Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Или, может, законным обогащением, это как с какой стороны посмотреть?
РАО предоставляет организатору мероприятия право использования музыкальных произведений, входящих в репертуар РАО. При этом а репертуар РАО входят как произведения, входящие в Реестр Общества, так все музыкальные произведения, обладатели прав на которые не заключили с РАО договоры о передаче полномочий по управлению их правами. Вопрос такой: обязано ли РАО выплачивать авторское вознаграждение авторам, у которых нет договоров с РАО, если организатор указывает их в своих отчетах? Если да, то каким образом и в какие сроки РАО должно выплатить таким авторам их долю авторского вознаграждения? Если нет, то как и на что доля, не выплаченная авторам, используется РАО в дальнейшем? И не является ли эти суммы для РАО незаконным обогащением? Или, может, законным обогащением, это как с какой стороны посмотреть? И, если все же РАО в большинстве случаев таким авторам вознаграждение не выплачивает, то, может нет смысла передавать РАО такие беспрецедентные и заведомо невыполнимые полнономочия?
Добрый день, Александр!
По вашему вопросу о деятельности РАО и выплатах авторам без договоров с РАО могу дать следующие разъяснения:
1. **Правовой статус РАО и расширенное коллективное управление**
Согласно ст. 1242-1244 ГК РФ, РАО осуществляет коллективное управление авторскими правами, в том числе в рамках расширенного управления. Приказом Минкультуры России от 15.08.2013 №1164 РАО получило государственную аккредитацию на управление правами авторов музыкальных произведений.
2. **Обязанность РАО выплачивать вознаграждение авторам без договоров**
Да, РАО обязано выплачивать вознаграждение авторам, даже если они не заключали с РАО договоры. Это прямо следует из п. 3 ст. 1244 ГК РФ: аккредитованная организация обязана принимать меры по идентификации правообладателей, имеющих право на получение вознаграждения, и выплачивать им причитающееся вознаграждение.
3. **Порядок и сроки выплат**
Согласно п. 4 ст. 1243 ГК РФ, РАО обязано:
— Распределять собранное вознаграждение пропорционально фактическому использованию произведений
— Регулярно представлять правообладателям отчеты о собранных суммах
— Выплачивать вознаграждение не реже четырех раз в год
Конкретные сроки и порядок выплат определяются внутренними документами РАО, в частности, Положением о распределении и выплате авторского вознаграждения.
4. **Судьба невостребованных сумм**
В соответствии с п. 5 ст. 1243 ГК РФ, вознаграждение, не выплаченное правообладателям в связи с невозможностью их идентификации, должно быть депонировано. Срок хранения таких средств составляет три года. По истечении этого срока невостребованные средства могут быть включены в распределяемые суммы или направлены на уставные цели организации.
5. **Вопрос о законности обогащения**
Использование невостребованных сумм по истечении трехлетнего срока на уставные цели РАО не является незаконным обогащением, поскольку такой порядок прямо предусмотрен законом (п. 5 ст. 1243 ГК РФ). Однако РАО обязано принимать все разумные меры для поиска правообладателей.
6. **Целесообразность расширенного управления**
Система расширенного коллективного управления правами существует во многих странах и направлена на баланс интересов авторов и пользователей. Альтернативой было бы получение разрешения от каждого автора отдельно, что практически невозможно при массовом использовании произведений.
Важно отметить, что согласно п. 4 ст. 1244 ГК РФ, автор вправе в любой момент полностью или частично отказаться от управления его правами со стороны РАО, направив соответствующее уведомление.
Удачи в делах!
Но в связи с ним появилось еще 2 вопроса:
1. Если автор, у которого нет заключенного договора с РАО, так и не получил вознаграждение от него за исполнение его произведений, куда нужно ему обратиться? Достаточно обратиться в РАО? И обязательно ли будет заключать с РАО договор? Просто достоверно известно об отчетах, которые были переданы организаторами в РАО и в которых авторы были указаны, но никакого вознаграждения от РАО они не получили. Насколько я понимаю, РАО особо и предпринимает «меры по идентификации правообладателей, имеющих право на получение вознаграждения», и эта ситуация им на руку.
2. Учитывая то, что вознаграждение должно пропорционально распределяться фактическому использованию произведений, правомерно ли такая ситуация, когда РАО, используя свое практически монопольное положение по коллективному управлению правами, навязывает организатором мероприятий такие условия договоров, которые исключают в распределении вознаграждения учет произведений, которые не подпадают под управление РАО (произведения, перешедшие в общественное достояние, при наличии свободной лицензии, прямых договоров с правообладателями или с другими организациями по управлению правами на коллективной основе, произведения, которые исключены из управления РАО и пр.). То есть, даже, если в программе мероприятия использованы помимо произведений, входящих в репертуар РАО, большая часть произведений, не подпадающих под условия договора с РАО из числа перечисленных, то организаторы должны перечислять в РАО авторское вознаграждение по своей ставке все равно от всей суммы дохода от продажи билетов, а не только от доли дохода, приходящейся на произведения, которые подпадают под управления РАО. То есть нет никакой разности, использованы ли в программе Произведения, которые можно свободно исполнять или по которым нужно выплачивать вознаграждения по другим договорам, или таких произведений в программе нет.
Для наглядности я смоделировал ситуацию с одним их таких концертов и высылаю ее в прикрепленном файле. Буду очень признателен, если Вы прокомментируете эту ситуацию и ответите на вопросы.