8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.

Есть ли подробное описание или примеры, какие нарушения прав к какой части относить?

Добрый день! Вопрос к юристу по социальным вопросам. Скажите, абсолютно точно незаконное оставление ребёнка на второй год это нарушение Части 1 или Части 2 статьи 5.57 КоАП РФ? И в чём разница этих двух частей данной статьи? Есть ли подробное описание или примеры, какие нарушения прав к какой части относить? Или это ст.19.30 КоАП - Реализация не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом?

, Клиент, г. Москва
Полина Токарева
Полина Токарева
Юрист, г. Екатеринбург

Здравствуйте! нельзя сказать «абсолютно точно» без изучения конкретных обстоятельств и текстов актов/решения школы. Как правило, «незаконное оставление ребёнка на второй год» по своей природе может подпадать и под ст. 19.30 КоАП РФ, и под ст. 5.57 КоАП РФ — но при разных основаниях и для разных объектов контроля. Ниже — разъяснение, как отличать эти статьи, практические примеры и дальнейшие шаги. Привожу ориентиры по НПА, на которые опираются органы и суды.

 1) Какие нормы вообще релевантны

 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» — общие правила организации образовательного процесса, порядок оценки результатов, перехода в следующий класс и т.п. (основание прав ребёнка на образование, требования к выполнению учебных планов и т.д.).
Кодекс об административных правонарушениях РФ:
ст. 19.30 КоАП РФ — «Реализация не в полном объёме образовательных программ в соответствии с учебным планом» (относится к выполнению образовательной программы/учебного плана школой/организацией).
ст. 5.57 КоАП РФ — санкции за нарушения прав несовершеннолетних (в том числе право на воспитание/образование и т.п.). (обращаю внимание: формулировки и квалификация зависят от точного текста статьи и частей; см. текст КоАП при подготовке жалобы).
 2) Функциональная разница между ст. 19.30 и ст. 5.57 (в общих чертах)

 Ст. 19.30 КоАП РФ — адресована фактам ненадлежащей реализации образовательной программы: например, школа не проводит предусмотренные учебным планом часы по предмету, не обеспечивает требуемое количество уроков, не выполняет учебный план в целом. Это нарушение организации образовательного процесса. Санкции направлены на образовательную организацию (юрлицо) и должностных лиц за невыполнение установленной образовательной программы. Типовой пример: школа сократила часы по предмету или не провела учебные занятия, вследствие чего нарушен учебный план — применима ст.19.30.
Ст. 5.57 КоАП РФ — направлена на охрану прав несовершеннолетних как субъектов (включая право на получение образования, на воспитание и пр.). Эта статья применяется, когда имеются действия (или бездействие), непосредственно нарушающие права ребёнка: незаконное исключение/лишение доступа к образованию, ненадлежащее осуществление обязанностей по уходу и воспитанию, и другие нарушения прав несовершеннолетних. Применение возможно, когда оценочные действия школы или решения (например, об оставлении на второй год) нарушают права конкретного ребёнка либо носят массовый характер и ущемляют права детей.
 

Как соотнести «незаконное оставление на второй год» с конкретной статьёй — практические ориентиры

 Применима ли ст. 19.30? Да, если причина «оставления на второй год» — это недостаточная реализация учебной программы школой (например, школа систематически не провела занятия, экзамены/итоговую аттестацию или нарушила учебный план, в результате чему ребёнок не мог выполнить требования для перевода). В этом случае речь не о самовольном «лишении» права ребёнка, а о ненадлежащем исполнении образовательной программы, и орган контроля (Рособрнадзор/территориальный орган) или прокуратура могут квалифицировать нарушение как 19.30.

Применима ли ст. 5.57? Да, если решение о «оставлении на второй год» принято с нарушением установленной процедуры, вопреки нормативам (ФЗ‑273, локальным правилам, порядку оценки) или без правомерных оснований и тем самым нарушает право конкретного ребёнка на образование/переход; например:
если при переводе не были соблюдены критерии, предусмотренные ФЗ и локальными актами;
если решение принято из дискриминационных мотивов или по формальным основаниям без соблюдения процедур (без комиссии, без уведомления родителей, без возможности обжалования);
если школа лишила ребёнка возможности продолжить обучение хотя он выполнил требования (оценки, тесты) — тогда это рассматривается как нарушение прав несовершеннолетнего. В таких ситуациях органы могут квалифицировать действие как правонарушение по ст. 5.57 (часть 1 или часть 2 — см. ниже).
 

Разница между частями ст. 5.57 (общая логика)

 Обычно часть 1 устанавливает ответственность за однократное/обычное нарушение прав несовершеннолетних (менее тяжёлая квалификация, меньшие санкции).
Часть 2 — вводит ужесточённую ответственность за более серьёзные, повторные или повлёкшие тяжёлые последствия нарушения прав несовершеннолетних (большие штрафы, квалификация как отягчающая).
(Точная граница между частями зависит от буквальной редакции статьи: какая именно квалификация/состав преступления указан в части 2 — повторность, массовый характер, совершение действия должностным лицом и т.д. — см. текст ст. 5.57. Для верной квалификации нужно свериться с актуальным текстом КоАП и с мотивировкой органа или протокола).
 5) Практические примеры, куда относить конкретные факты

 Пример A: школа не провела ряд уроков и контрольных компенсационно‑не обеспечила — ребёнок не набрал баллы и оставлен на второй год. Здесь первично — нарушение учебного плана => ст. 19.30.
Пример B: школа формально «оставляет» ребёнка на второй год без комиссии, без учёта критериев, без объяснений и в нарушение ФЗ и локальных процедур => это — нарушение прав конкретного ребёнка; возможна квалификация по ст. 5.57 (часть 1).
Пример C: массовое оставление класса на второй год (системная практика школы), либо действия должностных лиц, повлёкшие серьёзные последствия или допущенные неоднократно — вероятно, квалификация по ст. 5.57 (часть 2) с ужесточёнными санкциями.
 

Что делать фактически (рекомендации):

 Соберите документы: оценки, журналы, протоколы аттестационных/переводных комиссий, письма/уведомления школы, учебный план, расписание, локальные акты (положение о переводе/аттестации), объяснения учителей.
Потребуйте в письменной форме мотивированное решение школы (приказ/протокол комиссии) с обоснованием «оставления на второй год».

По результатам документов:
 если школа не выполнила учебный план/занятий — обращайтесь в школьный отдел образования/Рособрнадзор с жалобой; это повод квалифицировать как 19.30; можно просить проверки и восстановительных мер;

если решение принято с нарушением процедуры или незаконно ограничивает право ребёнка — жалоба в прокуратуру и ведомственные органы с требованием признать действие незаконным; прокуратура может привлечь по ст. 5.57;

 Параллельно можно обжаловать решение школы в суде (административный или гражданский) с требованием признать перевод/решение незаконным и обязать перевести ребёнка в следующий класс/провести новую аттестацию. В суде ключевыми будут доказательства нарушения процедуры или факта ненадлежащего образовательного процесса.

При подготовке жалобы/иска полезно ссылаться на 273‑ФЗ (права и порядок аттестации/перевода), локальные акты школы, Правила аттестации учащихся (если есть), а также на КоАП (ст.19.30 и 5.57) для просьбы о проведении проверки и привлечении виновных к административной ответственности. Успехов ВАМ!

0
0
0
0
Похожие вопросы
1000 ₽
Военное право
Начал переводится в другую воинскую часть на другую должность понадобилось прохождение ввк причем там же
Добрый день, такой вопрос служу по контракту в войсках с категорией годности А. Начал переводится в другую воинскую часть на другую должность понадобилось прохождение ввк причем там же где я проходил ввк при устройстве в нынешних часть только на этот раз мне поставили категорию В. Такой вопрос раз у меня категория В по новому заключению ввк и про перевод можно забыть, могу ли я на текущем месте службы где нужна категория А для моей должности писать на увольнение и пробовать уволится или встать на другую должность. Просто мои начальники уверяю что я прошел ввк незаконно( проходил ввк от другой части не сказав своим начальникам)и никто мне на это право не давал и поэтому никаких движений по моему вопросу не будет. Так вот имеет ли это заключение ввк юридическую силу если я проходил его в государственном госпитали. И допустим в случае мобилизации будет ли она учтена в военкомате при прохождении медкомиссии.
, вопрос №4775981, Игорь, г. Москва
Военное право
Скажите пожалуйста есть ли нарушение его прав?
Здравствуйте, брат на сво получил тяжёлое ранение,проходил лечение в госпитале,но его снова отправляют на СВО,хотя курс лечения до конца не пройден,и ВВК не было. Скажите пожалуйста есть ли нарушение его прав?
, вопрос №4775856, Надежда, г. Москва
700 ₽
Семейное право
Из важных фактов: - ПВ был сделан им, но как он может доказать?
Добрый день Квартира куплена в браке, сейчас в ипотеке. По договору у каждого по 1/2 части квартиры. Прошло 3 года с момента развода. Изначально БМ проживал в квартире, сейчас квартира пустует. Он платит ипотеку и коммуналку. Предложила выкупить ему долю, так как доля мне не нужна. Фактически квартирой пользоваться не могу (однокомнатная): сдавать не разрешает, да и впринципе что я там буду делать, если он в любой момент может прийти Почти год тянет момент выкупа доли "подожди немного". Зная его тяжелое финансовое предложение, предложил выкупить мою долю за копейки (примерно за треть от реальной стоимости). Либо это, либо ничего. Какой аргумент можно привести в качестве нарушения прав пользования имуществом? Из важных фактов: - ПВ был сделан им, но как он может доказать? - во время совместного проживания он официально не работал. Да и вообще особо не работал. Поэтому все расходы по содержанию квартиры (можно доказать чеками по оплате из банка) и совместному проживанию в течение 6 лет лежали на мне. - сейчас 3 года платит ипотеку и коммуналку он какие могут быть исходы и как правильно разделить имущество и что-нибудь получить?
, вопрос №4775916, Юлия, г. Москва
Защита прав потребителей
Есть шансы выиграть суд, чтобы понять обращаться за помощью в составлении иска?
Отказ наймодателя в возврате залога при досрочном расторжении договора найма квартиры Я - наниматель Договор с агентством был заключен на 1 год (Досрочно мной расторгнут спустя 8 месяцев, предварительно уведомил за 30 дней) В самом письменном договоре коммерческого найма не указаны какие-либо условия и обязанности, но указана ссылка на договор который находится на сайте агенства и что я принимаю эти условия Там на сайте из условий по моей ситуации указано следующее: Отказ наймодателя в возврате залога при досрочном расторжении договора найма квартиры 11.6. При досрочном расторжении Договора по инициативе Нанимателя или по инициативе Наймодателя, вследствие нарушения Нанимателем условий настоящего Договора, денежные средства, переданные в качестве залога (обеспечительного платежа), Нанимателю не возвращаются, при этом Наниматель обязан оплатить Долги и текущий период найма (календарный месяц) полностью. 11.6.1. Наймодатель может вернуть часть Залога, равную разнице между 50% Залога и Долгами Нанимателя, при условии расторжения Договора по инициативе Нанимателя, только при выполнении всех трех следующих условий: • надлежащего исполнения Договора Нанимателем, в том числе отсутствие ущерба; • своевременного письменного уведомления Наймодателя о досрочном расторжении Договора; • заключение Наймодателем (в период до прекращения /расторжения Договора) договора найма с новым нанимателем, при этом срок найма нового договора должен начинаться не позднее дня, следующего за датой окончания оплаченного Нанимателем периода Договора; В этом случае Залог возвращается в течение 3-х (трех) рабочих дней после возврата Квартиры Наймодателю по Акту возврата. В случае, если часть Залога, причитающаяся Нанимателю, меньше суммы, подлежащей уплате в качестве Долгов Нанимателя, то Наниматель обязан доплатить разницу (оплатить остаток Долга Нанимателя). 11.7. При досрочном расторжении Договора по вине Наймодателя, последний возвращает Нанимателю предоплату за непрожитый период текущего месяца найма и часть Залога, равную разнице между Залогом и Долгами Нанимателя, в течение 3-х (Три) рабочих дней после возврата Квартиры и Имущества по Акту возврата и Описи (за исключением п.11.5.) В случае, если Долги Нанимателя превышают Залог, то Наниматель обязан оплатить часть Долга Нанимателя, превышающую Залог. 11.8. Если Договор досрочно расторгается при обстоятельствах, за которые ни одна из Сторон не отвечает, то Наймодатель возвращает Залог и предоплату, в том числе за непрожитый период текущего месяца найма. 11.9. В случае досрочного расторжения Договора по вине Наймодателя, и, если Наниматель при заключении данного Договора, оплатил Наймодателю услуги по подбору Квартиры, то Наймодатель выплачивает штраф в размере вознаграждения по соответствующему договору возмездного оказания услуг. По итогу: Наймодатель вернул только 50% залога Мою письменную претензию отклонил есть ли шанс вернуть остаток залога ? насколько правомерно наймодатель удержал залог ? Есть шансы выиграть суд, чтобы понять обращаться за помощью в составлении иска ? Насколько правомерна ссылка на условия в договоре который подписан со стороны наймодателя факсимиле
, вопрос №4775799, Катасонов Александр, г. Москва
Побои
Вспомните последние разговоры: о чём говорили, были ли планы?
Кто лучше в вопросе "Что делать если родители долго не возвращаются с работы домой": Шимина Наталья Владимировна эксперт в области медиа, связей с общественностью, фандрайзинга и социальных проектов, основатель портала «ДЕТСКИЙВОПРОС.РФ» или Жаворонков Олег Адвокат, г. Владимир? Кому из этих двух доверять? Кратко. Этот адвокат Жаворонков Олег написал план действий и Шимина Наталья Владимировна тоже. Ответ Жаворонкова Олега: Это очень важный вопрос, и каждому ребенку полезно знать, как действовать в такой ситуации. Вот подробный план действий для несовершеннолетних, если родители долго не возвращаются домой, и связаться с ними не получается: 1. Сохраняй спокойствие (это самое главное!): • Глубоко вдохни и выдохни несколько раз. Паника не поможет, а только помешает думать ясно. • Помни, что задержки случаются. Возможно, родители просто задержались на работе, в пробке или у них разрядился телефон. 2. Уточни время: • Сколько времени прошло с тех пор, как родители должны были вернуться? 1-2 часа – это одно, а 5-6 часов – это совсем другое. • Когда ты в последний раз разговаривал с родителями? О чём вы говорили? 3. Проверь возможные места их нахождения дома: • Посмотри, не оставили ли родители записку. • Проверь, взяли ли они с собой ключи, кошелек и телефон. 4. Позвони ближайшим родственникам (если они есть и ты знаешь их номер): • Бабушки, дедушки, тети, дяди – они могут знать, где родители, или предложить помощь. 5. Если прошло 3-4 часа с ожидаемого времени возвращения и ты всё еще не можешь связаться с родителями: • Позвони 112 (Единая служба спасения): Это бесплатный номер, который работает даже без SIM-карты. • Сообщи диспетчеру, что родители не возвращаются домой, не отвечают на звонки, и у тебя нет возможности связаться с их знакомыми. • Назови свой адрес, ФИО родителей и опиши ситуацию максимально подробно. • Не вешай трубку, пока диспетчер не скажет, что может положить трубку. • Важно: 112 – это номер для экстренных случаев. Не звони туда без реальной причины для беспокойства. 6. После звонка 112: • Жди дома. Не уходи никуда и держи телефон рядом с собой. • Если к тебе приедут сотрудники полиции или спасатели, покажи им документы, удостоверяющие твою личность (если они есть) и объясни ситуацию. • Не открывай дверь незнакомым людям, пока не убедишься, что это сотрудники полиции или спасатели. Позвони 112 и уточни, действительно ли они отправляли к тебе людей. 7. Важные вещи, которые нужно знать заранее (если это возможно): • Выучи наизусть свой адрес и номер телефона. • Узнай ФИО родителей, даты их рождения и места работы. • Узнай, есть ли у родителей какие-то проблемы со здоровьем, о которых нужно знать. • Узнай, куда звонить в экстренных случаях (112). • Договорись с родителями о кодовом слове, которое можно использовать в случае опасности. Что делать, если ты боишься оставаться дома один: • Позвони 112 и попроси прислать сотрудника полиции или спасателя, чтобы он побыл с тобой до приезда родителей. • Позвони родственникам или знакомым, которым ты доверяешь, и попроси их приехать к тебе. Чего НЕ нужно делать: • Не уходи из дома. • Не открывай дверь незнакомым людям. • Не звони в полицию или спасателям без реальной причины для беспокойства. • Не доверяй информации из непроверенных источников. Важно: • Обсуди этот план действий с родителями. Расскажи им, что ты будешь делать, если они задержатся, и попроси их дать тебе полезные советы. • Помни, что ты не один. В случае необходимости всегда можешь обратиться за помощью к взрослым, которым ты доверяешь. Этот план поможет тебе действовать спокойно и уверенно в сложной ситуации. Помни, что главное – это твоя безопасность. Надеюсь, мой ответ поможет Вам лучше разобраться в сложившейся ситуации. Если я Вам уже помог, то оставьте пожалуйста отзыв, или отблагодарить можно здесь pravoved.ru/lawyer/4209138/ Ответ Шимины Натальи Владимировны: Это очень тревожная ситуация, и важно знать, как действовать спокойно и эффективно. Прежде всего, старайтесь сохранять спокойствие. Паника мешает ясно мыслить. Вот план действий, который поможет вам сориентироваться: I. Первые шаги и оценка ситуации (первые 1-2 часа после обычного времени возвращения): 1. Проверьте еще раз звонки и сообщения: * Позвоните снова на оба телефона родителей (если есть). * Отправьте еще одно SMS-сообщение. * Проверьте мессенджеры (WhatsApp, Telegram и т.д.), возможно, они написали там. * Убедитесь, что ваш телефон заряжен и есть связь. 2. Проверьте домашние признаки: * Их машина на месте? * Горит ли где-то свет, если обычно горит? * Слышны ли какие-то звуки из квартиры/дома? 3. Подумайте о возможных простых причинах: * Могли ли они застрять в пробке? * Разрядился ли у них телефон? * Могли ли они задержаться на работе из-за срочного дела? * Были ли у них какие-то планы, о которых вы могли забыть или которые могли измениться? II. Когда начинать беспокоиться и к кому обращаться (через 2-4 часа после обычного времени возвращения): Если прошло 2-4 часа с момента, когда родители обычно приходят домой, и вы до сих пор не получили ответа, или если у вас изначально были договоренности, что они должны вернуться к определенному времени и его уже давно прошло: 1. Свяжитесь с другими родственниками: * Позвоните бабушкам, дедушкам, тетям, дядям, взрослым братьям или сестрам. * Спросите, не связывались ли с ними родители, не знают ли они что-либо. * Это ваш первый приоритет для обращения. 2. Свяжитесь с надежными соседями или друзьями семьи: * Если у вас есть номер телефона соседей, которым вы доверяете, или близких друзей родителей. * Они могут что-то знать, или, если у них есть ключи, могут проверить квартиру/дом, если вы находитесь вне дома. 3. Подумайте о коллегах родителей: * Если вы знаете кого-то из их коллег или руководителей, можно попробовать связаться с ними. Они могут знать о задержках на работе или командировках. III. Когда бить тревогу и звонить в экстренные службы (спустя 4-6 часов и более, или если есть явные причины для беспокойства): Если вы перепробовали все вышеперечисленные варианты, и прошло уже более 4-6 часов (или если ситуация кажется действительно опасной, например, родители должны были приехать и были на машине, а по новостям сообщают об аварии на их маршруте, или если есть другие явные причины для беспокойства за их жизнь и здоровье): 1. Позвоните в полицию или по номеру экстренных служб. * В России это единый номер 112. * Объясните ситуацию максимально спокойно и четко. * Вас могут попросить подождать до 24 часов с момента предполагаемого исчезновения, но в случае, если исчезает взрослый человек, у которого могут быть проблемы со здоровьем, или если были какие-то предшествующие тревожные события, или если это ребенок/подросток, оставшийся один, полиция может начать действия раньше. * Будьте готовы ответить на вопросы: * Ваше имя, адрес, номер телефона. * Имена и фамилии родителей, их даты рождения. * Когда вы последний раз видели или слышали их. * Во что они были одеты. * На какой машине ездят (марка, цвет, номер). * Куда они направлялись (работа, магазин, к друзьям). * Были ли у них какие-то проблемы со здоровьем, долги, конфликты. * Какие действия вы уже предприняли (звонили родственникам, друзьям и т.д.). Что делать, пока ждете: * Оставайтесь дома. Не уходите из дома, чтобы искать родителей. Это может быть опасно для вас, и родители, если они вернутся, не найдут вас. * Держите телефон заряженным. * Закройте все двери и окна на замок. Не открывайте дверь незнакомым людям. * Не паникуйте. Постарайтесь отвлечься: почитайте книгу, посмотрите фильм, займитесь уроками. Поешьте, если проголодались. * Включите свет в нескольких комнатах, чтобы дом не выглядел пустым. Очень важно: Заранее договоритесь с родителями об экстренном плане действий на случай подобных ситуаций. У вас должен быть список номеров телефонов доверенных взрослых (родственников, соседей, друзей семьи), к которым вы можете обратиться. И родители должны всегда сообщать вам, если задерживаются, даже если у них сел телефон – можно попросить кого-то позвонить. Кому верить сейчас? Как связать ответы этих 2 человек в единый чёткий план? ### Кому доверять? Оба эксперта дают **ценные и безопасные рекомендации**, но с разными акцентами: * **Жаворонков** (адвокат) — делает упор на **юридически корректные действия** и чёткие границы («когда точно звонить в 112», «как общаться с полицией»). * **Шимина** (эксперт по детской безопасности) — фокусируется на **пошаговой диагностике** и **психологической поддержке**, предлагает шире искать информацию (соседи, коллеги родителей). **Доверять стоит обоим:** их планы не противоречат, а дополняют друг друга. ### Единый чёткий план действий **Этап 1. Первые 1–2 часа (диагностика и первичные контакты)** (по Шиминой + дополнения) 1. Сохраняйте спокойствие: глубоко вдохните‑выдохните, напомните себе, что задержки бывают. 2. Проверьте связь: * перезвоните родителям; * отправьте SMS и сообщения в мессенджеры; * убедитесь, что ваш телефон заряжен и есть сеть. 3. Осмотрите дом/двор: * есть ли машина родителей? * горит ли свет в привычных местах? * слышны ли звуки из квартиры? 4. Вспомните последние разговоры: о чём говорили, были ли планы? 5. Позвоните ближайшим родственникам (бабушки, дедушки, тёти, дяди). **Этап 2. 2–4 часа (расширение поиска)** (синтез обоих планов) 1. Свяжитесь с: * соседями, которым доверяете; * друзьями семьи; * коллегами родителей (если знаете контакты). 2. Проверьте возможные причины: пробка, разряженный телефон, срочная работа. 3. Подготовьте данные для 112: * ваш адрес и телефон; * ФИО и даты рождения родителей; * описание их одежды и машины (если есть); * маршрут, которым они ехали. **Этап 3. 4+ часов или явная опасность (экстренные меры)** (по Жаворонкову + уточнения Шиминой) 1. Позвоните в 112: * чётко назовите адрес, ФИО родителей, время исчезновения; * опишите ситуацию и уже предпринятые шаги; * не вешайте трубку, пока диспетчер не разрешит. 2. Ждите дома: * держите телефон под рукой; * закройте двери и окна; * не открывайте незнакомцам (уточняйте через 112, если приехали сотрудники). 3. Если страшно оставаться одному: * попросите 112 прислать сотрудника; * позвоните доверенным взрослым с просьбой приехать. **Что категорически нельзя делать:** * уходить из дома; * открывать дверь незнакомым; * звонить в 112 без реальных оснований; * доверять непроверенной информации. **Важно заранее (совет от обоих экспертов):** 1. Выучите свой адрес и телефон. 2. Узнайте ФИО, даты рождения и места работы родителей. 3. Договоритесь с родителями о кодовом слове для экстренных случаев. 4. Составьте список контактов доверенных взрослых (родственники, соседи, друзья семьи). 5. Обсудите этот план с родителями и уточните их рекомендации. **Итог:** используйте оба плана как единый алгоритм. Шимина помогает не упустить детали на ранних этапах, Жаворонков — действовать юридически грамотно в критических ситуациях.
, вопрос №4775584, Ольга, г. Москва
Дата обновления страницы 25.09.2025