Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Обязаны ли мы вернуть денежные средства, если в договоре прописано об обратном?
Добрый день! Мы занимаемся разработкой программного обеспечения, а также веб-приложения, предоставляя заказчику доступ к программному обеспечению через Интернет - SaaS. Схема оплаты предполагает, что если необходимость в программном обеспечении временно отсутствует, то заказчик может приостановить его использование и заморозить выплаты.
Дело в том, наш Заказчик (юрид.лицо - ООО) оплатил за SaaS-версию за 6 месяцев вперед, а через 5 дней стал требовать возврат денежных средств (ввиду того, что их компания якобы прекращает деятельность). По нашему договору SaaS, возврат денежных средств за данную версию не предусмотрено.
Акты выполненных работ Заказчиком (юрид.лицом) подписаны не были, так как он их еще не получил, мы отправляем их по почте простым письмом.
Обязаны ли мы вернуть денежные средства, если в договоре прописано об обратном?
Эльвира, добрый день!
Александр верно все написал с точки зрения договора оказания услуг. Если ваш договор построен как договор оказания услуг, то я бы сказал, что вы можете иметь право только на компенсацию фактических ваших трат. Судебная практика рассматривает это как оплата фактически оказанных услуг, т.е. за 5 дней, например, если такой тариф у вас есть. Если нет, то тогда скорей всего возьмут стоимость месяца, например, и высчитают стоимость 5 дней.
Т.к. заказчик вправе отказаться от договора оказания услуг в любое время. Ограничение этого права незаконно.
Если же ваш договор построен по принципу лицензионного, что было бы гораздо правильнее по разным соображениям, в том числе и этому, то лицензиат не вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора. Соответственно, если договор заключен на 6 месяцев, то не важно, за раз он оплатил сумму или должен был по договору платить каждый месяц, расторгнуть договор он не может, оплачивать его должен. Хотя и тут могут быть нюансы — в определенных ситуациях лицензиат может доказать свое право прекратить договор.
Схема периодической оплаты предполагает, что если необходимость в программном обеспечении временно отсутствует, то заказчик может приостановить его использование и заморозить выплаты разработчику. То есть заказчики могут оплачивать за версию за 1, 3, 6, 12 месяцев.
Если оплата помесячная и компания откажется от оказанных услуг в следующем месяце, то деньги необходимо будут вернуть, т.к. если они обратятся в суд, то деньги будут взысканы.
Если договором не предусмотрен электронный обмен данными, тогда надлежащим уведомлением будет направление письма почтой.
Условие о такой оплате формулируется в договоре как обязанность заказчика ежемесячно вносить одинаковую плату, если в этом месяце заказчик не отказывался от потребления услуг.Такое условие содержится в договорах с неограниченным объемом потребления услуг (связи, телевидения, питания и т.п.), а также в договорах, по которым из установленного перечня услуги оказываются по мере необходимости (юридические, охранные и т.п.). Таким образом, объем оказанных и потребленных услуг не может быть определен сторонами в момент заключения договора и зависит от будущих событий или действий заказчика.
2.1. Вывод из судебной практики: По вопросу о том, зависит ли внесение абонентской (периодической и фиксированной) платы по договору от объема оказанных услуг, существует две позиции судов.
Позиция 1. Внесение абонентской платы по договору не зависит от объема фактически оказанных услуг.Примечание: В ряде приведенных ниже актов суды отмечали наличие соответствующего договорного условия о необходимости оплаты услуг вне зависимости от их фактического потребления.
Позиция 2. Абонентская плата подлежит внесению, только если она эквивалентна фактически оказанным услугам.