8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.

О защите прав потребителей

Здравствуйте, подскажите пожалуйста, являются ли наручные электронно-кварцевые часы технически сложным товаром. Нужно ли проводить проверку качества товара если они с момента покупки не заводятся? Спасибо.

, Екатерина, г. Киселевск
Алексей Сахно
Алексей Сахно
Юрист, г. Кемерово

Вопрос: «являются ли наручные электронно-кварцевые часы технически сложным товаром?»

На мой взгляд в практике бытуют два мнения:

Руководствоваться Законом
РФ «О защите прав потребителей» и «Правилами продажи отдельных видов товаров»
утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55.

Первое мнение:

Часы как технически сложный товар бытового назначения.


● Часы как технически сложный товар (ТСТ) указаны в п. 47 Правил продажи отдельных видов товаров. Этот пункт, структурно входит в раздел IV Правил продажи под названием «Особенности продажи технически сложных товаров бытового назначения»:

47) Бытовые радиоэлектронная аппаратура, средства связи, вычислительная и множительная техника, фото- и киноаппаратура, часы, музыкальные товары, электробытовые приборы, машины и инструменты, бытовое газовое оборудование и устройства, другие технически сложные товары бытового назначения до подачи в торговый зал или к месту выдачи покупки должны пройти
предпродажную подготовку, которая включает: распаковку товара, удаление заводской смазки, пыли, стружек; осмотр товара; проверку комплектности, качества изделия, наличия необходимой информации о товаре и его изготовителе;
при необходимости сборку изделия и его наладку.

● В соответствии со ст. 25 Закона потребитель имеет право обменять (или возвратить, если аналогичного товара на день обращения потребителя к продавцу в продаже не
оказалось) непродовольственный товар надлежащего качества, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.

В соответствии с п. 1 той же статьи Перечень товаров, не подлежащих обмену по основаниям, указанным в ст. 25 Закона, утверждается Правительством РФ.
«Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита,
фасона, расцветки или комплектации» утвержден Постановлением от 19 января 1998 г. № 55.

В пункте 11 этого Перечня названы: технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки (станки металлорежущие и деревообрабатывающие бытовые; электробытовые машины и приборы; бытовая радиоэлектронная аппаратура; бытовая вычислительная и множительная техника; фото- и киноаппаратура; телефонные аппараты и факсимильная аппаратура; электромузыкальные инструменты; игрушки электронные, бытовое газовое оборудование и устройства).

На часы установлен гарантийный срок. Кроме того, в п. 47 «Правил продажи отдельных видов товаров» (структурно этот пункт входит в раздел IV «Особенности продажи
технически сложных товаров бытового назначения») часы прямо упомянуты как технически сложный товар бытового назначения. Причем «Правила продажи» утверждены тем же постановлением Правительства РФ № 55, что и Перечень.
Таким образом, такой товар как часы отвечает обоим указанным в п. 11 Перечня условиям:

— является технически сложным товаром бытового назначения;

— на него
установлен гарантийный срок (подтверждается соответствующей отметкой в паспорте на часы и (или) в гарантийном талоне).

Кроме того,
согласно «Общероссийскому классификатору продукции» (ОК 005-93) утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 № 301 — такие товары как часы являются — приборами времени.

Второе мнение:

Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2011 года № 924 «Об утверждении перечня технически сложных товаров» утвержден Перечень технически сложных товаров. 

Однако, часы, в том числе и электронно-кварцевые, в названном перечне не указаны, следовательно они не являются технически сложным товаром.

0
0
0
0

«Нужно ли проводить проверку качества товара если они с момента покупки не заводятся»? 

Согласно п.5 ст. 18Закона продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя одновременно с
письменной претензией
покупателя. Письменная претензия оформляется в двух экземплярах. В претензии потребитель указывает свои данные (ф.и.о., адрес, контактный телефон), сведения о приобретенном товаре и выдвигает одно из
требований, предусмотренных п. 1ст. 18Закона (ремонт;
замена; возврат денег, — т.е. одно из установленных Законом требований).
На втором экземпляре претензии, который остается у  покупателя, продавец должен поставить подпись и дату принятия претензии. Некачественный товар потребитель
оставляет у продавца, который обязан осуществить его доставку в сервисный центр для проведения проверки качества. Продавец не вправе отказывать потребителю в
принятии претензии без предварительного получения потребителем заключения о состоянии товара в сервисном центре, т.к. в период гарантии обязанность
получения технических заключений (актов и т.п.) о причинах появления и характере недостатков является обязанностью продавца, а не покупателя.

2) Незамедлительно удовлетворить требование потребителя невозможно, т.к. продавец должен разобраться в причинах появления недостатков, а следовательно провести проверку
качества товара
. Уже на данном этапе следует правильно оформить отношения с продавцом, чтобы не попасть в неприятную ситуацию. Передавая товар продавцу, необходимо составить акт приемки товара на проверку
качества
, в котором указать, кто и когда принял товар для проверки качества. Кроме того, следует описать сам передаваемый товар, указать его отличительные признаки (серийный номер, марку, модель и т.д.), отметить, в чем
выражается дефект, а также оговорить наличие или отсутствие пломб и внешних повреждений (наличие царапин, трещин, сколов, потертостей и т.п.). Первичную проверку качества продавец вправе провести своими силами и с привлечением собственных специалистов, например
специалистов своего сервисного центра. На проведение подобных проверок не требуется никакого специального разрешения (лицензии, сертификата) и такая проверка проводится бесплатно, за счет продавца. Потребитель
вправе участвовать в проверке качества товара.

Факт проведения проверки качества товара должен отражаться  в акте проверки, который подписывают все присутствующие при этом лица.
Потребитель вправе указать в акте на допущенные нарушения или выразить свое несогласие с выводами проверки. Один экземпляр акта выдается на руки потребителю.

3) При возникновении спора о причинах, вызвавших появление недостатков, продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет. То есть, если потребитель, получив акт проверки
качества товара, не соглашается с выводами проверки, считает, что недостатки появились не по его вине, он вправе настаивать на проведении независимой экспертизы (цель экспертизы – установить причину появления дефекта в товаре: производственный дефект или
механическое повреждение, возникшее вследствие нарушения потребителем правил эксплуатации товара и т.п.
). Лицо (или организация), проводящее экспертизу, должно быть не заинтересованным в ее результатах и не зависеть от
сторон. Экспертиза проводится за счет продавца, однако в том случае, если в ходе экспертизы будет установлено, что недостаток возник по обстоятельствам, за которые продавец не отвечает, потребитель обязан возместить расходы, понесенные в связи с проведением экспертизы, в том числе расходы на транспортировку и хранение товара.

Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

По соглашениюмежду потребителем и продавцом
потребитель может не передавать товар для проверки качества (экспертизы) продавцу, а представить заключение экспертизы сторонней организации. В этом случае продавец должен возместить потребителю расходы на проведение экспертизы, если экспертным заключением подтверждено наличие в товаре производственного дефекта.


2
0
2
0
Похожие вопросы
Защита прав потребителей
Статус *"технически сложного товара"* ограничивает право возврата только для товаров *надлежащего качества* (ст. 25 ЗоЗПП), но *не отменяет* право на возврат денег за *бракованный товар* по ст
### Описание ситуации для юриста **1. Суть спора:** Работодатель угрожает привлечением к материальной ответственности (заставляет «готовить бабки») за правомерное исполнение обязанности по возврату денежных средств покупателю за бракованный товар в соответствии с ЗоЗПП. **2. Хронология событий:** * **Покупка:** Клиент приобрел телефон (технически сложный товар). * **Обращение:** Спустя неделю клиент вернулся с заявлением о неработающем динамике (дефект подтвердился при проверке: звук есть только на громкой связи). * **Действие сотрудника:** Я, как продавец-консультант, оформил возврат денежных средств, руководствуясь ст. 18 ЗоЗПП. Клиент получил деньги и ушел. * **Реакция работодателя:** Менеджер (или иное руководящее лицо) предъявил претензию, заявив, что я должен был не возвращать деньги, а отправить товар на экспертизу, и потребовал возместить полную стоимость телефона. **3. Правовая позиция работодателя (в тезисах):** * Я, как продавец-консультант, не являюсь «техническим специалистом» и не имел права самостоятельно принимать решение о возврате. * Для технически сложного товара обязательным предварительным этапом является экспертиза для установления причины неисправности. * Внутренняя инструкция компании предписывает принимать такой товар только в ремонт или на экспертизу, но не на возврат. * Товар нельзя было возвращать, так как клиент «уже ушел из магазина», и нет доказательств, что поломка не произошла по его вине. **4. Моя правовая позиция и совершенные действия:** * Я действовал в строгом соответствии с **ст. 18 Закона «О защите прав потребителей»**. * **П. 1 ст. 18:** Потребитель вправе при обнаружении недостатка отказаться от договора и потребовать возврата уплаченной суммы. * **П. 5 ст. 18:** Проверка качества или экспертиза инициируется продавцом **только в случае спора о причинах недостатка**. На момент обращения спора не было, дефект был очевиден и подтвержден. * Статус **«технически сложного товара»** ограничивает право возврата только для товаров **надлежащего качества** (ст. 25 ЗоЗПП), но **не отменяет** право на возврат денег за **бракованный товар** по ст. 18 ЗоЗПП. * Требование работодателя нарушает **ст. 238-239 Трудового кодекса РФ**, так как я не совершал виновных действий, причинивших прямой действительный ущерб. Ущерб вызван продажей бракованного товара, а не моими правомерными действиями. * Внутренний регламент компании, запрещающий возврат и предписывающий экспертизу до удовлетворения требований потребителя, **противоречит федеральному законодательству** и не подлежит применению. **5. Просьба к юристу:** 1. Подтвердить правомерность моих действий по возврату денежных средств. 2. Дать правовую оценку законности требований работодателя о возмещении ущерба. 3. Разъяснить порядок моих дальнейших действий в случае продолжения давления (включая невыплату зарплаты, угрозу увольнения или попытку принуждения к «добровольному» возмещению). ---
, вопрос №4775830, Иван, г. Ангарск
Автомобильное право
Имеют ли они право не отдать права?
Здравствуйте. Нужно получить права после лишения по ст. 264.1. Сдал медкомиссию в Екатеринбурге.так как там работаю. а получить права надо в Нижнем Тагиле. Не отдают. говорят. что комиссию надо обязательно проходить по месту лишения прав. то есть в Нижнем Тагиле. Имеют ли они право не отдать права?
, вопрос №4774707, Андрей, г. Москва
1086 ₽
Вопрос решен
Гражданское право
Нужно ли пересчитывать госпошлину
Здравствуйте. Направляла иск о защите прав потребителя 11 сентября 2025 г, в котором сказано 2. Взыскать с Ответчика неустойку за нарушение срока устранения недостатков с 11.07.2025 по 11.09.2025 включительно: 3 533 000 × 1 % × 62 дней = 2 190 460 руб. 3. Взыскать компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб. 4. Взыскать штраф в размере 50% от присуждённой суммы (ст. 13 Закона о защите прав потребителей). 5. Взыскать судебные расходы, включая расходы на экспертизу (при наличии). Оплатила госпошлину 37 405 Но суд прислал замечания что я не отправила копию иску ответчику и дали срок до 3 октября исправить. Отправила копию, но уведомления о вручении не дождалась так как письмо шло долго и к уточненному иску я прикрепила чек с почты чтоб доказать что я направила иск ( так мне сказали сделать по телефону когда я звонила секретарю в суд). В итоге уведомление в дороге потерялось и суд в это время уже вернул 5 ноября 2025 года мой иск. Я думала что мне придет решение суда типо дело рассматриваться не будет и я с этим решением верну свою гос пошлину. Но решение вынесено не было. На сайте суда написано что «дело ВОЗВРАЩЕНО не выполнено указание судьи». В суд звонила (26 ноября звонила), сказала подавайте новый иск. 14 ноября нашлось мое уведомление. Вопрос: 1 вопрос. Могу ли написать новый иск сегодняшним числом (28 ноября ) приложить все необходимые документы в том числе досудебную претензию (претензия 25июня), уведомление о вручении копиии иска ответчику (копия вручена (8 октября)? Я боюсь что иск 28 ноября будет, а уведомление от ответчика 8 октября. 2 вопрос. Нужно ли пересчитывать госпошлину. Получается с 11.07.2025 по 26.09.2025 г (26 сентября дата отправления копии иска)-77 дней - неустойка 2 720 410+ моральная компенсация и сумма иска в итоге 2 770 410. Получается гос пошлина 42 705 , получается я оплачивала 37 405 и мне нужно доплатить 5 300. 3 вопрос. Если я могу отправить новый иск и использую старую госпошлину добавляя недостающую сумму, я прикрепляю 2 чека и что мне нужно указать в иске что я часть суммы использую от старой госпошлины
, вопрос №4773925, Ольга, г. Москва
Дата обновления страницы 16.07.2014