Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
И как определить кратчайший маршрут?
Компенсация расходов проезда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
(работаем по постановлению от 15.02.25 № 164 (в силу с 01.09.25) , ранее постановление от 12.06.2008 № 455).
Работник федерального государственного учреждения г.Братск провел отпуск в г.Калининград.
Маршрут к месту использования отпуска:
Авиа S7 единый эл.билет
Братск (25.07)-ч/з Москва(транзитный)(25.07)-Калининград(26.07)
Обратно:
Авиа ПАО Аэрофлот
1.Калиниград (09.08)-Чебоксары (09.08)
2.Чебоксары- Казань- документов нет
Авиа S7 единый эл.билет
3.Казань(19.08)-ч/з Новосибирск(транзитный)(19.08)(20/08)-Братск(20.08)
По какой справке верно принять расходы по обратной дороге
с Калиниград до Братск?
1.Плацкарт ж/д кратчайший путь Калиниград-Москва(транзит)-Братск
2.Купэ ж/д кратчайший путь Калинигард-Москва(транзит)-Братск
3.Авиа кратчайший путь Калиниград-Москва(транзит)-Братск (данные у авиаперевозчика о стоимости уже не сохранились, есть только мин, сред, макс. на эти даты вылета.
4.Авиа кратчайший путь Калинград-Новосибирск(транзит)-Братск
(данные у авиапервозчика о стоимоси уже не сохранились , есть только мин, сред, макс на эти даты вылета)
5. Составной маршрут: ж/д и авиа.
ж/д (плацкарт)от Калининграда до Казань и дальше принять расходы фактические Казань-Новосибирск(транзитный)-Братск
6. Составной маршрут: ж/д и авиа.
ж/д (купэ)от Калининграда до Казань и дальше принять расходы фактические Казань-Новосибирск(транзит)-Братск.
Но! у работник 3-три места отдыха.
Он выбрал самое удаленное-Калиниград.
Транзитный город в любом случае необходим, чтоб добраться из Калиниграда до Братска и ж/д , и авиа: Москва, Новосибирск.
И как определить кратчайший маршрут?
Ведь возвращался он обратно по карте РФ в направлении к месту жительства г.Братск. Кругами не ездил.
Здравствуйте.
В вашей ситуации компенсация считается не по фактическому обратному маршруту (Калининград – Чебоксары – Казань – Новосибирск – Братск), а в пределах стоимости проезда по кратчайшему маршруту от места отдыха (Калининград) до места жительства (Братск). То, что работник отдыхал в нескольких городах и «не ездил кругами», юридического значения не имеет: закон привязывает компенсацию именно к стоимости кратчайшего, а не фактического маршрута.
Согласно ст. 325 ТК РФ и Постановлению Правительства РФ от 15.02.2025 № 164 расходы возмещаются не выше стоимости проезда по кратчайшему маршруту общедоступным видом транспорта, а конкретный порядок и вид транспорта определяется локальным актом работодателя. Из перечисленных вами вариантов при отсутствии специальных правил в локальном положении обоснованно ориентироваться на справку о стоимости авиаперелёта по кратчайшему маршруту Калининград – Москва – Братск (вариант, аналогичный вашему п. 3), как наиболее прямому и экономичному; ж/д и смешанные (ж/д + авиа) маршруты обычно используют как базу только если это прямо установлено локальным актом или при отсутствии доступного авиасообщения.
Сейчас целесообразно: 1) зафиксировать в служебной записке выбранный «кратчайший маршрут» и его обоснование; 2) запросить у авиакомпании или агентства справку о стоимости перелёта по этому маршруту на соответствующие даты (минимальный или средний тариф — если это допускает ваше положение); 3) компенсировать работнику фактические расходы в пределах указанной суммы.
Здравствуйте!
Компенсация расходов производится на основании п. 10 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.02.2025 № 164.
Так как работник проводил отпуск в нескольких местах (Калининград, Чебоксары, Казань), работодатель обязан компенсировать проезд только до одного из них (по выбору работника) и обратно. Работник выбрал Калининград как наиболее удаленную точку.
Поскольку фактически использовался воздушный транспорт, расчет лимита (справки) также должен производиться по тарифам авиаперелета (экономкласс), а не поезда. Принудительная замена вида транспорта на железнодорожный (плацкарт/купе) при наличии авиасообщения нарушает права работника и противоречит ст. 325 ТК РФ, гарантирующей оплату стоимости проезда в пределах фактических расходов.
Кратчайший путь: Калининград — Москва — Братск (так как прямых рейсов нет, транзит через Москву является стандартным кратчайшим маршрутом).
Берется справка о минимальной стоимости авиабилета на этом направлении на дату вылета. Работнику выплачивается сумма фактических расходов (за вычетом билета Чебоксары-Казань), но не выше стоимости из справки.
Вариант с ж/д справкой незаконен, так как занижает гарантии работника. Принимать к оплате составной маршрут (ж/д + авиа) также некорректно, так как он не соответствует ни факту поездки, ни методологии расчета кратчайшего пути.
Ирина, здравствуйте!
Для определения суммы компенсации расходов по обратному пути (Калининград — Братск) следует руководствоваться Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2025 г. № 164 (далее — Положение № 164).
Согласно пунктам 11, 12 и 13 Положения № 164 компенсируются фактические расходы при условии предоставления проездных документов.
При отсутствии документов на часть пути или при использовании личного транспорта, расходы компенсируются по наименьшей стоимости проезда кратчайшим путем.
Сумма компенсации не может превышать стоимость проезда кратчайшим путем по наиболее экономичному тарифу (плацкарт или экономкласс авиа) от места жительства до места отдыха и обратно.
Вам нужно принять расходы по обратному пути на основании сравнения фактических подтвержденных расходов с нормативной стоимостью проезда кратчайшим путем.
Определите нормативную (предельную) стоимость проезда. Рассчитайте стоимость проезда кратчайшим и наиболее экономичным путем (например, авиа экономкласса через Москву) от Калининграда до Братска на дату вылета.
В данном случае подойдут варианты 3 или 4, используя имеющиеся у вас данные о минимальной/средней стоимости авиабилета экономкласса.
Сложите подтвержденные расходы: авиабилет Калининград-Чебоксары + авиабилет Казань-Братск.
К этой сумме добавьте расчетную стоимость проезда кратчайшим путем (например, автобус, ж/д плацкарт) между Чебоксарами и Казанью (за участок без документов).
Компенсируйте наименьшую из двух сумм: либо сумму из пункта 2 (фактические/расчетные расходы работника), либо сумму из пункта 1 (нормативная стоимость кратчайшего пути).
Какой вариант справки выбрать?
Вы не можете просто выбрать один из вариантов 1-6 как единственный правильный для всей компенсации. Эти варианты используются для расчета предельной суммы.
Если вы используете нормативный расчет (варианты 1, 2, 3, 4), вы берете стоимость авиа экономкласса (вариант 3 или 4), так как авиасообщение является основным и кратчайшим способом добраться из Калининграда в Братск.
Варианты 5 и 6 описывают расчет фактических расходов.
Итоговый ответ:
Расходы принимаются по справке о стоимости проезда авиа кратчайшим путем Калининград — Москва (транзит) — Братск (вариант 3), если эта сумма окажется меньше, чем сумма фактических расходов работника по его сложному маршруту через Чебоксары и Казань.
Выплата производится в размере фактических расходов, но не выше стоимости проезда кратчайшим путем по наиболее экономичному тарифу (экономкласс).
Здравствуйте, Ирина.
Главный вопрос: По какой справке принять обратное возвращение из Калининграда в Братск по плацкарту, купэ или авиа, (кратчайший маршрут через транзитный город) или плюс принять частично и фактические расходы.
Правильный ответ: Вариант 3. Авиа кратчайший путь Калининград-Москва(транзит)-Братск.
Подробное обоснование и порядок действий:
Ваша ситуация будет регулироваться Постановлением Правительства РФ от 15.02.2025 № 164. Согласно п. 10 данных Правил, компенсация предоставляется на фактически произведенные расходы, но не может превышать стоимости проезда по кратчайшему маршруту от места работы до места использования отпуска.
Вы правы, что при наличии нескольких мест отдыха компенсация выплачивается только до одного из них (п. 6 Правил). Работник выбрал Калининград, что является его правом. Ключевой момент. Поскольку работник фактически использовал воздушный транспорт для основной части пути (включая обратный перелет Казань-Братск), расчет предельной суммы компенсации (лимита) должен производиться исходя из тарифов на авиаперевозки (экономкласс), а не железнодорожного транспорта. Использование справки о стоимости ж/д билета (плацкарт/купе) для создания искусственного лимита неправомерно, так как это занижает установленные законом гарантии и противоречит принципу компенсации фактических расходов в рамках, определенных аналогичным видом транспорта (ст. 325 ТК РФ). Для авиасообщения между Калининградом и Братском кратчайшим логистическим маршрутом является путь с пересадкой (транзитом) в Москве (Калининград – Москва – Братск). Это стандартный и самый короткий по времени и расстоянию маршрут. Маршрут через Новосибирск (вариант 4) будет длиннее, поэтому он не является «кратчайшим». Поскольку данные о точной стоимости авиабилетов Калининград-Чебоксары и ориентировочного переезда Чебоксары-Казань не сохранились, действует следующее правило: компенсация за этот участок пути не может превысить стоимость проезда по кратчайшему маршруту (Калининград-Москва-Братск). Для этого вам необходимо получить справку от авиакомпании или воспользоваться официальными системами бронирования о минимальной стоимости авиабилета экономкласса по маршруту Калининград – Москва – Братск на даты, максимально близкие к дате вылета работника (09-10 августа).
Порядок расчета компенсации для работника:
Принять к оплате фактические расходы, подтвержденные документами: Билет S7: Казань-Новосибирск-Братск (20.08) — полностью. Билет ПАО «Аэрофлот»: Калининград-Чебоксары (09.08) — но только в части, не превышающей лимит.
Рассчитать лимит (предельную сумму): Получить справку о минимальной стоимости авиабилета экономкласса по маршруту Калининград – Москва – Братск. Эта сумма — максимум, который можно компенсировать за весь обратный путь из Калининграда в Братск, независимо от фактических затрат.
Произвести выплату: Сложите подтвержденные расходы по билетам (Калининград-Чебоксары + Казань-Братск). Если эта сумма меньше или равна лимиту из справки (п.2) — компенсируете ее полностью. Если эта сумма превышает лимит — компенсируете сумму, равную лимиту.
Таким образом, для корректного расчета вам необходима справка по варианту 3. Варианты с железной дорогой (1, 2, 5, 6) не соответствуют фактически использованному работником виду транспорта и приведут к не занижению компенсации. Вариант 4 не является кратчайшим.