Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Возможно ли снять фильм, имея только право на экранизацию?
Здравствуйте! Я сценарист, написала сценарий, который собирается экранизировать мой знакомый. При этом мне предложены такие условия договора: я передаю на год исключительное право на экранизацию, все остальные права остаются у меня. Через год я должна передать неисключительное право на экранизацию, права на сам фильм остаются при этом у его создателей, не у меня. Возможно ли такое? Спасибо
Здравствуйте, Мария!
В Вашем вопросе использованы изначально некорректные формулировки. Действующее законодательство не содержит понятия «неисключительное право». К тому же, согласно действующим нормам невозможно передать исключительное право на какое-либо время (год в Вашем случае). Видимо эти понятия перекочевали в Ваш договор из закона об авторском праве ит смежных правах, но этот закон не действует уже 7 лет. По действующему законодательству договор об отчуждении исключительного права регламентируется статьей 1285 ГК РФ и предусматривает полное отчуждение исключительного права на весь срок действия исключительного права без всяких ограничений, в полном объеме.
Для предоставления права экранизации возможно заключение лицензионного договора. Если проводить аналогию с более простыми правовыми институтами, то лицензионный договор это как аренда (пользование на срок или в течение всего срока действия изначального исключительного права), а договор об отчуждении исключительного права это как купля-продажа (полностью и навсегда).
Полагаю, Вам нужно определиться с самой идеей — чего именно Вы ожидаете от возникающих правоотношений, а затем обратиться к специалисту, специализирующемуся на авторском праве, для составления юридически правильного договора.
Права на сам фильм в целом будут принадлежать изготовителю. Однако изготовитель должен иметь лицензионные договоры со всеми авторами произведений, вошедших в состав сложного объекта (фильма).
Добрый день!
Андрей Макаров все Вам верно указал — есть путаница в понятиях. Сначала надо определиться, на каких именно условиях Вы фактически готовы с ними работать, а потом уже облекать это в форму юридических формулировок (исключительное право или неисключительная (исключительная) лицензия, срок использования, вознаграждение и проч.).
При этом Вы должны знать, что как сценарист являетесь соавтором фильма, см. ГК РФ:
Статья 1263. Аудиовизуальное произведение
2. Авторами аудиовизуального произведения являются:
1) режиссер-постановщик;
2) автор сценария;
3) композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения.
Также есть такое лицо, как изготовитель, то есть лицо, организовавшее создание фильма (продюсер). Изготовителю принадлежит исключительное право на аудиовизуальное произведение в целом,если иное не вытекает из договоров, заключенных им с авторами аудиовизуального произведения.
Добрый день!
Существует несколько возможных вариантов предоставления прав на сценарий:
1) Отчуждение исключительного права на сценарий в полном объеме. Лицо, которому Вы отчуждаете право, становится полным и единственным правообладателем сценария навсегда, на весь срок действия авторского права на сценарий, на все способы и формы использования (экранизация, издание, театральная постановка и прочее).
2) Исключительная лицензия. В договоре можно определить конкретную территорию, срок, а также способы использования, выделив, например, только экранизацию.
Ограничение срока лицензии в данном случае означает, что изготовитель сможет воспользоваться своим правом на экранизацию в определенный срок, после чего, права «вернутся» к Вам.
При этом, в случае постановки Фильма, отношения между Вами, как соавтором фильма, и изготовителем должны регулироваться отдельным соглашением или разделом договора с учетом требований ст. 1240 ГК РФ (ниже).
Также, необходимо учесть в договоре, что будет происходить с правом на экранизацию при постановке фильма после окончания срока лицензии (если срок определен) — сможете ли Вы передать право на экранизацию третьему лицу для создания другого фильма по этому же сценарию или нет.
Передача прав третьим лицам в период действия исключительно лицензии невозможна.
3) Неисключительная лицензия — отличается от исключительной тем, что в период срока действия лицензии Вы можете распоряжаться правами, переданными изготовителю, предоставляя любые (в том числе и переданные) права третьим лицам.
Права на фильм будут принадлежать изготовителю.
В ст. 1240 ГК РФ, где среди прочего указано, что
"- Лицензионный договор, предусматривающий использование результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта, заключается на весь срок и в отношении всей территории действия соответствующего исключительного права, если договором не предусмотрено иное.
— Условия лицензионного договора, ограничивающие использование результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта, недействительны.
— При использовании результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта за автором такого результата сохраняются право авторства и другие личные неимущественные права на такой результат."
Таким образом, при любой форме договора предоставления права на сценарий, права на фильм будут принадлежать изготовителю.
Теоретически возможен вариант, при котором договором между Вами и изготовителем будет предусмотрено, что Вы являетесь не только соавтором фильма, но и становитесь его совладельцем (правообладателем). Но на практике это трудно реализуемо. Лучше регулировать договором степень Вашего участия в доходах, для этого необязательно быть совладельцем. Также, за Вами сохраняется авторское право (как на сценарий, так и на фильм, в случае его создания), оно неотчуждаемо.
Как видите, вариантов достаточно много, но надеюсь, что смогла донести общую практику правоприменения в этой области