8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
400 ₽
Вопрос решен

Необходимо ли ИП на УСН распечатывать и хранить первичные документы?

Подскажите пожалуйста, я ИП на УСН-доходы, занимаюсь продажей детской одежды через интернет, обязательно ли мне распечатывать и хранить ТОРГ-12 и счета на оплату. Могут ли при проверке их с меня потребовать или хватит только платежных поручений из банка

, Ольга, г. Екатеринбург
Ирина Фролова
Ирина Фролова
Юрист, г. Ставрополь
Эксперт

Здравствуйте, Ольга!

Согласно ст.6 ФЗ о бухучете 1. Экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет в соответствии с настоящим Федеральным законом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. 2. Бухгалтерский учет в соответствии с настоящим Федеральным законом могут не вести: 1) индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, — в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности;

Согласно ст.9 ФЗ о бухучете 1. Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.

3. Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным — непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных. Лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни.

То есть, индивидуальные предприниматели могут не вести бухгалтерский учет, но отражать доходы и расходы обязательно. Поэтому целесообразнее будет составлять ТОРГ-12

Желаю удачи!

3
0
3
0
Александр Безгодов
Александр Безгодов
Юрист, г. Курганинск

Ольга, здравствуйте.

По общему правилу:

Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О бухгалтерском учете»

(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014)

Статья 29. Хранение документов бухгалтерского учета

1. Первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторские заключения о ней подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

2. Документы учетной политики, стандарты экономического субъекта, другие документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета, в том числе средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности электронной подписи, подлежат хранению экономическим субъектом не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз.

3. Экономический субъект должен обеспечить безопасные условия хранения документов бухгалтерского учета и их защиту от изменений.

4. При смене руководителя организации должна обеспечиваться передача документов бухгалтерского учета организации. Порядок передачи документов бухгалтерского учета определяется организацией самостоятельно.

Но есть исключение в этом же Законе:

Статья 6. Обязанность ведения бухгалтерского учета

2. Бухгалтерский учет в соответствии с настоящим Федеральным законом могут не вести:

1) индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, — в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности;

Т.о., если Вы как ИП ведете учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности, то Вы не обязаны вести бух. учет, и соответственно у Вас нет обязанности хранить первичные документы не менее пяти лет после отчетного года.

С уважением,
юрист, член Совета экспертов
Александр Безгодов


2
0
2
0
Олег Столбов
Олег Столбов
Юрист, г. Краснодар

Что касается бухгалтерского учета в целом:

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» экономические субъекты обязаны вести бухгалтерский учет в соответствии с Федеральным законом, если иное не установлено Федеральным законом.
Бухгалтерский учет может не вести индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, — в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством.
Статьей 346.24 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.
В связи с этим индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета в соответствии с названным Федеральным законом.

В соответствии с требованиями, установленными гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности (необходимых для исчисления налоговой базы и налога) на основании Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, форма которой утверждена приказом Минфина РФ от 31 декабря 2008 г. N 154н.
В этой книге в хронологической последовательности на основе первичных документов позиционным способом отражают все хозяйственные операции за отчетный (налоговый) период.

К вопросу о необходимости хранения первичных документов:

Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщик обязан обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов в течение четырех лет.
Следует учитывать, что течение указанного срока начинается после отчетного (налогового) периода, в котором документ использовался в последний раз для составления налоговой отчетности, начисления и уплаты налога, подтверждения полученных доходов и произведенных расходов.
Таким образом, налогоплательщики — индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, независимо от выбранного объекта налогообложения, обязаны хранить данные налогового учета и другие необходимые документы четыре года, если иные сроки не установлены законодательством.

0
0
0
0
Олег Мирный
Олег Мирный
Юридическая компания "ООО Налоговый контраргумент", г. Екатеринбург

Здравствуйте, Ольга.

обязательно ли мне распечатывать и хранить ТОРГ-12

Ольга

Согласен с предыдущими ответами юристов, что накладную ТОРГ-12 необходимо составлять.

Однако, к сожалению, просто распечатывание и хранение накладной не убережет Вас от претензий со стороны проверяющих.

В идеале ТОРГ-12 должна быть подписана покупателем. Ведь подпись это обязательный реквизит первичного документа, согласно Федеральному закону № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Правомерность моего вывода подтверждается в Письме Минфина РФ № 03-02-07/1-187 от 09.06.2011г.

Могут ли при проверке их с меня потребовать или хватит только платежных поручений из банка

Ольга

Ввиду того, что Вы обязаны составлять ТОРГ-12, то с Вас их могут потребовать в ходе налоговой проверки.

За непредставление каждой товарной накладной предусмотрен штраф в размере 200 руб. по ст.126 НК РФ.

За то, что Вы грубо нарушаете правила учета дохода по ст.120 НК РФ  Вам могут предъявить штраф 10 т.р., а если Вы будете не оформлять товарные накладные несколько лет, то штраф может составить по этой же статье п.2 — 30 т.р.

Аналогичный вывод о штрафе по ст.120 НК РФ при неоформлении ТОРГ-12 содержится в ранее указанном мною Письме Минфина РФ.

Что касается самого налога на УСН. Если Вы учли все доходы в целях налогообложения без ТОРГ-12 — доначисления по УСН Вам не грозят.

и счета на оплату.

Ольга

Что касается счетов на оплату, то это вообще не первичный документ, исходя из положений Федерального закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Счет на оплату служит для оформления намерений покупателя и продавца.

Ни в одном нормативно-правовом акте о бухучете и Налоговом кодексе РФ не прописана обязанность по оформлению счета на оплату.

Поэтому счета на оплату Вы можете не распечатывать и не хранить. Претензий у налоговиков по этому счету к Вам не возникнут.

0
0
0
0
Похожие вопросы
Наследство
Вопрос: надо ли заполнять налоговую декларацию и на основании каких документов?
Мы с братом продали квартиру, которая нам досталась по наследству после смерти родителей. Акт приватизации 1994, Отец умер в 2016, мама в 2024. Продали в ноябре 2025. Вопрос: надо ли заполнять налоговую декларацию и на основании каких документов? Благодарю за ответ.
, вопрос №4775846, Александр, г. Тюмень
Военное право
Успею я ли подать в суд и получить отсрочку во время судебного разбирательства если захотят забрать в армию 3 декабря?
Здравствуйте, был на КМО поставили категорию Б3 и дали повестку на 2 декабря для уточнения документов. Успею я ли подать в суд и получить отсрочку во время судебного разбирательства если захотят забрать в армию 3 декабря?
, вопрос №4775773, Алексей, г. Москва
Военное право
В ВШДР необходимо ли принимать дела и должность не связанные с летной работой и соответственно обязанностями?
Добрый день, вопрос такой, контракт закончился(вернее вышел его срок) однако согласно указа Президента номер 647 п. 4 он сохраняет свою силу, но дабы я заключил новый контракт(хотя и тот действует) хотят перевести на непонятную должность ВШДР, я из числа летного состава,законно ли это?В ВШДР необходимо ли принимать дела и должность не связанные с летной работой и соответственно обязанностями?
, вопрос №4775496, Денис, г. Москва
Гражданское право
Можно ли на данном этапе подать иск в суд о взыскании долга или надо ждать окончания реорганизации Покупателя?
Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, как правильно поступить в следующей ситуации... Между юр лицами был заключен договор поставки. Поставщик должным образом выполнил свои обязательства. Покупатель со своей стороны в полном объеме принял товар товар и подписал первичные документы (УПД, ТН). Претензий по качеству не поступило. Товар был поставлен в постоплату. Срок оплаты Покупателем нарушен. Поставщик имеет намерение подать иск в суд. Но Покупатель находится в реорганизации, путем присоединения к нему других юр лиц. Претензия Покупателю была направлена, но оставлена без ответа. Можно ли на данном этапе подать иск в суд о взыскании долга или надо ждать окончания реорганизации Покупателя?
, вопрос №4774264, Клиент, г. Ростов-на-Дону
Трудовое право
Как выгоднее будет поступить, устроиться на работу официально или самозанятость переделать на ип по ндп и внести страховой взнос?
Добрый вечер! Я беременна, срок 10 недель. Интересует вопрос по поводу выплат. В данный момент я самозанятый. Как выгоднее будет поступить, устроиться на работу официально или самозанятость переделать на ип по ндп и внести страховой взнос? Помимо этого на мне два пенсионера 80+ по уходу
, вопрос №4773755, Тамара, г. Новосибирск
Дата обновления страницы 05.11.2014