Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Возврат денег за проживание гостю администрацией гостиницы
Здравствуйте! Являюсь владельцем хостела в РФ, гость оплатил проживание полностью до заезда, как и положено, затем сообщил, что уезжает раньше положенного срока на несколько дней и попросил вернуть деньги за оставшиеся дни. Ему было отказано. Хотелось бы услышать ответ, вправе ли мы таким образом отказывать гостю?
Гость ссылался на п. 20 постановления правительства о правилах предоставления гостиничных услуг. Но там его толкование не однозначно, да и к тому же есть наверняка еще что-то, на основании чего можно не возвращать деньги.
Гость бронировал через наш сайт, где прописано пользовательское соглашение (в прикрепленном файле)
Но хотелось бы знать, если ситуация схожая возникнет, при других способах бронирования
- Пользовательское соглашение.docx
Здравствуйте.
В данном случае в приоритете правила оказания гост. услуг и Закон о защите прав потребителей, а они предусматривают возврат.
Статья 32. Право потребителя на отказ от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг)
Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг)в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
Правила
20. Потребитель вправе расторгнуть договор на оказание услуги в любое время, уплатив исполнителю часть цены пропорционально части оказанной услуги до получения извещения о расторжении договора и возместив исполнителю расходы, произведенные им до этого момента в целях исполнения договора, если они не входят в указанную часть цены услуги.
То есть деньги за оставшиеся дни вернуть должны, если не докажете, что понесли дополнительно какие то расходы которые могут входить в оставшуюся часть цены договора, неиспользованную потребителем.
Михаил, добрый день.
К сожалению, Вы обязаны вернуть деньги за дни, которые клиент не проживал. Он же освободил номер, что Вы теряете? Вы же можете заселить другого постояльца?
Статья 32. Право потребителя на отказ от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг)
[Закон РФ «О защите прав потребителей»][Глава III][Статья 32]
Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о
выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты
исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением
обязательств по данному договору.
А как же упущенная выгода?
Михаил
Упущенная выгода в Вашем случае не применима, так как клиент, съезжая раньше не нарушает Ваше право, а пользуется своим, на отказ от услуги.
Статья 15. Возмещение убытков
[Гражданский кодекс РФ][Глава 2][Статья 15]
2. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено,
произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного
права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также
неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях
гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная
выгода).
Здравствуйте,
Вы обязаны были вернуть ему денежные средства за оставшиеся дни на основании приведенных им правил:
"… Потребитель вправе расторгнуть договор на оказание услуги в любое время, уплатив исполнителю часть цены пропорционально части оказанной услуги до получения извещения о расторжении договора и возместив исполнителю расходы, произведенные им до этого момента в целях исполнения договора, если они не входят в указанную часть цены услуги..."
а так же на основании ЗоПП, коллега привел статью выше.
Теряем то, что этот номер могут и не забронировать
Михаил
Клиент может обратится к Вам с претензией вернуть оставшуюся часть денежных средств, а далее обратиться в суд. И если Вы не докажете в суде свою упущенную выгоду( которой здесь нет, в силу того, что у клиента есть право по ЗоПП отказаться от услуги в любое время) или фактически понесенные расходы (в части этих денег), помимо того, что придется вернуть денежные средства за дни, когда клиент не пользовался Вашими услугами, так еще придется и оплатить штраф 50% от этой суммы за отказ добровольно вернуть ден.средства.
ЗоПП, ст.13 п.6:
6. При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Система ГАРАНТ: base.garant.ru/10106035/1/#block_1306#ixzz3iEMEmbn3
здравствуйте. Согласен с коллегами — ст 32 зпп разрешает потребителю в любой момент отказаться от услуги и получить созразмерный возврат средств, гражданский кодекс — ст 782 закрепляет такое же положение.
В данной ситуации вы не правы, нужно вернуть деньги потребителю, иначе он может обратиться в роспотребнадзор, и это для вас закончиться штрафом. Так же он вправе подать на вас в суд.
Если у Вас фактически понесены расходы, Вы можете из предъявить потребителю.
«Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение», 2010, N 1
…
ОТКАЗ КЛИЕНТА ОТ ЗАБРОНИРОВАННОГО НОМЕРА
Правила оказания гостиничных услуг в РФ разработаны в соответствии с Законом о защите прав потребителей и регулируют отношения в области предоставления гостиничных услуг, потребителем которых является гражданин. В силу п. 20 Правил предоставления гостиничных услуг в РФ потребитель имеет право расторгнуть договор на оказание услуги в любое время, уплатив исполнителю часть цены пропорционально части оказанной услуги до получения извещения о расторжении договора и возместив исполнителю расходы, произведенные им до этого момента в целях исполнения договора, если они не входят в указанную часть цены услуги. Пунктом 1 ст. 782 ГК РФ также установлено, что заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
Таким образом, Закон и подзаконные акты предоставляют заказчику возможность в одностороннем порядке в любое время отказаться от договора возмездного оказания услуг, но при этом возлагают на него обязанность по возмещению исполнителю фактически понесенных расходов. Такой отказ расценивается Законом как правомерное действие и поэтому свидетельствует об отсутствии вины заказчика в неисполнении своих обязанностей по договору.
То есть иных возможностей для удержания какой-то части суммы не усматривается.
а если бронирование происходит, например через booking.com, где указано, что за несколько дней до заезда в случае отмены или не заезда вовсе отель вправе снять штраф в размере стоимости бронирования, это то же не законно?
Михаил
Михаил, указанный сайт является агрегатором предложений со стороны гостиниц всего мира. Вероятнее всего за рубежом более либеральные по отношению к хотельерам правила, которые позволяют удерживать штрафы допустим за один день и возвращать сумму, перечисленную за бронирование за вычетом этого штрафа. В части российских гостиниц это правило, даже если написано — недействительно, поскольку вступает в прямое противоречие с законом.
Здравствуйте, Михаил!
Гость ссылался на п. 20 постановления правительства о правилах предоставления гостиничных услуг.
Михаил
Да, он верно ссылается на п. 20 Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.1997 N 490 (ред. от 13.03.2013), где сказано:
20. Потребитель вправе расторгнуть договор на оказание услуги в любое время, уплатив исполнителю часть цены пропорционально части оказанной услуги до получения извещения о расторжении договора и возместив исполнителю расходы, произведенные им до этого момента в целях исполнения договора, если они не входят в указанную часть цены услуги.
Но там его толкование не однозначно, да и к тому же есть наверняка еще что-то, на основании чего можно не возвращать деньги.
Михаил
«Еще что-то» действительно есть. Письмом Госстроя РФ от 16.02.2001 N ВР-738/12 разъяснено, что при расторжении потребителем договора с гостиницей до истечения суток оплата взимается в соответствии с пунктом 13 Правил:
13. Плата за проживание в гостинице взимается в соответствии с единым расчетным часом — с 12 часов текущих суток по местному времени.
При размещении до расчетного часа (с 0 до 12 часов) плата за проживание не взимается.
В случае задержки выезда потребителя плата за проживание взимается в следующем порядке:
не более 6 часов после расчетного часа — почасовая оплата;
от 6 до 12 часов после расчетного часа — плата за половину суток;
от 12 до 24 часов после расчетного часа — плата за полные сутки (если нет почасовой оплаты).
При проживании не более суток (24 часов) плата взимается за сутки независимо от расчетного часа.
Исполнитель с учетом местных особенностей вправе изменить единый расчетный час.
Т.о., Вы должны вернуть деньги потребителю:
- полностью — со следующего дня после получения извещения о расторжении договора;
- частично — за день, когда Вы получили извещение, в зависимости от времени, когда потребитель освободил номер.
Потребитель, в свою очередь, должен возместить Вам расходы, произведенные Вами до этого момента в целях исполнения договора, если они не входят в указанную часть цены гостиничной услуги.
А как же упущенная выгода? где-то об этом читал для гостиниц
Михаил
Упущенную выгоду Вы не вправе требовать, так как здесь нет со стороны потребителя нарушения обязательств. Потребитель по закону имеет право на односторонний отказ от гостиничных услуг, чем он и воспользовался. Однако он должен возместить Вам расходы, произведенные Вами до этого момента в целях исполнения договора, если они не входят в указанную часть цены гостиничной услуги.
Подскажите пожалуйста, а если бронирование происходит, например через booking.com, где указано, что за несколько дней до заезда в случае отмены или не заезда вовсе отель вправе снять штраф в размере стоимости бронирования, это то же не законно?
Михаил
Не законно. См. п. 23 Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.1997 N 490 (ред. от 13.03.2013):
При расторжении потребителем договора об оказании услуги по договору на бронирование мест в гостинице исполнитель не вправе требовать возмещения своих затрат, произведенных в процессе оказания услуги, а также платы за оказанную услугу, за исключением случая, если потребитель принял оказанную услугу.
А как же упущенная выгода? где-то об этом читал для гостиниц
Не в Вашем случае. ЗоЗПРП чётко прописывает
«Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг)в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов»
упущенная выгода в фактические расходы не входит