8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
2200 ₽
Вопрос решен

Нужен юрист, специализирующийся на авторском праве и цифровых продуктах, для консультации по минимизации рисков претензий от издательств и монетизации

Нужен юрист, специализирующийся на авторском праве и цифровых продуктах, для консультации по минимизации рисков претензий от издательств и монетизации. Приоритет — опыт с кейсами онлайн-образования и знание нюансов ст. 1274 ГК РФ.

Уточнение от клиента
Планируем создание образовательного бесплатного телеграм-канала с рекламой подписки на платный канал для школьников (физика). Общий смысл канала – разбор школьной программы по физике и объяснение тем понятным школьнику языком. В бесплатном канале планируется разбор общих тем и вопросов, вне привязки к учебнику. В платном канале – пересказ параграфов конкретного учебника понятным подростку языком, с ответами на вопросы под параграфом и решением задач, а также видео (на основании переработанного нами текста). Вопросы:
####Авторские права на учебные материалы
1. Можно ли пересказывать параграфы учебника своими словами без нарушения авторских прав?
— Если да, нужно ли при этом менять структуру изложения или достаточно перефразирования?
2. Как правильно указывать источник?
— Достаточно ли формулировки: «По материалам учебника Перышкина, 8 класс» или нужно указывать год и издательство?
— Где именно указывать:
— Будет ли достаточно указать только в закрепленном сообщении канала («Все материалы основаны на учебнике физики для 8 класса под ред. Перышкина, изд. «Просвещение», 2024»).
— Или нужно это делать под каждым постом/задачей?
3. Можно ли использовать термины (определения) и формулы из учебника?
— Например, Кинетическая энергия – это…. или закон Ома — ….
4. Как легально работать с задачами из учебника?
— Достаточно ли переформулировать условие, или также нужно менять числовые данные?
— Пример:
— Оригинал: «Тело массой 2 кг движется со скоростью 5 м/с...»
— Варианты:
1. Измененные данные: «Тело массой 4 кг движется со скоростью 10 м/с...»
2. Перефразировка: «Предмет массой 2 кг перемещается со скоростью 5 м/с...»
3. Полная замена: «Предмет массой 3 кг перемещается со скоростью 4 м/с...»
— Какой вариант минимально достаточен?
5. Стандартные решения задач (например, F=ma), где достаточно только подставить числа в формулу. Как с этим быть?
— Можно ли их публиковать, если решение не уникально?
6. Ссылки на номера задач без условий.
— Допустимо ли писать: *«Задача №3 из §10»* без цитирования условия?
#### Использование иллюстраций и графики
7. Можно ли создавать свои иллюстрации/схемы, похожие на учебные?
— Например, перерисовать графики из учебника с изменением цвета/фона.
-Если в учебнике приводится какой-то конкретный эксперимент и по его мотивам есть иллюстрация в учебнике (например, две тележки с бруском едут, одна падает) – допустимо ли проиллюстрировать его самостоятельно в другой цветовой гамме и стиле, но все-таки тележки и бруски?
8. Использование мемов и персонажей (например, Симпсонов).
— Планируется использование таких персонажей в карточках, иллюстрирующих физические явления. Нужно ли в текущих условиях разрешение правообладателей?
— Если речь идет о том, что не для коммерческого использования использование возможно, можно ли как-то обыграть это таким образом, что, к примеру, продавать объяснения и решения, а конкретно карточки – это просто дополнение к контенту, как бонус? Т.е. ученик платит за непосредственно текст и объяснение решения.
— Попадает ли это под добросовестное использование (*fair use*)?
####Ответы на вопросы после параграфа
9. Можно ли публиковать вопросы из учебника и ответы на них?
— Считаются ли вопросы частью авторского контента? Если да, то как правильно перефразировать, если вопрос очень общий,
— Пример:
— Оригинал: «Что такое кинетическая энергия?»
— Перефразировка: *«Дайте определение кинетической энергии»* — это достаточная переработка?
— считается ли переработкой просто перестановка слов – Кинетическая энергия – что это?
10. При ответе на вопросы, если сам вопрос и ответ невозможно перефразировать (например, вопрос, приведите формулу для вычисления скорости) – как быть?
####Монетизация и юридический статус
11. Какой ОКВЭД нужен
12. Защита нашего контента от копирования.
— Какие инструменты использовать (водяные знаки, DMCA-жалобы в Telegram)?
13. Какие подводные камни могут быть в данном контексте в платной подписке? Аудитория – школьники, 7-9й класс.
, Ольга, г. Москва
Юрий Колковский
Юрий Колковский
Юрист, г. Екатеринбург
рейтинг 9.3
Эксперт

Здравствуйте. 

Ваш вопрос настолько объемен, что может быть предметом какой-то полноценной аналитической записки. Давать консультацию в таком формате, это значит заведомо делать это в ущерб ее качеству.

Поэтому остановлюсь вкратце на вопросах.

1. Можно ли пересказывать параграфы учебника своими словами без нарушения авторских прав? — Если да, нужно ли при этом менять структуру изложения или достаточно перефразирования?

  Если полностью пересказывать параграф даже своими словами, автор может усмотреть в этом переработку первоначального произведения и суд может с ним согласиться в том, что перефразирование направлено исключительно на попытку обойти положения закона защищающие объект интеллектуального права.

При этом стоит обратить внимание на то, что ст. 1274 ГК РФ говорит лишь о цитировании в учебных целях, но не о полном пересказе учебника:

1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора правомерно обнародованных произведенийв объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;

 Пересказ учебника может быть нарушением авторского права, если нет согласия правообладателя оригинального произведения. Это следует из того, что переработка произведения предполагает создание нового (производного) произведения на основе уже существующего. Соответственно в Вашем случае ссылка на 1274 не подойдет.

2. Как правильно указывать источник? — Достаточно ли формулировки: «По материалам учебника Перышкина, 8 класс» или нужно указывать год и издательство? — Где именно указывать: — Будет ли достаточно указать только в закрепленном сообщении канала («Все материалы основаны на учебнике физики для 8 класса под ред. Перышкина, изд. «Просвещение», 2024»).

 Достаточно первичной формулировки.

Далее продолжу.

0
0
0
0
3. Можно ли использовать термины (определения) и формулы из учебника? — Например, Кинетическая энергия – это…. или закон Ома — ….

 Тут я не вижу никакого нарушения.

4. Как легально работать с задачами из учебника?
— Достаточно ли переформулировать условие, или также нужно менять числовые данные?

Задачи в принципе не охраняются авторским правом, если они не содержат сами по себе какой-то творческий элемент. Пример можно привести Задачки г. Остера. В остальных случаях можете использовать без ограничений.

7. Можно ли создавать свои иллюстрации/схемы, похожие на учебные?
— Например, перерисовать графики из учебника с изменением цвета/фона.
-Если в учебнике приводится какой-то конкретный эксперимент и по его мотивам есть иллюстрация в учебнике (например, две тележки с бруском едут, одна падает) – допустимо ли проиллюстрировать его самостоятельно в другой цветовой гамме и стиле, но все-таки тележки и бруски?

Если будет признано сходство до степени смешения — может быть нарушением. Замена цветов может быть признано таковым.

8. Использование мемов и персонажей (например, Симпсонов).
— Планируется использование таких персонажей в карточках, иллюстрирующих физические явления. Нужно ли в текущих условиях разрешение правообладателей?
— Если речь идет о том, что не для коммерческого использования использование возможно, можно ли как-то обыграть это таким образом, что, к примеру, продавать объяснения и решения, а конкретно карточки – это просто дополнение к контенту, как бонус? Т.е. ученик платит за непосредственно текст и объяснение решения.
— Попадает ли это под добросовестное использование (*fair use*)?

Однозначно нельзя, хоть в коммерческом, хоть в некоммерческом смысле использовать чужие персонажи или зарегистрированные мемы нельзя, это нарушение.

0
0
0
0

9. Можно ли публиковать вопросы из учебника и ответы на них?
— Считаются ли вопросы частью авторского контента? Если да, то как правильно перефразировать, если вопрос очень общий,
— Пример:
— Оригинал: «Что такое кинетическая энергия?»
— Перефразировка: *«Дайте определение кинетической энергии»* — это достаточная переработка?
— считается ли переработкой просто перестановка слов – Кинетическая энергия – что это?

Не усматриваю тут в принципе какого-либо объекта охраняемого авторским правом. Как хотите, так и формулируйте.

10. При ответе на вопросы, если сам вопрос и ответ невозможно перефразировать (например, вопрос, приведите формулу для вычисления скорости) – как быть?

Никак, так и спрашивать.

11. Какой ОКВЭД нужен

Предположу, что это 

85.41 Образование дополнительное детей и взрослых

Хотя тут еще надо посмотреть, возможно тут скорее речь может идти о консультациях или 

96.09 Прочие персональные услуги.

Надо понимать все же чем именно Вы будете заниматься.

12. Защита нашего контента от копирования.
— Какие инструменты использовать (водяные знаки, DMCA-жалобы в Telegram)?

Вот видите, Вы хотите сами что-то у кого-то брать и при этом озадачиваетесь, чтобы у Вас никто ничего не забрал. Все зависит от того, насколько Ваш контент будет считаться творческим, будет ли он соответствовать признакам объекта интеллектуальной собственности.

13. Какие подводные камни могут быть в данном контексте в платной подписке? Аудитория – школьники, 7-9й класс.

Таки камней может быть очень много. Для этого есть персональная консультация, которая может быть направлена на полноценный анализ Вашей деятельности с выдачей соответствующих конкретных рекомендаций.

0
0
0
0
Владимир Балашов
Владимир Балашов
Юрист, г. Москва
рейтинг 9.6
Эксперт

Здравствуйте. 

Такой перечень вопросов больше идет для индивидуальной консультации в чате. 

Что касается ст 1274 гк, то

ГК РФ Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях
 

1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:

 
1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;

Цитирование — то есть берется оригинальный текст, вносить в него изменения вы не можете. 

Это уже будет переработкой в рамках ст 1270 гк, что требует согласия правообладателя. Без него — это незаконно и может повлечь требование компенсации по ст 1301 гк

0
0
0
0

Обязательно указывать автора и источник, откуда цитата. Где именно это нужно указывать — закон не указывает, но скорее всего это необходимо делать в том посте, где идет цитирование, так как тут нет ни страниц в телеграмме, ни оглавления. Источник указывается полностью — сайт или вот год выпуска, издание, все выходные данные, издательство. 

Размер цитат законом не ограничен, только целью. Практика на этот счет разная, иногда и пол страницы признавали излишним из целой работы например. 

0
0
0
0

Волбще приминение ст 1274 гк у вас под большим вопросом, так как речь идет о телеграмм канале с рекламой. Это уже только учебными или информационными целями не является. Цель во многом коммерческая, а значит эта статья тут работать не будет. 

0
0
0
0
Похожие вопросы
Защита прав потребителей
В заявлении написал, что муж употребляет алкоголь и наркотические средства
Здравствуйте, я развожусь с мужем, юрист составил заявление в суд . В заявлении написал, что муж употребляет алкоголь и наркотические средства. Алкоголь он употребляет, а наркотики нет, даже не курит и я попросила юриста убрать про наркотические вещества. Мне ответили, что убрать нельзя, это по регламенту . Сейчас муж получил письмо и конечно и говорит, что это клевета и подаст на меня за клевету. Подскажите пожалуйста, что мне делать.
, вопрос №4775998, Наталья, г. Краснодар
Жилищное право
Сейчас мне необходимо грамотно составить письмо с претензией в адрес своих соседей
Добрый день. В моей ситуации имею проблему с соседями этажом выше. У соседей есть маленький ребенок, который по вечерам начиная с восьми часов и далее до 12,а иногда и часа ночи бегает по квартире, бросает свои игрушки и перемещает разные предметы. Это все усугубляется тем, что у соседей напольное покрытие - ламинат. И судя по очень громкому звуку от игр ребенка - покрытие смонтировано с нарушением звуко и шумоизоляции. В этом моя основная претензия к соседям. На проблемы с шумоизоляцией также говорят такие факты, что очень хорошо слышны все звуки с их квартиры. Я делал попытку договориться с соседями. Это ничего не дало. Обращался в Управляющую компанию, также в Мосжилинспекцию. В ответ только отписки или молчание. Решил исходя из ситуации обратиться в суд для назначения судебно- строительной экспертизы. И в этом случае я смогу подтолкнуть соседей к решению проблемы с шумоизоляцией. Сейчас мне необходимо грамотно составить письмо с претензией в адрес своих соседей.
, вопрос №4775949, Сергей, г. Москва
Гражданское право
Сбербанк заблокировал мою карту по 161-ФЗ, я являюсь самозанятым, и естественно мне поступают переводы от клиентов и я сам делаю переводы на определенные услуги
Сбербанк заблокировал мою карту по 161-ФЗ, я являюсь самозанятым, и естественно мне поступают переводы от клиентов и я сам делаю переводы на определенные услуги. Некоторые переводы это возвращение долга. Просто так взяли и заблокировали. Это случилось сегодня в 12ч, обратился в офис банка. Там мне сказали что у них не высвечивается блок. Сказали написать обращение в ЦБ. Что делать? Нужен юрист для решения и сопровождения
, вопрос №4775572, Ильгам, г. Санкт-Петербург
Недвижимость
В ближайшие часы нужна консультация с юристом, который специализируется на военном праве и может помочь с вопросом мобилизации
Добрый день! В ближайшие часы нужна консультация с юристом, который специализируется на военном праве и может помочь с вопросом мобилизации. Молодой человек получил мобилизационное предписание. Хотим понять алгоритм действий, что можно говорить и кому, что делать , а что не делать. Человек находится в Санкт-Петербурге, особенно ценна информация по этому региону.
, вопрос №4774610, Kira Kostina, г. Москва
Дата обновления страницы 30.07.2025