Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
После признания многоквартирного дома аварийным обязаны ли органы местного самоуправления внести его в региональную программу переселения, если да, то в какие сроки с момента признания дома аварийным
После признания многоквартирного дома аварийным обязаны ли органы местного самоуправления внести его в региональную программу переселения, если да, то в какие сроки с момента признания дома аварийным.
Здравствуйте!
1. Суть вопроса (как это видит право)
Многоквартирный дом уже признан аварийным и подлежащим сносу/реконструкции.
Вы хотите понять:
обязаны ли органы власти внести дом в региональную адресную программу переселения,
если да – в какой срок после признания дома аварийным.
Ключевой нюанс: региональная программа – это инструмент софинансирования из Фонда содействия реформированию ЖКХ, а не единственный способ обеспечить ваши жилищные права.
2. Нормы права
ЖК РФ – как обеспечиваются права собственника аварийного жилья
Если МКД признан аварийным и подлежащим сносу, жилищные права собственника обеспечиваются в порядке ст. 32 ЖК РФ:
орган, изымающий жильё, обязан выкупить помещение по рыночной цене с возмещением убытков (переселение как таковое – форма реализации выкупа).
Региональная адресная программа (РАП) – 185-ФЗ
Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ
«О Фонде содействия реформированию ЖКХ»:
Ст. 16 – региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда:
утверждается высшим исполнительным органом субъекта РФ, а не муниципалитетом (ч. 1);
если программа начинается после 01.01.2019, она утверждается на период до 1 сентября 2025 года (ч. 1).
программа обязана содержать перечень МКД, признанных до 01.01.2017 аварийными и подлежащими сносу/реконструкции (ч. 2 п. 1), и срок переселения по каждому дому (ч. 2 п. 2).
Ст. 20.15 185-ФЗ – отдельная РАП для домов, признанных аварийными после 01.01.2017, также должна содержать перечень таких домов, при этом к ней по сути применяются требования ст. 16 (кроме отдельных пунктов).
То есть: федеральный закон говорит, что региональная программа в принципе должна содержать все аварийные дома соответствующего периода.
Обзор ВС РФ по аварийному жилью
Верховный Суд в Обзоре практики (29.04.2014) прямо указал:
если дом не включён в региональную программу, жилищные права собственника обеспечиваются по ст. 32 ЖК РФ – через выкуп;
если дом включён в программу, собственник по выбору вправе требовать либо выкупа, либо предоставления другого жилья в собственность (в связи с применением 185-ФЗ).
Суд подчёркивает: отсутствие дома в программе не лишает права на выкуп, но лишает права требовать новое жильё вместо выкупа.
3. Есть ли прямая обязанность «сразу включить дом в программу» и в какие сроки?
3.1. Обязанность включения
По федеральным нормам:
Прямая норма вида
«после признания дома аварийным орган местного самоуправления обязан внести его в РАП в течение Х дней»
ОТСУТСТВУЕТ.
Механика такая:
Муниципалитет (или уполномоченный орган) признаёт дом аварийным по Правилам, утв. Постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 (обследование, комиссия и т.п.).
Субъект РФ (а не муниципалитет) формирует региональную адресную программу и включает туда аварийные дома на своей территории, чтобы получить финансирование от Фонда (185-ФЗ, ст. 16, 20.14, 20.15).
То есть формально обязанность «иметь программу с перечнем аварийных домов» лежит на субъекте РФ, а местное самоуправление – лишь даёт сведения и реализует расселение.
3.2. Сроки включения
Федеральное законодательство:
НЕ устанавливает конкретного срока (30 дней, 6 месяцев и т.п.) для включения конкретного дома в региональную программу с момента признания его аварийным.
Закон говорит о сроках:
действия программы (до 01.09.2025);
реализации её этапов (ч. 11 ст. 16 – этапы должны быть реализованы не позднее 31 декабря года, следующего за годом выделения финансирования, а этап 2024 года – не позднее 01.09.2025).
Но это сроки исполнения уже утверждённых программ, а не «срок регистрации» нового аварийного дома в программе.
В реальности:
порядок и периодичность внесения изменений в РАП (добавление новых домов) обычно определены региональными актами и методическими рекомендациями Минстроя РФ (ч. 2.3 ст. 16 185-ФЗ – Минстрой утверждает методические рекомендации).
где-то обновляют программу ежегодно, где-то – чаще/реже.
4. Практическая позиция судов
ВС РФ и нижестоящие суды исходят из того, что сам по себе факт признания дома аварийным не даёт собственнику субъективного права требовать обязательного включения именно его дома в РАП в определённый срок.
Если дом не включён в программу, суды применяют ст. 32 ЖК РФ:
орган власти должен изъять и выкупить помещение;
обязать предоставить новое жильё вместо выкупа нельзя, пока дом не включён в РАП.
Вместе с тем длительное бездействие органов (они вообще не решают вопрос – ни выкуп, ни включение в программу, ни расселение) может квалифицироваться как нарушение ст. 40 Конституции РФ (право на жилище) + норм ЖК РФ и оспариваться в суде как незаконное бездействие.
5. Что можно делать на практике
Если у вас дом уже признан аварийным, а в программу:
ещё не внесён, и сроки расселения не ясны – алгоритм такой:
Письменно запросить в администрации/региональном жилищном органе:
включён ли дом в действующую региональную адресную программу;
если нет – когда планируется включение;
какой срок переселения по дому предусмотрен/будет предусмотрен.
При отсутствии реакции либо формальном ответе:
жалоба в прокуратуру (на бездействие органов, отсутствие информации о сроках расселения аварийного дома);
далее – административный иск к органу местного самоуправления/субъекту РФ о признании бездействия незаконным и возложении обязанности решить вопрос о способе обеспечения жилищных прав (принять решение об изъятии и выкупе, определить сроки расселения и т.д. – с опорой на ст. 32 ЖК РФ и разъяснения ВС РФ).
Если дом уже в программе, но сроки расселения в ней чрезмерно сдвинуты:
можно пытаться оспаривать сроки переселения, как несоответствующие целям 185-ФЗ и нарушающие ваши права (особенно при угрозе обрушения) – через суд, с привлечением прокуратуры.
Итог (коротко)
Федеральное законодательство не содержит прямой нормы, которая обязывает орган местного самоуправления внести конкретный аварийный дом в региональную программу переселения в фиксированный срок (30 дней, год и т.п.) после признания аварийным.
Обязанность формировать и утверждать региональную адресную программу, включающую аварийные дома соответствующего периода и устанавливающую по ним сроки переселения, лежит на субъекте РФ (ст. 16, 20.15 185-ФЗ). Конкретные сроки включения новых домов определяются региональными актами и графиком обновления программы, а не федеральным законом.
Даже если дом не включён в программу, жилищные права собственников обеспечиваются через ст. 32 ЖК РФ – выкуп жилья органом власти. Включение в программу даёт дополнительные возможности (право выбора: выкуп или предоставление новой квартиры), но не является единственным механизмом защиты.
Буду рада Вашей положительной оценке ответа (плюсику).
Если мои материалы вам полезны, Вы можете отблагодарить меня по ссылке m.pravoved.ru/pay/lawyer-reward/id/4241969/
Спасибо за любую поддержку!
С уважением,
Набатова Екатерина