе какого-либо объекта охраняемого авторским правом. Как хотите, так и формулируйте.
Никак, так и спрашивать.
Предположу, что это
Хотя тут еще надо посмотреть, возможно тут скорее речь может идти о консультациях или
Надо понимать все же чем именно Вы будете заниматься.
Вот видите, Вы хотите сами что-то у кого-то брать и при этом озадачиваетесь, чтобы у Вас никто ничего не забрал. Все зависит от того, насколько Ваш контент будет считаться творческим, будет ли он соответствовать признакам объекта интеллектуальной собственности.
Таки камней может быть очень много. Для этого есть персональная консультация, которая может быть направлена на полноценный анализ Вашей деятельности с выдачей соответствующих конкретных рекомендаций.