Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Есть ли подробное описание или примеры, какие нарушения прав к какой части относить?
Добрый день! Вопрос к юристу по социальным вопросам. Скажите, абсолютно точно незаконное оставление ребёнка на второй год это нарушение Части 1 или Части 2 статьи 5.57 КоАП РФ? И в чём разница этих двух частей данной статьи? Есть ли подробное описание или примеры, какие нарушения прав к какой части относить? Или это ст.19.30 КоАП - Реализация не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом?
Здравствуйте! нельзя сказать «абсолютно точно» без изучения конкретных обстоятельств и текстов актов/решения школы. Как правило, «незаконное оставление ребёнка на второй год» по своей природе может подпадать и под ст. 19.30 КоАП РФ, и под ст. 5.57 КоАП РФ — но при разных основаниях и для разных объектов контроля. Ниже — разъяснение, как отличать эти статьи, практические примеры и дальнейшие шаги. Привожу ориентиры по НПА, на которые опираются органы и суды.
1) Какие нормы вообще релевантны
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» — общие правила организации образовательного процесса, порядок оценки результатов, перехода в следующий класс и т.п. (основание прав ребёнка на образование, требования к выполнению учебных планов и т.д.).
Кодекс об административных правонарушениях РФ:
ст. 19.30 КоАП РФ — «Реализация не в полном объёме образовательных программ в соответствии с учебным планом» (относится к выполнению образовательной программы/учебного плана школой/организацией).
ст. 5.57 КоАП РФ — санкции за нарушения прав несовершеннолетних (в том числе право на воспитание/образование и т.п.). (обращаю внимание: формулировки и квалификация зависят от точного текста статьи и частей; см. текст КоАП при подготовке жалобы).
2) Функциональная разница между ст. 19.30 и ст. 5.57 (в общих чертах)
Ст. 19.30 КоАП РФ — адресована фактам ненадлежащей реализации образовательной программы: например, школа не проводит предусмотренные учебным планом часы по предмету, не обеспечивает требуемое количество уроков, не выполняет учебный план в целом. Это нарушение организации образовательного процесса. Санкции направлены на образовательную организацию (юрлицо) и должностных лиц за невыполнение установленной образовательной программы. Типовой пример: школа сократила часы по предмету или не провела учебные занятия, вследствие чего нарушен учебный план — применима ст.19.30.
Ст. 5.57 КоАП РФ — направлена на охрану прав несовершеннолетних как субъектов (включая право на получение образования, на воспитание и пр.). Эта статья применяется, когда имеются действия (или бездействие), непосредственно нарушающие права ребёнка: незаконное исключение/лишение доступа к образованию, ненадлежащее осуществление обязанностей по уходу и воспитанию, и другие нарушения прав несовершеннолетних. Применение возможно, когда оценочные действия школы или решения (например, об оставлении на второй год) нарушают права конкретного ребёнка либо носят массовый характер и ущемляют права детей.
Как соотнести «незаконное оставление на второй год» с конкретной статьёй — практические ориентиры
Применима ли ст. 19.30? Да, если причина «оставления на второй год» — это недостаточная реализация учебной программы школой (например, школа систематически не провела занятия, экзамены/итоговую аттестацию или нарушила учебный план, в результате чему ребёнок не мог выполнить требования для перевода). В этом случае речь не о самовольном «лишении» права ребёнка, а о ненадлежащем исполнении образовательной программы, и орган контроля (Рособрнадзор/территориальный орган) или прокуратура могут квалифицировать нарушение как 19.30.
Применима ли ст. 5.57? Да, если решение о «оставлении на второй год» принято с нарушением установленной процедуры, вопреки нормативам (ФЗ‑273, локальным правилам, порядку оценки) или без правомерных оснований и тем самым нарушает право конкретного ребёнка на образование/переход; например:
если при переводе не были соблюдены критерии, предусмотренные ФЗ и локальными актами;
если решение принято из дискриминационных мотивов или по формальным основаниям без соблюдения процедур (без комиссии, без уведомления родителей, без возможности обжалования);
если школа лишила ребёнка возможности продолжить обучение хотя он выполнил требования (оценки, тесты) — тогда это рассматривается как нарушение прав несовершеннолетнего. В таких ситуациях органы могут квалифицировать действие как правонарушение по ст. 5.57 (часть 1 или часть 2 — см. ниже).
Разница между частями ст. 5.57 (общая логика)
Обычно часть 1 устанавливает ответственность за однократное/обычное нарушение прав несовершеннолетних (менее тяжёлая квалификация, меньшие санкции).
Часть 2 — вводит ужесточённую ответственность за более серьёзные, повторные или повлёкшие тяжёлые последствия нарушения прав несовершеннолетних (большие штрафы, квалификация как отягчающая).
(Точная граница между частями зависит от буквальной редакции статьи: какая именно квалификация/состав преступления указан в части 2 — повторность, массовый характер, совершение действия должностным лицом и т.д. — см. текст ст. 5.57. Для верной квалификации нужно свериться с актуальным текстом КоАП и с мотивировкой органа или протокола).
5) Практические примеры, куда относить конкретные факты
Пример A: школа не провела ряд уроков и контрольных компенсационно‑не обеспечила — ребёнок не набрал баллы и оставлен на второй год. Здесь первично — нарушение учебного плана => ст. 19.30.
Пример B: школа формально «оставляет» ребёнка на второй год без комиссии, без учёта критериев, без объяснений и в нарушение ФЗ и локальных процедур => это — нарушение прав конкретного ребёнка; возможна квалификация по ст. 5.57 (часть 1).
Пример C: массовое оставление класса на второй год (системная практика школы), либо действия должностных лиц, повлёкшие серьёзные последствия или допущенные неоднократно — вероятно, квалификация по ст. 5.57 (часть 2) с ужесточёнными санкциями.
Что делать фактически (рекомендации):
Соберите документы: оценки, журналы, протоколы аттестационных/переводных комиссий, письма/уведомления школы, учебный план, расписание, локальные акты (положение о переводе/аттестации), объяснения учителей.
Потребуйте в письменной форме мотивированное решение школы (приказ/протокол комиссии) с обоснованием «оставления на второй год».
По результатам документов:
если школа не выполнила учебный план/занятий — обращайтесь в школьный отдел образования/Рособрнадзор с жалобой; это повод квалифицировать как 19.30; можно просить проверки и восстановительных мер;
если решение принято с нарушением процедуры или незаконно ограничивает право ребёнка — жалоба в прокуратуру и ведомственные органы с требованием признать действие незаконным; прокуратура может привлечь по ст. 5.57;
Параллельно можно обжаловать решение школы в суде (административный или гражданский) с требованием признать перевод/решение незаконным и обязать перевести ребёнка в следующий класс/провести новую аттестацию. В суде ключевыми будут доказательства нарушения процедуры или факта ненадлежащего образовательного процесса.
При подготовке жалобы/иска полезно ссылаться на 273‑ФЗ (права и порядок аттестации/перевода), локальные акты школы, Правила аттестации учащихся (если есть), а также на КоАП (ст.19.30 и 5.57) для просьбы о проведении проверки и привлечении виновных к административной ответственности. Успехов ВАМ!