8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.

После признания многоквартирного дома аварийным обязаны ли органы местного самоуправления внести его в региональную программу переселения, если да, то в какие сроки с момента признания дома аварийным

После признания многоквартирного дома аварийным обязаны ли органы местного самоуправления внести его в региональную программу переселения, если да, то в какие сроки с момента признания дома аварийным.

, Елена, г. Новосибирск
Екатерина Набатова
Екатерина Набатова
Юрист, г. Москва

Здравствуйте!

1. Суть вопроса (как это видит право)

Многоквартирный дом уже признан аварийным и подлежащим сносу/реконструкции.
Вы хотите понять:

обязаны ли органы власти внести дом в региональную адресную программу переселения,
если да – в какой срок после признания дома аварийным.

Ключевой нюанс: региональная программа – это инструмент софинансирования из Фонда содействия реформированию ЖКХ, а не единственный способ обеспечить ваши жилищные права.

2. Нормы права

ЖК РФ – как обеспечиваются права собственника аварийного жилья

Если МКД признан аварийным и подлежащим сносу, жилищные права собственника обеспечиваются в порядке ст. 32 ЖК РФ:
орган, изымающий жильё, обязан выкупить помещение по рыночной цене с возмещением убытков (переселение как таковое – форма реализации выкупа).

Региональная адресная программа (РАП) – 185-ФЗ

Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ

«О Фонде содействия реформированию ЖКХ»:

Ст. 16 – региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда:

утверждается высшим исполнительным органом субъекта РФ, а не муниципалитетом (ч. 1);
если программа начинается после 01.01.2019, она утверждается на период до 1 сентября 2025 года (ч. 1). 
программа обязана содержать перечень МКД, признанных до 01.01.2017 аварийными и подлежащими сносу/реконструкции (ч. 2 п. 1), и срок переселения по каждому дому (ч. 2 п. 2). 

Ст. 20.15 185-ФЗ – отдельная РАП для домов, признанных аварийными после 01.01.2017, также должна содержать перечень таких домов, при этом к ней по сути применяются требования ст. 16 (кроме отдельных пунктов).

То есть: федеральный закон говорит, что региональная программа в принципе должна содержать все аварийные дома соответствующего периода.

Обзор ВС РФ по аварийному жилью

Верховный Суд в Обзоре практики (29.04.2014) прямо указал:

если дом не включён в региональную программу, жилищные права собственника обеспечиваются по ст. 32 ЖК РФ – через выкуп;
если дом включён в программу, собственник по выбору вправе требовать либо выкупа, либо предоставления другого жилья в собственность (в связи с применением 185-ФЗ).
Суд подчёркивает: отсутствие дома в программе не лишает права на выкуп, но лишает права требовать новое жильё вместо выкупа.

3. Есть ли прямая обязанность «сразу включить дом в программу» и в какие сроки?

3.1. Обязанность включения

По федеральным нормам:

Прямая норма вида
«после признания дома аварийным орган местного самоуправления обязан внести его в РАП в течение Х дней»
ОТСУТСТВУЕТ.

Механика такая:

Муниципалитет (или уполномоченный орган) признаёт дом аварийным по Правилам, утв. Постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 (обследование, комиссия и т.п.).
Субъект РФ (а не муниципалитет) формирует региональную адресную программу и включает туда аварийные дома на своей территории, чтобы получить финансирование от Фонда (185-ФЗ, ст. 16, 20.14, 20.15). 

То есть формально обязанность «иметь программу с перечнем аварийных домов» лежит на субъекте РФ, а местное самоуправление – лишь даёт сведения и реализует расселение.

3.2. Сроки включения

Федеральное законодательство:

НЕ устанавливает конкретного срока (30 дней, 6 месяцев и т.п.) для включения конкретного дома в региональную программу с момента признания его аварийным.
Закон говорит о сроках:

действия программы (до 01.09.2025);
реализации её этапов (ч. 11 ст. 16 – этапы должны быть реализованы не позднее 31 декабря года, следующего за годом выделения финансирования, а этап 2024 года – не позднее 01.09.2025). 

Но это сроки исполнения уже утверждённых программ, а не «срок регистрации» нового аварийного дома в программе.

В реальности:

порядок и периодичность внесения изменений в РАП (добавление новых домов) обычно определены региональными актами и методическими рекомендациями Минстроя РФ (ч. 2.3 ст. 16 185-ФЗ – Минстрой утверждает методические рекомендации). 
где-то обновляют программу ежегодно, где-то – чаще/реже.

4. Практическая позиция судов

ВС РФ и нижестоящие суды исходят из того, что сам по себе факт признания дома аварийным не даёт собственнику субъективного права требовать обязательного включения именно его дома в РАП в определённый срок.
Если дом не включён в программу, суды применяют ст. 32 ЖК РФ:
орган власти должен изъять и выкупить помещение;
обязать предоставить новое жильё вместо выкупа нельзя, пока дом не включён в РАП.
Вместе с тем длительное бездействие органов (они вообще не решают вопрос – ни выкуп, ни включение в программу, ни расселение) может квалифицироваться как нарушение ст. 40 Конституции РФ (право на жилище) + норм ЖК РФ и оспариваться в суде как незаконное бездействие.

5. Что можно делать на практике

Если у вас дом уже признан аварийным, а в программу:

ещё не внесён, и сроки расселения не ясны – алгоритм такой:

Письменно запросить в администрации/региональном жилищном органе:

включён ли дом в действующую региональную адресную программу;
если нет – когда планируется включение;
какой срок переселения по дому предусмотрен/будет предусмотрен.

При отсутствии реакции либо формальном ответе:

жалоба в прокуратуру (на бездействие органов, отсутствие информации о сроках расселения аварийного дома);
далее – административный иск к органу местного самоуправления/субъекту РФ о признании бездействия незаконным и возложении обязанности решить вопрос о способе обеспечения жилищных прав (принять решение об изъятии и выкупе, определить сроки расселения и т.д. – с опорой на ст. 32 ЖК РФ и разъяснения ВС РФ).

Если дом уже в программе, но сроки расселения в ней чрезмерно сдвинуты:

можно пытаться оспаривать сроки переселения, как несоответствующие целям 185-ФЗ и нарушающие ваши права (особенно при угрозе обрушения) – через суд, с привлечением прокуратуры.

Итог (коротко)

Федеральное законодательство не содержит прямой нормы, которая обязывает орган местного самоуправления внести конкретный аварийный дом в региональную программу переселения в фиксированный срок (30 дней, год и т.п.) после признания аварийным.
Обязанность формировать и утверждать региональную адресную программу, включающую аварийные дома соответствующего периода и устанавливающую по ним сроки переселения, лежит на субъекте РФ (ст. 16, 20.15 185-ФЗ). Конкретные сроки включения новых домов определяются региональными актами и графиком обновления программы, а не федеральным законом. 
Даже если дом не включён в программу, жилищные права собственников обеспечиваются через ст. 32 ЖК РФ – выкуп жилья органом власти. Включение в программу даёт дополнительные возможности (право выбора: выкуп или предоставление новой квартиры), но не является единственным механизмом защиты.

Буду рада Вашей положительной оценке ответа (плюсику).

Если мои материалы вам полезны, Вы можете отблагодарить меня по ссылке m.pravoved.ru/pay/lawyer-reward/id/4241969/

Спасибо за любую поддержку!

С уважением,

Набатова Екатерина 

1
0
1
0
Похожие вопросы
Алименты
Добрый день у человека займ от золотой короны более 700 тыс рублей просроченных может ли он въехать на территорию России?
Добрый день у человека займ от золотой короны более 700 тыс рублей просроченных может ли он въехать на территорию России?если да то какие будут последствии
, вопрос №4767016, Ибрагим, г. Москва
Недвижимость
И вообще какие плюсы и минусы у нас как собственников жилья в данной ситуации?
Здравствуйте! Территория, на которой расположен наш 2х этажный многоквартирный дом и другие 2х этажные многоквартирные дома планируется под застройку новыми жилыми домами. Наш дом 1960 года постройки. Застройщик предлагает нам подать заявление на признание нашего дома аварийным и взамен предлагает либо денежную компенсацию по рыночной цене либо равноценное жилье в новостройке. Но я читала, что если признанный аварийным дом не включен в региональную программу по переселению из аварийного жилья, то собственник имеет право только на денежную компенсацию по рыночной стоимости. Так ли это? И вообще какие плюсы и минусы у нас как собственников жилья в данной ситуации?
, вопрос №4766855, Елена, г. Новосибирск
Трудовое право
И если да, то могу я сейчас что то сделать для её получения?
Добрый вечер. Я работала в детском саду, педагогом. В 2024 году выяснилось, что педагогами не оплачивали заработную плату. Мне пришлось в июне 2024 года уволиться по семейному обстоятельсту. А в декабре всем педагогам сада (да это вообще повсем сада города было) выплатили эту задолженность. Только провели это как премия. У меня вопрос:должны мне были выплатить эту задолженность при увольнении? И если да, то могу я сейчас что то сделать для её получения? Мне то сказали раз уволилась, значит ничего тебе. И, говорят, что и прошлый год не все выплатили, в этом году должны им опять выплатить эти остатки задолженности.
, вопрос №4766692, Людмила Анатольевна Буркотенко-Буркот, г. Великий Новгород
450 ₽
Вопрос решен
Наследство
Можно ли наследника по закону привлечь к ответственности по УК РФ
Добрый день. В ходе наследственного дела наследник по завещанию выявил, что в наследственную массу попали объекты недвижимости, которые были уничтожены пожаром. Часть из уничтоженых были в последствии восстановлены но с других материалов, другой этажностью и другой площадью нежели указанов ЕГРН. В последствии наследник по завещанию обратился письменно к нотариусу указав на описанные выше факты в доказательства предоставив акт о пожаре и фото до пожара и на момент смерти наследодателя и попросил не выдавать свидетельства о праве на наследство наследнику по закону на спорное имущество до момента приведения указанного наследственного имущества к реальной картине. В следствии нотариус опираясь на предоставленные документы и технические паспорта от наследника по закону абсолютно игнорируя информацию от наследника по завещанию таки выдала свидетельства о наследстве наследнику по закону. Наследник по завещанию на свою долю свидетельства не получил т.к не желает вступать в наследство по несуществующему имуществу. Прошло время и наследник по закону, заведомо зная о несоответствии существующих объектов правоустанавливающим документам и об фактическом отсутствии других объектов подал иск к наследнику по завещанию о распределении долей в натуре по всем объектам. Собственно вопрос: Правомерно ли нотариус выдал свидетельства на несуществующие объекты. Можно ли наследника по закону привлечь к ответственности по УК РФ. Если да- по какой статье . Заранее благодарю за ответ.
, вопрос №4764384, Евгения, г. Краснодар
1150 ₽
Вопрос решен
Нотариат
В нашем случае чем отличается договор дарения от брачного договора?
Здравствуйте! Мы с мужем в 2023-м году погасили долг за квартиру, приобретённую по программе социальной ипотеки. Эта собственность поделена на 5 долей между членами семьи, т.е. у каждого 1/5 квартиры. Несовершеннолетних нет. Муж изъявил желание свою долю (1/5) подарить мне, т.е. жене. Нотариус отказал в оформлении договора дарения, сказал, что в нашей ситуации возможен только вариант оформления брачного договора. Так ли это на самом деле? В нашем случае чем отличается договор дарения от брачного договора? Имеют ли обратную силу договор дарения и брачный договор, если "да", то в течение какого срока и в каких случаях?
, вопрос №4764734, Ира, г. Москва
Дата обновления страницы 22.11.2025