8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.

С 1 сентября отменили в школах обществознание в 6-7кл

С 1 сентября отменили в школах обществознание в 6-7кл. Однако предмет по-прежнему преподается. Что делать?

, Марина, г. Пермь
Олег Худолей
Олег Худолей
Юрист, г. Самара

Здравствуйте!
С 1 сентября 2025 года обществознание действительно исключено из обязательной программы 6-7 классов, и его заменяют дополнительными часами истории. 

Почему так происходит:
1. Официальная отмена — Согласно приказу Минпросвещения (опубликован весной 2024 года), с 1 сентября 2025 года обществознание исключено из расписания 6-х и 7-х классов. С 1 сентября 2026 года его исключат и из 8-го класса, и предмет останется только в 9-11 классах.
2. Причина изменений — В министерстве пояснили, что содержание предмета в 6-7 классах было «растянуто», некоторые темы пересекались с историей, и были повторы. Цель — сделать курс более практикоориентированным в старших классах.
3. Постепенный переход — Переход на новые программы планируется осуществлять в течение двух лет, чтобы школы могли адаптироваться.

Что можно сделать:
1. Уточнить статус предмета:
   · Обратитесь к администрации школы (к классному руководителю, завучу или директору) с вопросом о том, в каком формате и на каком основании продолжается преподавание обществознания. Возможно, его ведут как факультатив или интегративный модуль в рамках других дисциплин.
2. Понять цели школы:
   · Если школа считает важным сохранить элементы обществознания для формирования гражданской идентичности и правовой грамотности (что особенно актуально в 11-14 лет), это можно только приветствовать. Уточните, как именно будет организован этот процесс.
3. Предложить альтернативы (если предмет важен для вас и других родителей):
   · Интегративные модули: Предложить школе включить ключевые темы обществознания (права человека, основы экономики, государственное устройство) в уроки истории, литературы, географии или даже математики (через задачи с социально-экономическим контекстом).
   · Внеурочные форматы: Инициировать создание кружка, клуба дебатов, школьного модели ООН или организацию волонтерских проектов, которые помогут детям на практике осваивать обществоведческие знания.

Решение об отмене обществознания в средних классах вызвало неоднозначную реакцию среди педагогов и родителей. Многие считают, что этот предмет важен для формирования гражданской позиции и правовой грамотности в подростковом возрасте. Поэтому если ваша школа находит способ сохранить его изучение — это, скорее, положительная инициатива. Главное — чтобы все было оформлено правильно и прозрачно.

1
0
1
0
Марина
Марина
Клиент, г. Пермь
Спасибо.
Похожие вопросы
Семейное право
Где то 6-7 мес назад давности
Здравствуйте! Было несколько судов с бывшим мужем о месте жительства и порядке общения с ребенком. Бывший муж действовал очень агрессивно. Использовал ложь, обливал грязью, всевозможные проверки в опеке, полиции, детском саду, даже психолого-психиатриянскп экспертиза, однако обвинения не нашли подтверждения и в иске отказали. Решение в мою пользу. За это время отношения с сыном складывались по разному, иногда он не хотел жить со мной, иногда не хотел жить с отцом жалуясь на него, что он давит, настраивает против меня, рассказывает сыну как я плохо к нему относилась, чтобы склонить на свою сторону, а сын приезжал с выходных и рассказывал мне. Так же говорил как промывает ему мозги, есть запись на диктофон. А так же лист опроса сотрудника опеки по. Обследовании квартиры, где сын категорически не хочет даже видеться с отцом. Где то 6-7 мес назад давности. Сейчас ребенку исполнилось 10 лет. И отец активно взялся его обрабатывать. После каникул сын вернулся другим человеком. Хамил, огрызался, если что то ему не так, ответ один, если тебе что то не нравится, отдай меня папе. В крайний раз стал просто кричать , даже орать, зная как сильно я это не люблю особенно вечером , после того как я сказала в 21 спать, но ему хотелось досмотреть фильм. Я психанула и сказала все, ты уезжаешь к отцу ,а сейчас я наказываю тебя на неделю телефоном за такое поведение и молча вышла из дома потому что мне уже плохо. На утро сын ушел в школу , но после уроков не вернулся. Оказалось что он ушел к бабушке и далее его забрал отец. Отец воспользовался ситуацией, обвинив какая я плохая мать что даже сын от меня ушел. Общение по телефону неделю было , мы разговаривали дважды, и сын согласился вернуться домой , сказал что ему нужно посоветоваться. Потом я написала что скучаю и очень его люблю , он ответил я тоже, однако после этого сообщение я тоже было удалено в мой номер заблокирован. Бывший муж обвинил меня в том что я давлю на ребенка, манипулирую и он решил для психологического здоровья ребенка устранить меня из его жизни. И теперь разрешил общаться только по пятницам в 19. 45 в его присутствии по телефону. В течении трех дней я не слышала ничего о сыне, номер заблокирован я обратилась в полицию. На что бывший муж сказал что с сыном все хорошо, он с отцом и готов приехать в отделение и дать показания сотруднику пдн. В опросном листе сын сказал что хочет жить с папой, с мамой не хочет потому что ему с ней плохо. Заявление на выдачу исполнительного листа для приставов подала, ожидание 1-2 недели. Забыла добавить, отец ребенка подал очередной иск о смене места жительства ребенка. Вопрос: ваша юридическая оценка ситуации. Каковы мои шансы в суде вернуть ребенка и доказать что сказанное сотруднику пдн было под давлением отца. И что на суде его желание остаться с папой это давление отца.
, вопрос №4774889, Екатерина, г. Москва
Трудовое право
Производственную необходимость и конфликтные отношения?
Прошу дать правовую оценку следующей ситуации. Я работаю в компании с 2023 года. Работодатель письменно уведомил, что отпуска разрешено брать только в период с 1 апреля по 1 сентября в связи с производственной нагрузкой. При заполнении графика отпусков на 2026 год я указал желаемый период с 12 по 25 января 2026 года (14 календарных дней). На январь 2026 года у меня будет накоплено только 7 дней отпуска, то есть отпуск потребуется предоставить авансом. Являюсь многодетным отцом троих детей в возрасте до 10 лет. Моя жена не работает, дети находятся на моем обеспечении. В настоящее время с работодателем сохраняется конфликтный характер отношений, согласовать отпуск во внеурочное время по договоренности не представляется возможным. Вопрос: Имею ли я, на основании ч. 5 ст. 262.2 ТК РФ, безусловное право на предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней в указанный мной период (январь 2026), несмотря на: 1. Установленное работодателем ограничительное правило (отпуск только с апреля по сентябрь)? 2. Недостаток накопленных дней отпуска (отпуск авансом)? 3. Производственную необходимость и конфликтные отношения? Прошу ответить со ссылками на актуальные нормы Трудового кодекса РФ и разъяснения уполномоченных органов.
, вопрос №4774088, Сергей, г. Пенза
Социальное обеспечение
Доброе время суток меня зовут Сергей, у меня общий трудовой стаж 16 лет и 4 месяца, из них 5 лет 6 месяцев и 14 дней
Доброе время суток меня зовут Сергей,у меня общий трудовой стаж 16 лет и 4 месяца, из них 5 лет 6 месяцев и 14 дней по ст.30 п.1 ч.1 плюс 1 год 3 месяца 13 дней по ст.30 п.2 ч.1., плюс 1 год 1 месяц 12 дней по ст.32 п.6 ч.1 Сколько мне до пенсионной выплаты
, вопрос №4773695, Сергей, г. Пермь
Наследство
Вопрос: как быть с 1/6 долей брата в которую он не вступил и может ли брат заявлять на наследство отца?
Здравствуйте. В 2019 году умерла мама. Наследников трое. Отец, брат и я. Все трое заявили на наследство. Квартира и овощная ячейка. У каждого 1/6 доли Мы с отцом вступили в наследство, брат не стал, тк был должником у банков. В сентябре 2025 г умер отец, в октябре 2025 у брата признали бонкротом. Сейчас надо заявлять на отцовское наследство. Вопрос: как быть с 1/6 долей брата в которую он не вступил и может ли брат заявлять на наследство отца?
, вопрос №4773109, Оксана, г. Москва
Гражданское право
Здравствуйте, подскажите пожалуйста мой ребёнок в гимназии с 1 сентября проучился 12 дней, потом мы забрали
Здравствуйте, подскажите пожалуйста мой ребёнок в гимназии с 1 сентября проучился 12 дней, потом мы забрали документы, а в гимназии отказываются делать перерасчёт мотивируя тем что деньги пошли на закупку продуктов и нужды гимназии.
, вопрос №4773142, Надежда, г. Москва
Дата обновления страницы 18.09.2025